Что такое яблочный спас. Народные поверья, связанные с Яблочным спасом. Приметы на Яблочный Спас

Яблочный спас, издревле бывший языческим праздником, посвященным сбору урожая фруктов, сегодня гармонично слился с церковной христианской датой – . Принято отмечать три Спаса – в честь продуктов, составлявших важную часть обеспечения всех слоев населения. Спас Яблочный является вторым по счету и, пожалуй, самым главным.

Происхождение праздника

Яблочный спас называют еще Великим, Средним, Гороховым днем, Осенинами, Спасом на горе (Первый Спас – на воде, Третий – на полотне). Последнее название имеет истоки в библейских сказаниях о том, как Христос, находясь со своими учениками на горе Фавор, был осиян ослепительным светом и голосом Отца провозглашен Сыном Божьим.

Само же почитание яблок идет из славянских языческих верований. До наступления особого дня в конце лета фрукты есть было нельзя – они были недостаточно зрелыми. В Спас же начинался их массовый сбор и освящение у алтарей. В древности этот праздник считался также днем поминовения павших воинов.

Как это происходило со многими языческими явлениями, появление христианства привело к слиянию верований. Яблоки продолжило освящать уже духовенство, приурочив Второй Спас к Преображению и адаптировав праздники друг под друга. Истинно верующие продолжали поддерживать запрет на употребление яблок до Спаса – великим грехом считалось есть плоды, способствовавшие изгнанию людей из Рая. Многие отказывались и от других фруктов.

Постившиеся христиане до 19 августа разнообразили стол только огурцами. Считалось, что это помогает воспитанию души и в целом духовному преображению. Символом этого были и сами яблоки, до знаменательного дня своей незрелостью напоминавшие о несовершенстве морального облика простых смертных.

Церковь присоединилась к отмечанию Спаса в 4 веке. Тогда на горе Фавор, благодаря Св. Елене, появился храм Преображения Господня. Яблоки, освященные, согласно христианским традициям, воспринимались почти как волшебные – они обретали особые оздоравливающие свойства, несли силу, удачу и счастье.

Поверья и приметы

Приметы, связанные с погодой, у древних славян обязательно относились к какому-либо празднику или особому дню. Яблочный спас не был исключением. Он считался уже основательным поворотом к осеннему сезону и холодам – природа преображалась (что тоже перекликается с церковными представлениями). Ночи уже не были теплыми, утра часто заволакивало холодным туманом.

Как символ приближающейся осени, яблочный спас называли еще Осенинами. Урожай с полей убирали до его наступления, так как дожди, следующие за спасом, могли сгноить зерновые.

Предвещали Осенины и погоду на осень и зиму. Если этот день пасмурный, то зима будет мягкой. Дождь предсказывал слякотную осень и снежную зиму, его отсутствие – засуху, жара – малое количество снега в холодный сезон.

С особым благоговением относились к празднику родители, потерявшие детей. Считалось, что на небесах ребятишкам, чьи мать и отец блюли традиции и не ели фруктов до Спаса, дарили яблоки из райского сада. В этот день на могилки детей матери клали яблоки, окропленные святой водой. Многие таким образом отдавали дань памяти и взрослым захороненным близким людям и родственникам.

Верилось, особенно молодым девушкам, что праздничные яблоки способны исполнять загаданные желания. Девицы на выданье нередко наговаривали на фрукты исполнение дум о женихах.

Духовное преображение проявлялось и в том, что люди дарили друг другу яблоки, особенно важно было щедро одарить неимущих; в этот обычай тоже вплелись народные поверья – считалось, что чем больше нищих получит от тебя фруктовых даров, тем богаче будет урожай на следующий год.

Традиции празднования Яблочного Спаса

Праздник, конечно, начинался в церкви. С утра туда тянулись целые обозы с яблоками и фруктами – народ шел на торжественную службу, крестный ход и освящение урожая. Год утомительных и усердных трудов награждался в Яблочный спас Божьим благословением. Традиционно посетители храма и духовенство облачались в этот день в белые одежды, символизировавшие преображение духа и событие, произошедшее в древности на горе Фавор.

В миру народ праздновал Спас множеством вкуснейших блюд с применением яблок и других фруктов и ягод. Их запекали, добавляли в выпечку, варили варенья, сушили, употребляли с блинами и оладьями. Существовал и обычай большой совместной трапезы вблизи церкви – «столованье». Идеально дополняла его традиция Горохового дня, когда празднично одетые взрослые и ребятишки выходили на гороховое поле и все вместе собирали сладкие стручки. Особенно радовались такому веселью дети.

После праздничного пира молодые и старые отправлялись в поля, духовенство днем там совершало освящение вспаханной под озими земли, а вечером народ провожал летнее солнце, заговаривая его на то, чтобы оно не так быстро покидало небосвод. Долгие солнечные дни были очень важны при сборе урожая, поэтому крестьяне заклинательными песнями пытались приостановить ранний закат.

Чем хороши яблоки

Эти уникальные фрукты были известны человечеству еще с древности. Древние Римляне знали более 20 сортов яблок, и позже, с военными походами, принесли их в Европу. В настоящее время в нашей стране существует свыше 1000 сортов яблоневых деревьев.

Яблоки – невероятно ценный фрукт, содержащий большинство элементов, необходимых для нашего здоровья. Если верить физиологам, в год человеку нужно съесть около половины центнера яблок. Они усваиваются легко и обогащают организм витаминами и минералами. Англичане верят, что если в день употреблять хотя бы по одному яблоку, не возникнет причин обращаться к докторам.

Яблоки готовят множеством разнообразных способов. Учитывая то, что сорта делятся на летние и зимние (согласно их способности к долгому хранению), заготовки из них тоже отличаются. Из летних яблок варят варенья, соки, джемы, желе, готовят пастилу, сушат. А зимние сорта оставляют для хранения. Собирают для этого яблоки поутру, не стирая с них росу. Лучшими яблоками для этого считаются пепин шафранный и антоновка. К тому же антоновка (как и ранетки Симиренко) способны после снятия не терять полезных свойств несколько месяцев.

С медицинской точки зрения антоновские яблоки могут быть полезны тем, кто страдает от дизентерии; в целом же все яблоки благотворно влияют на уровень холестерина, содержащегося в клетках печени – пара яблок в день, и ваш холестерин в норме без всяких медикаментов. Обусловлено это тем, что пектины идеально сочетаются в этих фруктах с «антихолестериновыми» элементами – магнием, аскорбинкой, фруктозой.

Особое почтение и любовь к яблокам достаточно ярко проявляются в русских народных сказках. Здесь никогда не бывает просто яблок – они «наливные», «молодильные», «золотые», те, за которыми герои готовы отправиться на край света.

Люди, связанные с магическими обрядами, знают яблоко как сильное средство для различных заговоров, направленных на любовь, брак, семейное благополучие. Девушки гадали на яблоках, привязав их на веревочку и держа над костром. Раньше всех суждено было выйти замуж той, у кого яблоко падало первым.

Кожура, срезанная с яблока одной ленточкой, могла указать на первую букву имени суженого, если бросить ее через левое плечо.

Помогали фрукты и проверить мужа на верность. Яблочное семечко, положенное на решетку печи, с треском лопнув, указывало на любовь супруга; тихо истлев – на его неверность.

Для того чтобы любовь не покинула пару, влюбленным нужно было съесть вместе по половинке красивого спелого яблока. Попробуйте, такой обряд уж точно не принесет вреда.

А если вы хотите отметить Спас так, чтобы он запомнился, посетите утром храм, в обед порадуйте себя и близких постным, но вкусным угощением; а вечером отправляйтесь в лес, парк или поле, чтобы отдать дань природе за ее подарки, встретить осень и попросить о последующих благодатных месяцах.

Яблочный спас - популярное в народе название важного церковного праздника, именуемого Преображением Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Известно, что Преображение Господне входит в список 12 наиболее значимых православных праздников. Великий день христиане отмечают ежегодно 19 августа. Он приходится на самый короткий, но очень строгий пост, продолжающийся до дня Успения Божией матери. Яблочный спас моложе других важных церковных дат, но его история не менее загадочна и интересна.

Любимые августовские праздники - три Спаса

Всего в церковном календаре три Спаса. Первый, именуемый Спасом на воде, приходится на 14 августа. В этот день верующие спасались от эпидемий и инфекций, усиленных летней жарой, с помощью святой воды, выносимой из церкви. Другое известное название - Медовый Спас, праздник получил по той причине, что с этого дня было дозволено есть мед.

Самым главным из трех считается Второй Спас - Яблочный или Праздник первых плодов. После него разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты. Особенно строго в древние времена относились к запрету родители, потерявшие детей. Считалось, что если отказываться от лакомства плодами, то на том свете умерших деток угощают гостинцами и золотыми яблочками. Верующие люди утверждают, что яблоки в этот день обладают особой волшебной силой, и лакомство ими помогает осуществлять загаданные желания.

Третий Спас в народе называют Ореховым, в церковном календаре он значится 29 августа. Обычно к этому сроку орехи становятся зрелыми и пригодными в пищу. Также православные зовут его Спасом на полотне, в знак того, что лик Иисуса отпечатался на куске ткани. В этот день коробейники традиционно устраивали распродажу холстов и полотен.

Корни и история Яблочного Спаса

Историки утверждают, что Второй спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой - они несут здоровье, красоту, силу и счастье.

Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа - ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Традиции Праздника первых плодов

Празднование Преображения Господнего начинается с утренней церковной службы. Во время богослужения крест выносят в центр храма. В первую очередь совершается обряд поклонения, а затем - Крестный ход и освящение плодов. Во время литургии поют канон о Великом Преображении. Прихожане обязательно одеваются в белоснежные одеяния, белый - главный цвет чудесного праздника.

Традиционно в этот день верующие несли в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими плодами и ягодами, созревшими в саду. Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. Хозяйки пекли на праздник постные пироги и блины с фруктовыми начинками, преимущественно с яблочной. 19 августа разрешалось не только есть яблоки, но и начинать их заготавливать: варить варенье, джемы, сушить.

Самый главный обычай Второго Спаса - угощение малоимущих и голодных людей яблоками. Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто нуждался в помощи. Также освященные плоды обязательно несли на кладбище, причем угощения оставляли не только на могилах своих родных, но и на холмиках, оставшихся без присмотра.

Яблочный Спас всегда символизировал начало осени, в народе его именовали Осенинами. До этой даты нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы. Согласно приметам, ясный день в Преображение Господне предвещает суровую зиму, дождь - к мокрой осени, а сухая погода - к засушливой осени.

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа.Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом. Почему Второй Спас называется Яблочным







Другие названия праздника




Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа




История праздника




В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа, «на полотне».

Яблочный спас

Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых – райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки – не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас».

Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия – например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.

Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю – то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.

Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.

В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

История праздника

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.

Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа – чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.

Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.

В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд – белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта – начинались песнопения.

В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.


Обряды и приметы на Яблочный Спас

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» – встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас – ушло лето от нас».

Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков – и только потом ели сами.

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих – чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь – то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.


По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони – наиболее популярные фруктовые деревья в мире.

Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.

Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% – в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.

Не зря англичане говорят: «Яблоко в день – и доктор не понадобится». А еще лучше – два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.

Каждый год 19 августа народ отмечает Яблочный спас. Это яркое летнее торжество, разбавляющее весельем суровый , проходит в несколько этапов.

В празднике сплелись церковные традиции и языческие верования, о которых мы расскажем ниже.

В древние времена существовали не только Ореховый, и Яблочный, но и другие Спасы, посвященные продуктам – грибам, ягодам, хлебу.

До наших дней сохранилось лишь трио главных августовских торжеств, возможно потому, что все они нашли свой церковный эквивалент.

Так, Яблочный спас совпадает с православным праздником Преображения Господня . В этот день люди традиционно несут в церковь садовые фрукты и овощи (а не только яблоки), чтобы их освятить.

Обычаи и приметы Яблочного спаса

Историки полагают, что имя древнему празднику дал языческий бог Спас (в других источниках – Вакха), которому трудолюбивые земледельцы посвящали свой обильный урожай (в основном, виноград, а там, где он не рос – яблоки).

До значимой даты плоды считались зелеными и незрелыми, поэтому употреблять их в пищу не рекомендовалось. Зато после 19 числа кушать яблочки можно было в любых количествах.

Люди верили, что съеденный в этот день фрукт наделит их здоровьем, долголетием и недюжинной красотой.

В IV веке торжество включили в христианский календарь, связав его название с фигурой Христа Спасителя и Преображением Господнем.

Праздник также именуют Спасом на горе, Вторым спасом или Днем первых плодов. Из августовской тройки он считается самым важным и значительным .

Описание праздника Яблочный спас

Современная суть праздника будет понятна из библейской истории о Преображении господнем. Перед самой смертью Иисус обратился к ученикам своим, поведав о грядущих страданиях во благо человечества.

На горе Фавор он собрал апостолов и во время молитвы преобразился перед ними. И увидели они, что одежды Христа в мгновение побелели, а лицо засияло.

До смены календаря на григорианский праздник отмечался 6 августа. В этот день в храмах проводится Божественная литургия, поется канон, а в финале освящаются яблоки и прочие плоды, собственноручно выращенные и принесенные прихожанами .

В Яблочный спас принято поминать всех, кто умер, а также относить освещенные плоды на могилки детей.

Считалось, что если родители до самого праздника не будут есть «дары лета», то их почивших малышей на небе ждут гостинцы от Девы Марии, в том числе золотые райские яблочки.

Яблочный спас: как отмечать и соблюдать традиции

Народ старался не лакомиться фруктами и овощами вплоть до Яблочного спаса (разрешены были только огурцы и ягоды).

Зато начиная с этой священной даты можно было «разговеться яблочком» и попотчевать организм другими свежими витаминами. Плоды по словам верующих обладали истинной магией и способствовали исполнению желаний.

Праздник также называли «Первые осенины» или «Встреча осени» . Торжество напрямую связано с проводами лета: считалось, что с 19 августа начинает холодать, и солнечный сезон уступает свои права осеннему ненастью.

Поэтому в этот светлый день пеклись пироги с ароматной начинкой, варились яблочные джемы и варенья, в полях устраивались веселые хороводы и пелись песни.

Приготовленной выпечкой и иными лакомствами было принято угощать прохожих, в особенности, нищих.

Была примета: чем больше в этот день благ отдашь бездомным и беднякам, тем лучше позаботится Господь о твоей почившей родне. Хозяева садов обязательно выставляли на дорогах тележки с фруктовыми угощениями.

Если вы еще раздумываете, как отметить и что приготовить на Яблочный спас, отдайте предпочтение самому популярному народному десерту – печеным яблокам с медом (можно с добавлением корицы).

Среди других ароматных лакомств – штрудели, блинчики, сытные каши, пирожки, сладкие компоты из фруктов и кисели («грушовники»).

Завтра — Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского. «Завтра» — это только так говорят, — а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь. Горкин знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно страшного «щелкуна», который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит в холодок под доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки. Читает он, пожалуй, хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не знаю. «А ну-ка, — скажет, — расскажи мне чего-нибудь из божественного...» Я ему расскажу, и он похвалит:

— Хорошо умеешь, — а выговаривает он на «о», как и все наши плотники, и от этого, что ли, делается мне покойней, — не бось, они тебя возьмут в училищу, ты все знаешь. А вот завтра у нас Яблошный Спас... про него умеешь? Та-ак. А яблоки почему кропят? Вот и не так знаешь. Они тебя вспросют, а ты и не скажешь. А сколько у нас Спасов? Вот и опять не так умеешь. Они тебя учнуть вспрашивать, а ты... Как так у тебя не сказано? А ты хорошенько погляди, должно быть.

— Да нету же ничего... — говорю я, совсем расстроенный, — написано только, что святят яблоки!

— И кропят. А почему кропят? А-а! Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас — загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной — для розговин. Вот ты им и скажи, и возьмут в училищу.

Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась. Будем ее трясти — для завтра. Горкин утром еще сказал:

— После обеда на Болото с тобой поедем за яблоками.

Такая радость. Отец — староста у Казанской, уже распорядился:

— Вот что, Горкин... Возьмешь на Болоте у Крапивкина яблок мер пять-шесть, для прихожан и ребятам нашим, «бели», что ли... да наблюдных, для освящения, покрасовитей, меру. Для причта еще меры две, почище каких. Протодьякону особо пошлем меру апортовых, покрупней он любит.

— Ондрей Максимыч земляк мне, на совесть даст. Ему и с Курска, и с Волги гонят. А чего для себя прикажете?

— Это я сам. Арбуз вот у него выбери на вырез, астраханский, сахарный.

— Орбузы у него... рассахарные всегда, с подтреском. Самому князю Долгорукову посылает! У него в лобазе золотой диплом висит на стенке под образом, каки орлы-те!.. На всю Москву гремит.

После обеда трясем грушовку. За хозяина — Горкин. Приказчик Василь-Василич, хоть у него и стройки, а полчасика выберет — прибежит. Допускают еще, из уважения, только старичка-лавочника Трифоныча. Плотников не пускают, но они забираются на доски и советуют, как трясти. В саду необыкновенно светло, золотисто: лето сухое, деревья поредели и подсохли, много подсолнухов по забору, кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет — золотистый, жаркий. Разросшаяся крапива и лопухи еще густеют сочно, и только под ними хмуро; а обдерганные кусты смородины так и блестят от света. Блестят и яблони — глянцем ветвей и листьев, матовым лоском яблок, и вишни, совсем сквозные, залитые янтарным клеем. Горкин ведет к грушовке, сбрасывает картуз, жилетку, плюет в кулак.

— Погоди, стой... — говорит он, прикидывая глазом. — Я ее легким трясом, на первый сорт. Яблочко квелое у ней... ну, маненько подшибем — ничего, лучше сочком пойдет... а силой не берись!

Он прилаживается и встряхивает, легким трясом. Падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов, и пронзительно едкий — от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, — от яблок. Ползают все, даже грузный Василь-Василич, у которого лопнула на спине жилетка, и видно розовую рубаху лодочкой; даже и толстый Трифоныч, весь в муке. Все берут в горсть и нюхают: ааа... гру-шовка!..

Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость- крепость — со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках...

И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший... с березками и рябиной, с яблоньками, с кустиками малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад... — до погнутых гвоздей забора, до трещинки на вишне с затеками слюдяного блеска, с капельками янтарно-малинового клея, — все, до последнего яблочка верхушки за золотым листочком, горящим, как золотое стеклышко!.. И двор увидишь, с великой лужей, уже повысохшей, с сухими колеями, с угрязшими кирпичами, с досками, влипшими до дождей, с увязнувшей навсегда опоркой... и серые сараи, с шелковым лоском времени, с запахами смолы и дегтя, и вознесенную до амбарной крыши гору кулей пузатых, с овсом и солью, слежавшеюся в камень, с прильнувшими цепко голябями, со струйками золотого овсеца... и высокие штабеля досок, плачущие смолой на солнце, и трескучие пачки драни, и чурбачки, и стружки...

— Да пускай, Панкратыч!.. — оттирает плечом Василь-Василич, засучив рукава рубахи, — ей-Богу, на стройку надоть!..

— Да постой, голова елова... — не пускает Горкин, — побьешь, дуролом, яблочки...

Встряхивает и Василь-Василич: словно налетает буря, шумит со свистом, — и сыплются дождем яблочки, по голове, на плечи. Орут плотники на досках: «эт-та вот тряхану-ул, Василь-Василич!» Трясет и Трифоныч, и опять Горкин, и еще раз Василь-Василич, которого давно кличут. Трясу и я, поднятый до пустых ветвей.

— Эх, бывало, у нас трясли... зальешься! — вздыхает Василь-Василич, застегивая на ходу жилетку, — да иду, черрт вас..!

— Черкается еще, елова голова... на таком деле... — строго говорит Горкин. — Эн еще где хоронится!.. — оглядывает он макушку. — Да не стрясешь... воробьям на розговины пойдет, последышек.

Мы сидим в замятой траве; пахнет последним летом, сухою горечью, яблочным свежим духом; блестят паутинки на крапиве, льются-дрожат на яблоньках. Кажется мне, что дрожат они от сухого треска кузнечиков.

— Осенние-то песни!.. — говорит Горкин грустно. — Прощай, лето. Подошли Спасы — готовь запасы. У нас ласточки, бывало, на отлете... Надо бы обязательно на Покров домой съездить... да чего там, нет никого.

Сколько уж говорил — и никогда не съездит: привык к месту.

— В Павлове у нас яблока... пятак мера! — говорит Трифоныч. — А яблоко-то какое... па-влов-ское!

Меры три собрали. Несут на шесте в корзине, продев в ушки. Выпрашивают плотники, выклянчивают мальчишки, прыгая на одной ноге:

Крива-крива ручка,

Кто даст — тот князь,

Кто не даст — тот собачий глаз.

Собачий глаз! Собачий глаз!

Горкин отмахивается, лягается:

— Махонькие, что ли... Приходи завтра к Казанской — дам и пару.

Запрягают в полок Кривую. Ее держат из уважения, но на Болото и она дотащит. Встряхивает до кишок на ямках, и это такое удовольствие! С нами огромные корзины, одна в другой. Едем мимо Казанской, крестимся. Едем по пустынной Якиманке, мимо розовой церкви Ивана Воина, мимо виднеющейся в переулке белой — Спаса в Наливках, мимо желтеющего в низочке Марона, мимо краснеющего далеко, за Полянским Рынком, Григория Неокессарийского. И везде крестимся. Улица очень длинная, скучная, без лавок, жаркая. Дремлют дворники у ворот, раскинув ноги. И все дремлет: белые дома на солнце, пыльно-зеленые деревья, за заборчиками с гвоздями, сизые ряды тумбочек, похожих на голубые гречневички, бурые фонари, плетущиеся извозчики. Небо какое-то пыльное, — «от парева», — позевывая, говорит Горкин. Попадается толстый купец на извозчике, во всю пролетку, в ногах у него корзина с яблоками. Горкин кланяется ему почтительно.

— Староста Лощенов с Шаболовки, мясник. Жа-дный, три меры всего. А мы с тобой закупим боле десяти, на всю пятерку.

Вот и Канава, с застоявшейся радужной водою. За ней, над низкими крышами и садами, горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя. А вот и Болото, по низинке, — великая площадь торга, каменные «ряды», дугами. Здесь торгуют железным ломом, ржавыми якорями и цепями, канатами, рогожей, овсом и солью, сушеными снетками, судаками, яблоками... Далеко слышен сладкий и острый дух, золотится везде соломкой. Лежат на земле рогожи, зеленые холмики арбузов, на соломе разноцветные кучки яблока. Голубятся стайками голубки. Куда ни гляди — рогожа да солома.

— Бо-льшой нонче привоз, урожай на яблоки, — говорит Горкин, — поест яблочков Москва наша.

Мы проезжаем по лабазам, в яблочном сладком духе. Молодцы вспарывают тюки с соломой, золотится над ними пыль. Вот и лабаз Крапивкина.

— Горкину-Панкратычу! — дергает картузом Крапивкин, с седой бородой, широкий. — А я-то думал — пропал наш козел, а он вон он, седа бородка!

Здороваются за руку. Крапивкин пьет чай на ящике. Медный зеленоватый чайник, толстый стакан граненый. Горкин отказывается вежливо: только пили, — хоть мы и не пили. Крапивкин не уступает: «палка на палку — плохо, а чай на чай — Якиманская, качай!» Горкин усаживается на другом ящике, через щелки которого, в соломке глядятся яблочки. — «С яблочными духами чаек пьем!» — подмигивает Крапивкин и подает мне большую синюю сливу, треснувшую от спелости. Я осторожно ее сосу, а они попивают молча, изредка выдувая слово из блюдечка вместе с паром. Им подают еще чайник, они пьют долго и разговаривают как следует. Называют незнакомые имена, и очень им это интересно. А я сосу уже третью сливу и все осматриваюсь. Между рядками арбузов на соломенных жгутиках-виточках по полочкам, над покатыми ящичками с отборным персиком, с бордовыми щечками под пылью, над розовой, белой и синей сливой, между которыми сели дыньки, висит старый тяжелый образ в серебряном окладе, горит лампадка. Яблоки по всему лабазу, на соломе. От вязкого духа даже душно. А в заднюю дверь лабаза смотрят лошадиные головы — привезли ящики с машины. Наконец подымаются от чая и идут к яблокам. Крапивкин указывает сорта: вот белый налив, — «если глядеть на солнышко, как фонарик!» — вот ананасное-царское, красное, как кумач, вот анисовое монастырское, вот титовка, аркад, боровинка, скрыжапель, коричневое, восковое, бель, ростовка-сладкая, горьковка.

— Наблюдных-то?.. — показистей тебе надо... — задумывается Крапивкин. — Хозяину потрафить надо?.. Боровок крепонек еще, поповка некрасовита...

— Да ты мне, Ондрей Максимыч, — ласково говорит Горкин, — покрасовитей каких, парадных. Павловку, что ли... или эту, вот как ее?

— Этой не-ту, — смеется Крапивкин, — а и есть, да тебе не съесть! Эй, открой, с Курска которые, за дорогу утомились, очень хороши будут...

— А вот, поманежней будто, — нашаривает в соломе Горкин, — опорт никак?..

— Выше сорт, чем опорт, называется — кампорт!

— Ссыпай меру. Архирейское, прямо... как раз на окропление.

— Глазок-то у тебя!.. В Успенский взяли. Самому протопопу соборному отцу Валентину доставляем, Анфи-теятрову! Проповеди знаменито говорит, слыхал небось?

— Как не слыхать... золотое слово!

Горкин набирает для народа бели и россыпи, мер восемь. Берет и притчу титовки, и апорту для протодьякона, и арбуз сахарный, «каких нет нигде». А я дышу и дышу этим сладким и липким духом. Кажется мне, что от рогожных тюков, с намазанными на них дегтем кривыми знаками, от новых еловых ящиков, от ворохов соломы — пахнет полями и деревней, машиной, шпалами, далекими садами. Вижу и радостные «китайские», щечки и хвостики их из щелок, вспоминаю их горечь-сладость, их сочный треск, и чувствую, как кислит во рту. Оставляем Кривую у лабаза и долго ходим по яблочному рынку. Горкин, поддев руки под казакин, похаживает хозяйчиком, трясет бородкой. Возьмет яблоко, понюхает, подержит, хотя больше не надо нам.

— Павловка, а? мелковата только?..

— Сама она, купец. Крупней не бывает нашей. Три гривенника полмеры.

— Ну что ты мне, слова голова, болясы точишь!.. Что я, не ярославский, что ли? У нас на Волге — гривенник такие.

— С нашей-то Волги версты до-лги! Я сам из-под Кинешмы.

И они начинают разговаривать, называют незнакомые имена, и им это очень интересно. Ловкач-парень выбирает пяток пригожих и сует Горкину в карманы, а мне подает торчком на пальцах самое крупное. Горкин и у него покупает меру.

Пора домой, скоро ко всенощной. Солнце уже косится. Вдали золотеет темно выдвинувшийся над крышами купол Иван-Великого. Окна домов блистают нестерпимо, и от этого блеска, кажется, текут золотые речки, плавятся здесь, на площади, в соломе. Все нестерпимо блещет, и в блеске играют яблочки.

Едем полегоньку, с яблоками. Гляжу на яблоки, как подрагивают они от тряски. Смотрю на небо: такое оно спокойное, так бы и улетел в него.

Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин. Он суетится в церкви, мелькает его бородка. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли Их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

Приходит Горкин и говорит: «пойдем, сейчас окропление самое начнется». В руках у него красный узелок — «своих». Отец все считает деньги, а мы идем. Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою, что подошли из Курска. Кругом на полу корзинки и узелки. Горкин со сторожем тащат с амвона знакомые корзины, подвигают «под окропление, поближе». Все суетятся, весело, — совсем не церковь. Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные», — так говорит мне Горкин. Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны. Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там, отдельно кропит корзины для прихода, потом узелки, корзиночки... Идут ко кресту. Дьячки и Горкин суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях. Певчие даже жуют на клиросе. Плотники идут наши, знакомые мальчишки, и Горкин пропихивает их — живей проходи, не засть! Они клянчат: «дай яблочка-то еще, Горкин... Мишке три дал!..» Дают и нищим на паперти. Народ редеет. В церкви видны надавленные огрызочки, «сердечки». Горкин стоит у пустых корзин и вытирает платочком шею. Крестится на румяное яблоко, откусывает с хрустом — и морщится:

— С кваском... — говорит он, морщась и скосив глаз, и трясется его бородка. — А приятно, ко времю-то, кропленое...

Вечером он находит меня у досок, на стружках. Я читаю «Священную Историю».

— А ты небось, ты теперь все знаешь. Они тебя вспросют про Спас, или там, как-почему яблоко кропят, а ты им строгай и строгай... в училищу и впустят. Вот погляди вот!..

Он так покойно смотрит в мои глаза, так по-вечернему светло и золотисто-розовато на дворе от стружек, рогож и теса, так радостно отчего-то мне, что я схватываю охапку стружек, бросаю ее кверху, — и сыплется золотистый, кудрявый дождь. И вдруг, начинает во мне покалывать — от непонятной ли радости, или от яблоков, без счета съеденных в этот день, — начинает покалывать щекотной болью. По мне пробегает дрожь, я принимаюсь безудержно смеяться, прыгать, и с этим смехом бьется во мне желанное, — что в училище меня впустят, непременно впустят!