Занятие по теме транспорт в подготовительной группе. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наземный транспорт» в подготовительной группе

Тема: «Транспорт, его виды»

Программное содержание: Закрепить у детей понятие «транспорт» и его виды: воздушный, наземный, водный, подземный. Учить описывать транспорт, его назначение, развивать воображение, творчество.

Материалы к занятию : большие рисунки на картонной основе паровоза, парохода, самолёта, у детей билеты со схематичным изображением вида транспорта, картинки с различным транспортом, пособие «Виды транспорта».

Словарная работа: транспорт, троллейбус, трамвай.

Ход занятия

1. Постановка цели.

— Отгадайте загадки и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

а) Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (автомобиль)

б ) Паровоз без колёс!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по полю пошёл. (пароход)

в) Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский …. (вертолёт)

— Как назвать одним словом пароход, паровоз, вертолёт? Сегодня мы поговорим о транспорте.

2.Основная часть

2.1. Беседа о значении транспорта.

— Для чего нужен человеку транспорт?

— А ещё нужен, чтобы путешествовать. Сегодня у нас есть самолёт, пароход, поезд. Можете сесть туда, куда захотите, но сначала нужно купить билеты.

2.2. Классификация видов транспорта. Работа с пособием «Транспорт».

Дети, почему плачет наш кондуктор?

(Транспорт находится не на своих местах).

Давайте поможем ему разобраться в получившейся путанице.

(Дети правильно размещают картинки с транспортом.)

Возьмите себе именно тот билет, на каком транспорте вы бы хотели попутешествовать. Проверьте, правильно ли вы заняли места. Какой транспорт самолёт (пароход, паровоз)? Почему?

2.3. Составление рассказов о путешествиях.

Куда бы вы хотели отправиться? Что можно увидеть из окна парохода (паровоза, самолёта)? Назовите, какой вы ещё знаете наземный, водный, воздушный транспорт. Надеюсь, ваши мечты когда-нибудь осуществятся. И вы сядете в настоящий паровоз, пароход, самолёт.

3. Физминутка.

а ) Водитель спозаранку

Крутит круглую баранку.

б) Сели в лодку и – айда!

По реке туда – сюда.

в ) Паровоз кричит: «Ду – ду,

Я иду, иду, иду!»

А колёса стучат,

А колёса говорят:

«Так – так – так!»

(Дети имитируют движения.)

4. Словесные игры.

4.1.Игра «Назови ласково».

самолёт машина лодка

вертолёт трамвай пароход

ракета паровоз

4.2.Игра «Один – много»

самолёт ракета автобус

пароход грузовик троллейбус

машина мотоцикл

4.3.Работа со скороговоркой.

Вёз корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

(Сюрпризный момент, раздача конфет.)

5.Итог.

Расположить каждый вид транспорта на своё место (на пособии).

Какие виды транспорта вы знаете?

Цели:

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
Упражнять в правильном произношении звуков «р» и шипящих, в умении давать развернутые ответы на вопросы.
Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.
Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.
Воспитывать уважение к профессии водителя

Оборудование:

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.
Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.
Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи.
Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.
Оборудование для аппликации.

Предварительная работа:

Наблюдение за транспортом.
Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением транспортных средств.
Беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

Ход занятия:

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку:

Загадка про шофёра

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
(Шофёр)

(Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).

(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Чтение стихотворения «Шофёры»

«Шофёры»

(Курбан Чолиев)

Шуршат по дорогам
Веселые шины
Спешат по дорогам
Машины, машины...
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Кирпич и железо,
Дрова и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна
Но как она людям
Повсюду нужна.

Дидактическая игра «Все профессии важны»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.
- Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
(Ответы детей).

Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).
Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Динамическая пауза «Поезд с грузом»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.

Рассказ о видах транспорта

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Чистоговорка «Поезд»

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща - че, ша, ща.

Продолжим наш рассказ.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Физкультминутка «Светофор»

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.

Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

Аппликация «Воздушный шар»

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект НОД в подготовительной группе. «Транспорт»

Задачи:

Образовательные:

1. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «», обобщающие понятия видов транспорта.
2. Закреплять навыки словообразования.
3. Продолжать учить согласовывать существительные и числительные в роде, числе, падеже.
4. Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
5. Обогащать словарь по данной теме новыми словами: морской порт, аэропорт, аэродром, автовокзал, железнодорожный вокзал.

Развивающие:

1. Развивать умение делать умозаключения через составление предложений.
2. Развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

1. Создать условия для эмоционально-положительного настроя у детей.

Средства ТСО

Материал: картинки с видами транспорта, дидактические игры «4-лишний», «1-2-5», игрушка водителя и автобуса, схема маршрута, плоскостное изображение Айболита, аптечка, стойки с картинками: автобус, поезд, самолет, корабль.

Ход НОД

1. Организационный момент

Дети входят в группу.

— Посмотрите, сколько гостей, поздоровайтесь и поделитесь своим хорошим настроением.

2. Сообщение темы занятия

Раздается телефонный звонок.

— Ребята, мне только что позвонил Айболит…беда…у него закончились все лекарства, животных лечить нечем? Что делать? Где их взять? (Возьмем аптечку).

А, вы согласны отправиться со мной в путешествие, чтобы отвезти туда лекарства?

Напомните мне, куда же ехать? Я думаю, он в Америке. (Нет, в Африке).

А, на чем нам туда добраться?
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит, и людей,
Что это? Скажи скорей?(транспорт)

— Путь длинный, нам понадобится разный транспорт.

А, как проехать нам поможет старая карта Айболита. Давайте ее рассмотрим: на чем сначала мы поедем, а потом? (Мы поедем на автобусе, потом – на поезде, полетим на самолете, поплывем на корабле).

— Но, нам придется выполнять по пути задания.

— Ребята, а куда нам надо отправиться, чтобы сесть на автобус? (на автовокзал)

1. Автовокзал

Ребята, перед тем как ехать, надо осмотреть автобус, все ли в порядке?

Игра «Назови где?»

Водитель подошел (к автобусу)
залез куда? (под автобус)
Вылез откуда? (из-под автобуса)
Водитель зашел куда? (за автобус)
Водитель вышел откуда? (из-за автобуса)
Водитель залез куда? (на автобус)
Водитель слез откуда? (с автобуса)
Водитель сел в автобус…отправляемся.
— Куда нам надо ехать, чтобы сесть на поезд? (на железнодорожный вокзал)

Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус,
Машина, трамвай,
О них ты на улице не забывай,
В морях корабли, ледоколы, суда,
Они не заходят сюда никогда.
Вот, мы и приехали….

2. Железнодорожный вокзал

Игра с мячом: «Объясни словечко» — словообразование.

— Ребята, что значит «железнодорожный транспорт», это какой?

Молодцы, назовите, какой транспорт я загадала?

Игра: «Сложные слова»

Возит, используя электричество – электровоз
Возит, используя пар – паровоз
Смешивает бетон — бетономешалка
Сам сваливает грузы – самосвал
Сам летает – самолет
Везде ходит – вездеход
Снег убирает – снегоуборочная машина

Игра: «Какой»- относительные прилагательные

Наш вагон очень комфортный, современный
У него окна из стекла, значит они какие?….(стеклянные)
Сиденья из кожи, значит они какие?…….(кожаные)
Поручни из пластмассы, они какие? ….(пластмассовые)
Крыша из металла…(металлическая)
Стены из железа, значит они какие?….(железные)
Двери из дерева…они какие? …..(деревянные)
Ручки из олова какие..(оловянные)

3. Аэропорт. Индивидуальная работа с карточками.

— Посмотрите, у вас билеты, а на них задания. Назовите что у вас, найдите лишний предмет, объясните почему?

Игра: «4 – лишний»

— А, теперь – полетели. Чтобы попасть на корабль, нам надо его попасть куда?(в морской порт)

Физминутка: «Самолет»

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет
— прилетели.

4. Морской порт. Индивидуальная работа с карточками.

Игра: «1-2-5»- согласование существительных с числительными.

4. Африка. Презентация.

— Ну, вот, мы и доставили лекарства. Посмотрите, как радуются звери. Пора возвращаться. — А, какой волшебный сказочный транспорт вы знаете, чтобы быстрее добраться до сада. Садитесь на ковер-самолет …закрывайте глаза…1,2,3

5. В группе

— Вы помните, как мы добирались до Африки? Давайте расскажем. Отработка приставочных глаголов по схематичному плану.

« На автобусе с автовокзала выехали, по дороге поехали, вокруг елки объехали, к мосту подъехали, на мост заехали, с моста съехали, к железнодорожному вокзалу подъехали. От ЖД вокзала отъехали, через город проехали, вокруг леса объехали, к аэродрому подъехали. На самолете с аэродрома взлетели, по небу полетели, через горы перелетели, в другой город прилетели. На корабле из порта выплыли, по морю поплыли, вокруг острова проплыли, далеко заплыли, в Африку приплыли».

Итог занятия. Оценка деятельности детей.
— Что понравилось. Какие задания запомнились? Про что говорили? Петрова Л.А. учитель-логопед, МБДОУ 27 г. Мурманска

Проект по теме: "Водный транспорт" в подготовительной группе


Автор. Макарова Надежда Леонидовна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 30 Кипень, Ленинградской области.
Описание. Предлагаю разработку проекта по теме «Водный транспорт» для детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории.
Тема проекта «Водный транспорт».
Вид проекта.
Познавательный, творческий.
Участники проекта.
Дети, родители, педагоги.
Срок проекта.
2 месяца.
Актуальность.
Современные дети будут жить в новом обществе, которое выдвигает новые требования к человеку: активность, любознательность, стремление к познанию, творчеству, умение принимать решения, готовность к переменам. В ходе проектной деятельности мы сможем поддержать детскую познавательную инициативу, расширить знания по данной теме. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируется умение рассуждать и устанавливать причинно – следственные связи, аргументировать решения. Работа над проектом позволит создать макет морских широт, придумать истории морских приключений. Мы получим возможность развивать стремление к познанию, умение работать в коллективе, высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельным, инициативным, воспитывать творческие способности, получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Предполагаемый результат.
Дети узнали историю судостроения. Расширили знания о разных видах морской техники, о назначении разных видов кораблей, о морских профессиях, о водных видах спорта.
Цель.
Расширение знаний детей о видах водного транспорта, о его назначении. Развитие у детей любознательности.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития водного транспорта.
2. Познакомить детей с различными видами водного транспорта.
3. Расширять знания детей о профессиях членов экипажа корабля: капитана, боцмана, матросов, врача, радиста, кока и др.
4. Развивать у детей навыки творческого рассказывания.
5. Развивать творческие способности в изобразительной и конструктивной деятельности.
6. Обогащать словарь за счёт слов: якорь, трап, фарватер, рында, компас, гавань, верфь, борт и др.
7. Научить создавать свои схемы судов и сооружать по ним различные виды транспорта.
8. Воспитывать культуру поведения во время отдыха на воде.
9. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на морском транспорте.
Этапы работы.
Подготовительный этап.
Разработка плана проекта.
Подбор необходимой литературы.
Анкетирование родителей.
Опрос детей.
Подбор пособий для развивающей среды.
Основной этап.
Организованные виды деятельности.
ОНД Тема: «Водный транспорт».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с названиями различных видов водного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта.
2. Расширять знания детей о значении транспорта в жизни человека.
3. Обогащать и активизировать словарь за счёт слов: капитан, боцман, штурман, радист, кок.
4. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова: море-моряк-морской, река-речник-речной и т.д.
5. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте.
ОНД Тема: «История развития водного транспорта».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения водного транспорта.
2. Расширить знания детей о том, почему человек изобрёл водный транспорт.
3. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
4. Продолжать учить образовывать сложные слова и объяснять их значение: пароход, теплоход и т.д.
5. Обогащать словарный запас слов за счёт слов: индейских пирог, славянских ладей, галер, парусных кораблей, подводных лодок и т.д.
6. Воспитывать любознательность.
ОНД по ЭМП Тема: «Большое морское путешествие».
Задачи:
1. Закреплять знание детьми геометрических фигур: отличительные признаки треугольников, четырехугольников; сформировать обобщающее понятие «многоугольник».
2. Закреплять навыки счета, понятие числового ряда и знание порядка следования чисел в числовом ряду.
3. Совершенствовать навыки умения в решении задач.
4. Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакций, познавательный интерес.
5. Продолжать совершенствовать умение работать парами.
Чтение и пересказ рассказа С. Сахарного «Два радиста».
Задачи:
1. Учить понимать содержание рассказа.
2. Формировать оценочное отношение к героям рассказа.
3. Продолжать учить пересказывать содержательно (совместное пересказывание).
4. Воспитывать у детей умение слушать и слышать друг друга
ОНД по рисованию тема: «По волнам, по морям».
Задачи:
1. Учить изображать корабль с поднятыми парусами.
2. Развивать навыки рисования по-сырому.
3. Формировать навыки тампонирования смятой мягкой бумагой с наложением цвета на цвет.
4. Развивать чувство цвета и композиции.
5. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Аппликация тема: «Необычный корабль».
1. Учить детей выполнять аппликацию обрыванием.
2. Развивать навыки сочетания различных техник аппликации в одной работе.
3. Развивать творчество детей.
4. Воспитывать чувство коллективизма.
Пластилинография тема: «Корабль» по замыслу ребёнка.
Задачи.
1. Учить детей размещать композицию на листе картона.
2. Продолжать учить составлять пластилин нужного оттенка путём смешивания пластилина разных цветов.
3. Развивать навыки выполнять рисунок с помощью стеки, заострённого карандаша, отпечатывания различных форм.
4. Совершенствовать умение детей работать в подгруппах.
Индивидуальная работа с детьми.
«Придумай историю, которая произошла с твоим кораблём». Цель. Составление творческого рассказа. Развитие воображения.
Дидактические игры: «Путешествие Винни». Цель. Продолжать учить составлять рассказ по серии картинок.
«Как себя вести». Цель. Развитие у детей диалогической речи.
«Составь предложение». Развитие навыка построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения. Упражнять в построении предложений разных типов.
«Кто больше скажет о профессии». Цель. Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы.
«Один-много» (пароход – пароходы). Цель. Продолжать учить детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
«Мы плывём на корабле». Цель. Учить употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными, обогащать словарь детей.
«Подбери слово». Цель. Упражнять в подборе синонимов и антонимов.
Игры на развитие внимания, мышления, воображения, памяти:
«Укрась слово», «Не ошибись», «Четвёртый лишний», «Да-нет», «Что изменилось».
Активизация мыслительной деятельности. «Составление схем своих судов», «Составление планов-карт».
Дидактическая игра «Собери корабль». Закреплять умение создавать различные конструкции.
Игры с разными конструкторами.
Работа в режимных моментах.
Чтение: «Это книжечка моя, про моря и про меня» В. В. Маяковский; «Акула» Л. Н. Толстой; «Техника – энциклопедия «Водный транспорт»; «Моя самая первая энциклопедия»; «На север» А. Ляпидевский; «Родной человек» В. Коржиков.
Заучивание стихотворений: «Кораблик» английская песенка; «Моряк» В. Степанов.
Беседы: «Что такое теплоходы, пароходы»; «Назначение разных видов кораблей»; «Зачем нужен семафор»; «Профессии людей, работающих на кораблях»; «Профессии людей, работающих в турагенстве»; «Разные виды водного спорта».
Загадывание загадок.
Разгадывание кроссворда.
Сочинение рассказов и оформление в книжки-самоделки на тему «Необычное путешествие».
Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация».
Опыты с водой:
«Какие предметы могут плавать»
«Смешивание в воде – стиральный порошок, речной песок, соль, пищевые красители».
Путешествие по глобусу.
Рассматривание и изучение географических карт.
Изготовление схем, карт- путеводителей для путешествия.
Конструирование из бумаги «Кораблик».
О.Б.Ж.
«Правила поведения на воде».
«Правила поведения на корабле».
Слушание музыки: «Шум моря», «Голоса птиц», «Сигналы кораблей».
Выполнение движений под музыку Шаинского «Чунга-чанга».
Хороводная игра «Теплоход».
Подвижные игры: «Моряки и акула», «Море волнуется», игры с мячом «Поймай и назови», «Скажи какой» и т. д.
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Сосчитай сколько», «Измерь расстояние».
Игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ). «Корабль будущего». Игра «Да-нет».
Самостоятельная деятельность детей (создание условий).
В книжном уголке рассматривание книг, иллюстраций, рисунков, фотоальбома о службе папы одного из детей в морфлоте, панно «На чем мы любим путешествовать».
Дидактические игры: «Морской бой», «Круги на воде», «Мы пираты», «Охотники», «Сказочное путешествие».
Собирание пазлов, разрезных картинок по теме.
Сюжетно-дидактическая игры: «Морской семафор», «Юные мореплаватели».
Сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие», «Пароход».
Игры с макетами и игрушками водного транспорта.
Конструирование морского транспорта из разных видов конструктора, используя готовые схемы, и схемы, придуманные детьми.
Строительные игры: «На нашу пристань заходили корабли», «Военный корабль», «Морской вокзал».
Лепка кораблей.
Выкладывание морского транспорта из природного материала (шишек, желудей, ракушек, семечек и т.д.).
Рисование морской техники через кальку, копировку. Обведение разных видов кораблей по точкам, по пунктирным линиям.
Игры в физкультурном уголке. Выполнение упражнений «Сильный, смелый, ловкий». Тренировки на тренажёре.
Взаимодействие с семьёй.
Информация в родительском уголке. Тема «История развития водного транспорта». «Современный водный транспорт».
Оформление панно на тему «На чем мы любим путешествовать».
(Фотографии или рисунки родителей с детьми).
Сочинение рассказов родителями совместно с детьми на тему «А если бы я сейчас отправился в путешествие».
Рассказ папы на тему «Как я служил на флоте». Рассматривание фотоальбома о службе.
Выставка макетов водного транспорта (самодельных и производственных).
Соревнование с папами «Мы сильные и ловкие».
Создание альбома с картинками о видах водного транспорта
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты с водой».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры: «Морское путешествие» - бескозырки, воротники, штурвал, якорь.
Подарок в группу детям от родителей-тренажёр «Беговая дорожка».
Заключительный этап.
«Путешествие на загадочный остров». Сюжетно-ролевая игра.
Оценочный критерий.
В результате проведённой работы уровень знаний по данной теме выглядит таким образом: до начала проекта у 78% детей низкий уровень знаний, у 22%детей средний уровень и 0%-высокий. По окончании проекта детей с низким уровнем – 0% детей, со средним уровнем – 64% детей (успешно овладели данным материалом), с высоким – 26% детей.
Вывод.
В ходе проведённой работы дети узнали историю развития водного транспорта. Узнали, что транспорт изобретён человеком для удобства перемещения; о значении транспорта в жизни современного общества. Расширили свои знания названиями современной морской техники. Узнали о профессиях кораблестроителей и членов корабля. Познакомились с работой семафора. Дети научились изобретать свои корабли и составлять схемы для конструирования своих судов. Научились составлять схемы-карты для путешествий. Проведённые опыты с водой пополнили знания о свойствах воды. Сочиняли творческие рассказы по данной теме и оформляли их в книжки-самоделки.
Провели выставку рисунков на тему «Волшебный корабль», выставку макетов водного транспорта. Дети узнали о водных видах спорта. Закрепили правила поведения на воде во время отдыха. И отправились в «Путешествие на загадочный остров».
Список литературы.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (Москва, 2014).
2. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста».
3. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» (Москва 2009).
4. Нищеева Н. В. «Система коррекционной работы для детей с ОНР».
5. Агранович З. А. «Сборник домашних заданий в логопедической группе».
6. Ж. «Управление ДОУ» (2009г. №1,3).
7. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми

в специальной (коррекционной) группе

в образовательной области

«Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

Тема:

«Наземный и подземный транспорт».

МБДОУ №9 «Звёздочка»

Воспитатель специальной (коррекционной) группы

Левчикова Т.И.

Ногинск 2012 год

Интеграция образовательных областей: «познание», «формирование целостной картины мира, расширение кругозора» , «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».

Обучающие задачи:

  1. Закреплять знания детей о наземном транспорте, подземном транспорте;
  2. Закреплять части транспорта;
  3. Закреплять предложно-падежное управление.

Развивающие задачи:

  1. Развивать произвольное внимание, наглядно-образное и логическое мышление, общение.
  2. Развивать артикуляционную,тонкую и общую маторику, координацию речи с движением.
  3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  2. Воспитывать интерес к обучению и игре.

Используемые технологии.

  1. Здоровьесберегающие :снятие мышечного и нервного напряжения (физ. минутка),дыхательная гимнастика,пальчиковая гимнастика.
  2. Игровые : сюрпризный момент,игра «Чудесная корзинка», игра с мячом «Назови профессию»,игра «Автобус»,игра «Собери картинку»,игра «Что лишнее?»
  3. Личностно-ориентированные : коммуникативная игра, игровой метод с элементами проблемности.

Предварительная работа : рассматривание иллюстрации на тему «Транспорт», проведение д/и «Почини машину», чтение художественной литературы (Н.Носов «Автомобиль», В.Берестов «Про машину»), строительная игра «Наша улица».

Материал : предметные картинки по теме, мяч, наборы разрезных картинок, макет автобуса.

Организация деятельности.

Коммуникативная игра:

«Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты- мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

К таким хорошим и пригожим в гости пришел Буратино. Он узнал, что вы любите играть, отгадывать загадки. Он принес вам «волшебную» корзинку. Но сначала расскажите Буратино как называется город, в котором мы живем (ответы детей),назовите улицы нашего города (ответы детей).Ребята, давайте посмотрим, что лежит в корзине? Это картинки, по которым надо рассказать Буратино, на чём можно добраться до детского сада («До д/с я доеду на машине»).

Картинки выставляются на доску.

Как можно назвать эти картинки одним словом? (транспорт)

Для чего нужен транспорт? (перевозить людей и грузы)

Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский)

Назовите виды пассажирского транспорта. (автобус, трамвай, легковые машины, поезд, электричка, велосипед, мотоцикл, троллейбус)

Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)

Какие грузы перевозит грузовой транспорт? (камни, песок, доски)

Назовите виды грузового транспорта. (самосвал, грузовые машины, поезд)

Эти картинки разделены на 2 группы: пассажирский и грузовой транспорт, а как можно их назвать одним словом? (наземный транспорт, он движется по земле).

По какому признаку эти картинки можно разделить на 2 другие группы? (железнодорожный, который движется по рельсам, и тот, который движется по шоссе)

Какой еще вид железнодорожного транспорта вы знаете? (электропоезд,метро).

Метро- это какой вид транспорта? (подземный)

Почему подземный? (перевозит людей под землей)

Дыхательная гимнастика: «Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух-чух», изменяя скорость движения,громкость и частоту произношения (пов. 5-6 р.)

Ребята, сейчас мы расскажем Буратино, почему так называют машины.

Игра: «Почему так называют?»

Молоковоз- (возит молоко)

Водовоз- (возит воду)

Бетономешалка- (бетон мешает)

Бензовоз-(возит бензин)

Грузовик- (груз возит)

Физкультминутка: «Мы шоферы»

(дети встают в круг)

«Едем, едем на машине

(имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль

(ногу сгибают,вытягивают)

Газ включаем,выключаем

(поворачивают воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль

(приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли

(руки сгибают в локтях перед собой,ладони раскрывают,наклоняют руки влево и вправо)

Вправо,влево,чистота!

Волосы ерошит ветер

(над головой шевелят пальцами)

Мы-шоферы хоть куда!»

(поднимают вверх большие пальцы рук)

Игра: «Назови части транспорта»

Машина- колеса,сиденье,руль,кузов,матор,кабина,фары.

Поезд- колеса,сиденья,вагоны,двери.

Велосипед- сиденье,колеса,руль,педали,фары,богажник.

Дидактическая игра: «Собери картинку»

Составление целого предмета из его частей.

Дети собирают разрезные картинки, называют вид транспорта.

Игра с мячом: «Назови профессию»

  1. Кто управляет автобусом? (водитель)
  2. Кто управляет трамваем? (вагоновожатый)
  3. Кто управляет поездом? (машинист)
  4. Кто управляет грузовой машиной? (шофер)
  5. Кто продает билеты в автобусе? (кондуктор)
  6. Кто проверяет билеты в электричке? (контролер)

Ребята, Буратино спросил у меня, любите ли вы отгадывать загадки?

Загадки.

Поезд едет под землей,он катает нас с тобой (метро).

В поле лестница лежит,дом по лестнице бежит (поезд)

Держусь я только на ходу,а если встану,упаду (велосипед)

Дом по улице идет,на работу всех везет (автобус)

Буратино хочет проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы должны угадать,какое слово лишнее.

Игра: «Что лишнее?»

Поезд,трамвай,кукла,автомобиль.

Виноград,велосипед,машина,автобус.

Мотоцикл,шоколадка,автомобиль,поезд.

Молодцы,ребята! Вы очень внимательные!

А сейчас, мы покажем Буратино,как мы умеем играть пальчиками.

Пальчиковая гимнастика: «Поезд»

(Дети сидят на стульчиках,выпячивают ладони перед собой,выпрямляют,раздвигают пальчики,затем прижимают ладони друг к другу.Большие пальчики соединяют,а остальные соединяют «лучиками»)

Это наш веселый поезд

Много в нем вагонов дружных

Всем на свете очень нужно

(быстро соединяют пальцы в замок и разъединяют)

Раз- вагончик

(загнуть один пальчик вниз)

Два – вагончик

(загнуть второй пальчик вниз)

Три,четыре,пять,шесть

(загнуть по одному четыре пальчика)

Есть места,где можно сесть

(загнуть мизинчики)

Проходите по порядку

(разгибать пальчики по одному)

И поехали ребятки

(потрясли всеми пальчиками)

(Е.Евдокимова)

Я вас приглашаю вместе с Буратино прокатится на автобусе.

Итог:

Игра: «Автобус»

Водитель занимает место в кабине. Кондуктор (воспитатель) предлагает пассажирам войти в автобус,дает билеты,выясняя, кто куда едет. (Я еду в магазин) Воспитатель спрашивает у детей: «Почему автобус едет медленно? (он везет людей)», «Что вы видите из окна автобуса?» Кондуктор объявляет конечную остановку. Дети выходят из автобуса. «Ребята на чем мы ездили? О каком транспорте мы сегодня говорили? Какое задание было самым трудным? Буратино мне сказал,что ему очень понравилось с вами играть,он узнал от вас много интересного,но ему пора домой. Для вас он оставил в подарок раскраски»

Литература:

  1. КРО « Ознакомление с окружающим миром» (И.А. Морозова, М.А. Пушкарева)
  2. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической

группе для детей 5-6 лет. (Л.М. Граб)

  1. « Транспорт,какой он?» (К.П. Нефедова)
  2. Коррекционная работа воспитателей в подготовительной группе (В.В. Коноваленко)
  3. Программа дошкольного образования « От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева)