Характеристика развития детей 6 7 лет. Особенности развития ребенка шести-семи лет
Белкина Ольга
Особенности развития ребенка 6–7 лет
Особенности развития ребенка 6-7 лет
Седьмой год жизни - последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще совсем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое детство останется позади, а впереди. Впереди постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку.
Каждый возрастной период развития ребенка имеет свои особенности . В возрасте 6-7 лет у ребенка интенсивно развивается центральная и периферическая нервная системы, опорно-двигательный аппарат, дыхательная система, сердечно-сосудистая и эндокринная системы. С одной стороны дети становятся выносливее, сильнее, более активнее, а с другой стороны у детей возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно уверенно сравнивать с возникающими противоречиями в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольно . Но со временем оно становится более устойчивым и в переломный период развития ребенок начинает самостоятельно управлять своим вниманием. Однообразная деятельность снижает устойчивость внимания ребенка , а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время. Основным видом деятельности в этом возрасте по-прежнему остается игра, хотя уже к середине периода, о котором мы говорим, дети зачастую как будто загораются освоением нового вида деятельности - учебы. Им становится интереснее именно учиться, игра становится чем-то второстепенным, хотя, конечно же, не отходит полностью и еще долгое время в той или иной мере необходима ребенку . Игровая деятельность еще крайне важна, через нее дошкольник доводит имеющиеся навыки до совершенства, постепенно подготавливая себя к постижению нового вида деятельности - обучению в школе, в рамках которого уже нужно не просто уметь лепить, рисовать, вырезать, а научиться ставить перед собой и выполнять различные большие и малые задачи.
Такие закономерности детей 6-7 лет отмечаются и в развитии памяти . В этот возрастной период формируется непроизвольный характер памяти. Ребенок лучше запомнит то , что для него представляет наибольший интерес, оставляет более яркое впечатление. Объем материала, который может зафиксировать ребенок , определяется его эмоциональным отношением к данному ситуации, явлению или предмету.
Воображение ребенка формируется в непосредственной зависимости от речевого развития ребенка . В этом возрасте воображение расширяет у ребенка возможности во взаимодействии с окружающей средой, способствует ее освоению , совместно с другими.
Представление старшего дошкольника характеризует процесс развития мышления , которое в этот возрастной период в значительной степени связано со способностью оперировать представлениями произвольно. Старший дошкольный возраст представляет возможности для развития образного мышления . Огромное значение имеет подражание, хотя оно в данный период развития становится более управляемым. Несомненное значение имеет словесная инструкция, данная взрослым, побуждающая ребенка к действиям . В игре ребенку необходимо заранее выбрать определенное поведение. Поэтому игра способствует совершенствованию способностей к волевой регуляции поведения.
Как мы видим, различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то , что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.
Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования самооценки ребенка , что способствует стимулированию умения сравнивать себя со сверстниками. Для детей 6-ти лет характерна дифференцированная самооценка завышенного уровня. К 7 годам она заметно снижается. Ребенок перестает сравнивать себя со сверстниками. Формирование первоначальной самооценки является основой развития умений . Ребенок данного возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать порицание, замечание и наказание в процессе обучения детей 6-7 лет необходимо крайне редко. В этих случаях у них формируется заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах.
В ваших силах внушить малышу волю к победе. Чаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Уважаемые родители будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.
Шесть лет или даже семь - это значит, что ребенок вступает в свой новый этап жизни, что впереди школа и нужно к ней быть готовым не только материально, но главное - морально. Современная школа своеобразна. Теперь в школе, зачастую, не учат с самых азов, то есть ребенок уже должен запастись какими-то знаниями заранее, иметь элементарные представления о природе, окружающем мире, о цифрах и буквах. Желательно уже уметь читать, хотя бы складывать звуки в слоги, и немножко считать, как минимум - знать цифры и найти соответствующее количество предметов. Чтобы ваши дети не отстали от школьной программы, мы предлагаем вам позаниматься с ними. Для этого мы подготовили разнообразные задания на развитие логики, мышления, математических способностей и навыков чтения.
© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
После 6-ти лет ребенок вступает в новый этап своей жизни — отрочество. Он находится между дошкольным детством и подростковым периодом. В ближайшие годы малышу нужно научиться трудиться, общаться со сверстниками, учиться. Какие изменения ждут малыша между 6 и 7 годами жизни, как он поменяется и чему научится — в нашей сегодняшней статье.
Физиологические изменения
На 7-м году жизни в физиологии мальчиков и девочек происходит много изменений, касающихся всех основных органов и систем. Головной мозг детей 6-7 лет уже полностью сформирован, соответствует по активным функциям взрослому. Двигательная система хорошо развита, идет процесс увеличения выносливости. Благодаря этому процессу, к 7-ми годам ребенок готов к длительным прогулкам, спокойно проходит несколько километров без усталости.
Усиливается процесс окостенения, кости ребенка стали крепче, но позвоночник еще очень неустойчив, подвержен негативным факторам. В этот период рекомендуется тщательно следить за положением тела ребенка за столом, продолжать приучать к сохранению правильной осанки.
Сердечно-сосудистая системе окрепла, но у некоторых детей, особенно активно набирающих рост, заметен небольшой дисбаланс размера тела и сердца. Старайтесь придерживаться режима, не давайте ребенку чрезмерно уставать.
Мышцы тела продолжают активно совершенствоваться. Между 6 и 7 годами жизни самый активный рост заметен у мелких мышц рук, что связано в первую очередь с подготовкой к школе, приучением руки к письму.
Координация движений и вестибулярный аппарат позволяют малышу выполнять многие сложные движения: кувыркаться, раскачиваться, ходить по узкому бревну, бросать мяч точно в цель. Рекомендуется предлагать малышу выполнять такие упражнения как можно чаще.
Рост и вес
Параметр набора роста у детей от 6 до 7 лет в основном зависит от генетических факторов. Дети высоких, крупных родителей могут вырасти за год до 10-12 см., в семьях, где взрослые невысокого роста нормальным считается набор роста около 3-5 см в год. Средние показатели набора роста у детей 6-7 лет составляют 113 — 124 см.
Набор веса в этот период обычно составляет около 200 г. в месяц. Дети с малоподвижным образом жизни могут набирать до 500 г. Рекомендуется стимулировать физическую активность и избегать излишнего набора веса. В среднем, ребенок к 7-ми годам весит 21-25 кг.
Различия в развитии мальчиков и девочек
В 6-7 лет появляются яркие отличия в физическом развитии детей разного пола. Мальчики становятся стройными, подтянутыми, худощавыми. У них лучше развиты крупно моторные навыки. Будущие мужчины хорошо играют с мячом, ловко лазают по турникам, быстрее бегают.
У девочек 6-7 лет заметно начало формирование подкожного жира, они более округлые, чем мальчики. Малышки предпочитают тихие игры в узком кругу, с небольшими предметами, поэтому у них лучше развиты мелко моторные навыки.
Девочки в отличие от мальчиков легче осваивают письмо, чтение, более склонны к эмоциональному постижению событий, чем к поиску причин. Мальчики, в большинстве случаев, больше любят математику и практические занятия, не вдаваясь в эмоции, ищут причинно-следственные связи происходящего.
Воспитывая мальчика или девочку стоит помнить об отличиях между полами, стараться указывать малышкам на эмоциональную составляющую поступков, будущим мужчинам — на полученный результат.
Физическое развитие
В 6-7 лет ребенок умеет выполнять много различных физических упражнений:
- Бегать в разном темпе (быстро, медленно, чередуя скорость), на длинные и короткие дистанции. Во время бега огибает или перепрыгивает препятствия, не сбавляя темпа, меняя направление движения;
- Прыгает вверх, вперед, в стороны через небольшую скамеечку;
- Во время ходьбы или бега может подпрыгивать, чередуя ноги;
- Лазать по турникам, спускаться самостоятельно;
- Висеть на турнике, некоторые дети могут подтягивать туловище вверх;
- По просьбе взрослого ползают на четвереньках, подлазят под предмет, ползут по-пластунски, задом-наперед;
- Выполняют наклоны вперед, дотягиваясь пальчиками до пола, упираясь кулачками или ладошками. Положив руки на пояс, наклоняются на 30% в стороны, до 15% назад;
- Приседают, сохраняя спину прямой, не теряя равновесия;
- Делают махи ногами вперед, в стороны, назад, не теряя равновесия;
- Успешно катаются на велосипеде, самокате, коньках, если их этому научить;
- Могут освоить игру в бадминтон, хорошо плавать.
Физическое развитие ребенка в 6-7 лет — совершенствование уже имеющихся навыков. Рекомендуется предлагать различные упражнения в течение дня: утреннюю гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе, спортивную секцию или упражнения дома на оттачивание менее развитых навыков.
Психологическое развитие. Рост личности ребенка
В 6-7 лет в психике ребенка происходит качественное изменение понимания собственного “Я”. Малыш осознает, что он отдельная личность, начинает четко понимать свои желания и знает, как их выполнить. Происходящие изменения в самосознании усиливают самостоятельность, требование уважительного отношения к его мнению.
Развитие психических процессов головного мозга приводит к появлению планирования в действиях ребенка. Теперь он не просто делает, что хочет, а начинает продумывать детали своего поступка мысленно. Появляется способность размышлять над предложенной задачей или событием без наглядного примера или привязки к предмету. Это качественное изменение психики ребенка постепенно приводит его к настойчивому желанию выполнять только полезные, на его взгляд, действия.
Мальчики и девочки в 6-7 лет начинают проявлять интерес к учебной деятельности, труду. Этим желанием рекомендуется воспользоваться, настраивая ребенка на приближающийся школьный период.
Через познание собственного “Я” и появление умения рассуждать, в психике ребенка появляется осознанная оценка собственных действий. Ребенок теперь полностью отдает отчет своим поступкам, может предугадать результат знакомых действий. В поведении заметно, как малыш отходит от принципа “хочу и делаю”, и чаще стремится оценить поступок исходя из своих возможностей и требований родителей.
В 6-7 лет происходит активное развитие моральных качеств, ребенок понимает разницу в понятии добро и зло, хорошо и плохо, красиво и некрасиво и т. д. При этом, сложившаяся картина мира еще очень гибкая, легко проводить коррекцию неправильных шаблонов поведения, формировать личностные качества. Роль воспитательных бесед, книжек, мультфильмов и общения со сверстниками на этом этапе велика. Оценивая разные варианты действий, отношения, поведения, ребенок формирует свою личность.
В этот период хорошо стимулировать развитие полезных для ребенка качеств: заботу, сочувствие, активную жизненную позицию, умение концентрироваться и превозмогать себя.
Нехватка сформированных шаблонов поведения в разных ситуациях стимулирует ребенка чаще действовать неправильно. Он повторяет за другими детьми, доверяя их ощущениям, а не собственному пониманию. Мальчики и девочки в 6-7 лет могут осознать нежелательность действия, но в ситуации, когда большинство его выполняют, будут следовать за группой. Рекомендуется как можно чаще беседовать с ребенком на тему обдумывания собственных действий. Стараться привить понимание важности соответствия собственным эталонам, а не поведению других детей. Научите кроху высказывать свое мнение, аргументировать его, чтобы он мог противостоять плохим поступкам.
Общение со сверстниками
В 6-7 лет общение со сверстниками и другими взрослыми для ребенка — необходимость. Изучая различные варианты общения, обучаясь дружить и конфликтовать, ссориться и мириться, мальчики и девочки активно готовятся к следующему этапу социализации: школьному обучению. Для малышей, посещающих дошкольные учреждения образования этот процесс проходит в рамках садовской группы. Для детей, не посещающих ДОУ, рекомендуется ходить в различные секции, кружки, ежедневно гулять на детских площадках со сверстниками.
В общении с другими детьми ребенок 6-7 лет уже четко понимает свое место в коллективе, сравнивает себя и свои способности. Появление необходимости сравнивать себя с другими детьми сильно влияет на самоощущение ребенка. В этот период важно чаще говорить малышу о его индивидуальности, подчеркивать его сильные стороны, создавать ситуации успеха, предлагая ребенку выполнить задания, которые ему под силу, даются просто.
В 6-7 лет у ребенка формируется фундамент будущего отношения к другим людям, умение создавать крепкие связи, дружить. Ближе к 7-ми годам, большинство девочек и мальчиков заводят своих первых друзей, в отношении которых проявляется желание помогать, выполнять действия в их интересах.
Теперь малыш не только видит в других детях их игрушки и возможность побегать друг за другом. Постепенно ребенок учится воспринимать сверстников за отдельную личность, со своими желаниями, промахами, успехами. Часто можно увидеть, как 6-и летки обсуждают свои планы, делятся впечатлениями, интересуются жизнью друг друга. В это общение не стоит вмешиваться, прерывать рассказ ребенка о своих делах и домашних событиях. Умение открыться другому человеку, кроме мамы и папы — важный навык. Со временем кроха научится контролировать, что и кому говорить, но на первых порах зарождения социального общения, взрослым нужно остаться в сторонке, позволив крохе самостоятельно получить первый опыт.
В 6-7 лет при помощи диалога с ребенком, чтения книг, просмотра мультфильмов хорошо научить карапуза доброжелательному отношению к людям, взаимопомощи, сопереживанию. Хорошо показать, как примерять на себя чужую роль, прочувствовать результат сказанных слов со стороны другого человека. Мальчики и девочки 6-7 лет готовы к постижению эмоциональной стороны общения, хотят понять тонкости построения дружбы.
Восприятие
Восприятие ребенком окружающего мира в 6-7 лет продолжает совершенствоваться. В этот период доминирующим каналом получения информации является зрение. Большинство знаний малыш получает наблюдая,
изучая и запоминая глазами. Слуховой способ восприятия развит немного слабее, но уже имеет высокую чувствительность. Мальчики и девочки быстро узнают знакомые мелодии, песни, дифференцируют звуки. Развитию этого способа восприятия способствуют ежедневное прослушивание классической музыки, обучение пению и танцам. В 6-7 лет дети хорошо различают темп и ритм музыкальных произведений, с легкостью разделяют слова на слоги. Рекомендуется тренировать умение различать и разграничивать звуки при помощи различных речевых игр (“Тяни-хлопни”, “Угадай звук”).
Развитию восприятия в 6-7 лет стоит уделять достаточно времени. Акцентируйте внимание ребенка на деталях окружающих предметов, особенностях звучания слов и вещей, тактильных ощущениях. Чем чаще ребенок будет задумываться над схожестью окружающих предметов во внешнем, звуковом и телесном ощущении, тем сильнее будет развито восприятие.
Память
В 6-7 лет происходит процесс перехода от непроизвольной к произвольной памяти. Теперь кроха может запоминать необходимую информацию по желанию. Если кроха ставит перед собой цель запомнить и вспомнить, то необходимые знания остаются в его памяти. Появление возможности целенаправленно запоминать приводит к тому, что малыш способен сконцентрировать свое внимание на конкретном предмете, изучить его, понаблюдать за ним в течение некоторого времени. Большинству детей к 7-ми годам удается концентрировать внимание на группе предметов до 20-30 минут.
Способствуют развитию памяти логические операции: классификация, группировка, анализ и синтез. Ребенок в 6-7 лет очень любознателен, легко обучаем и податлив к различным методикам. Через интерес к занятию, попытки малыша докопаться до сути предложенной задачи совершенствуется память.
На 7-м году жизни хорошо уделить внимание совершенствованию умения воспринимать информацию на слух. Чаще предлагайте решать устные задачи, читать сказки без картинок, объяснять значение поговорок, пословиц, стихов.
Мышление
В 6-7 лет дети, в большинстве случаев, пользуются наглядно-образным мышлением, но постепенно начинает развиваться словесно-логическое. Этому процессу в большой степени способствует развитие речи ребенка. В ближайшие 12 месяцев малышу нужно научиться объяснять, рассказывать и запоминать, опираясь не только на увиденное, а в большей степени на услышанное.
Словесно-логическое мышление подразумевает под собой несколько умений:
- устанавливать причинно-следственные связи, уметь объяснить словами происходящее;
- рассказывать, пояснять, вести диалог, используя различные части речи для выражения мысли, вместо предметов и жестов;
- находить решение задач через рассуждение, применение логических операций;
- исключать из предложенного перечня лишний предмет через обобщение основных признаков;
- выстраивать последовательный рассказ без опоры на картинки, умение придумать историю из предложенных карточек, разложить их по ходу рассказа в правильной последовательности.
Внимание
На 7-м году жизни ребенка взрослым нужно постараться способствовать формированию усидчивости и внимания к предложенному заданию. В этот период малыш уже обладает осознанным мышлением, может изучать предложенный объект в течение 20-25 минут. Этот навык очень важен для успешного школьного обучения. Предлагайте ежедневно малышу интересные задания на поиск несоответствий, прохождение лабиринтов, решение логического ряда и другие задания, требующие концентрации на предложенном предмете.
Воображение
Фантазия ребенка 6-7 лет не знает границ. В этот период постепенно происходит переход от воссоздающего варианта воображения к творческому. Если раньше малыш придумывал героев и ситуации, основываясь на увиденном ранее, то к 6,5 годам его мозг может придумывать невероятных героев, события. Чем ярче развита фантазия ребенка в 6-7 лет, тем быстрее развивается мышление, речь, восприятие. Тесно переплетенные навык воспринимать окружающий мир и умение создавать собственную реальность в этот период требуют выхода в творчестве. Рекомендуется наполнить жизнь ребенка разнообразными творческими занятиями, посещением развлекательных и обучающих мероприятий. Продолжайте знакомить вашего сына или дочку с театром, кино, музеями и другими видами искусства.
Речь
В 6-7 лет разговорная речь ребенка продолжает совершенствоваться. Словарный запас большинства детей превышает 5000 слов, среди которых в активном пользовании находится около 1500. В этот период идет активное становление звуковой стороны речи, совершенствование грамматически верного разговора.
Речь девочек и мальчиков в этом возрасте отличается. Малышки больше используют прилагательные, выстраивают длинные, яркие предложения, наполненные множеством подробностей. Мальчики более скупы на речевое общение. Предпочитают простые предложения, указывающие на действие или происходящее событие. Мамам будущих мужчин в этот период рекомендуется уделять больше внимание на расширение активного словаря ребенка, просить описывать окружающие предметы, составлять сказки и рассказы.
Активный словарь детей 6-7 лет в основном состоит из слов, связанных с конкретными предметами, понятиями. Абстрактное мышление только начинает формироваться и хорошо пополнять речь ребенка соответствующими словами, необходимыми для полноценного описания процесса рассуждения. Чаще предлагайте подбирать обобщающие слова, классифицировать предметы, объясняя вслух свой выбор.
Отдельное внимание со стороны родителей должно быть направлено на звуковую сторону речи. Ребенок должен хорошо говорить все звуки. Если есть затруднения в произношении отдельных звуков или слогов, необходимо обратиться к логопеду и начать коррекцию до начала посещения школы. Срочность в формировании чистой речи обусловлено высоким риском развития дисграфии (письмо с ошибками). Если малыш неправильно произносит слово, высока вероятность, что и напишет он его с ошибкой.
В 6-7 лет рекомендуется стимулировать ребенка как можно чаще использовать в речи обобщающие существительные, синонимы, антонимы и прилагательные. Учите вести полноценный диалог, задавайте сыну или дочке много вопросов, просите давать развернутые ответы.
Развитие логики ребенка в возрасте 6-7 лет
В 6-7 лет идет активный процесс формирования логического мышления ребенка. В этот период логическое мышление в основном опирается на образное мышление. Становлению и развитию умения рассуждать и делать правильные выводы способствуют:
- постоянное обогащение знаний ребенка об окружающем мире;
- развитие понимания закономерностей, умение выстраивать причинно-следственные связи;
- умение выделять в группе предметов существенные признаки, обобщающие предложенные элементы.
С развитием этих умений ребенку становится доступным логическое мышление. Умение логически мыслить формируется последовательно. Вначале малыш познает мир и его закономерности, учится простым операциям. На базе полученных знаний, мальчики и девочки учатся рассуждать над предложенными задачами и ситуациями. После успешного освоения навыка рассуждать, постепенно дети начинают применять полученные умения не только в рамках занятий, но и для оценки происходящего. Идеально, если к 7-ми годам ребенок научится не только уверенно рассуждать и приходить к верному выводу, но и начнет проводить логические операции без озвучивания хода мыслей.
К 7-ми годам малыш должен научиться:
- находить закономерности, признаки, объединяющие предложенные предметы в одну группу;
- уметь находить лишнее в предложенной группе предметов, выделяя основные признаки;
- уметь составлять собственные рассказы о событиях, придумывать сказки;
- свободно делить на группы ряд предметов;
- уметь применять основные логические операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение.
- графических;
- математических;
- речевых.
Чем чаще вы будете предлагать ребенку рассуждать и обобщать полученные знания, тем легче ему будут даваться более сложные понятия.
Тест на развитие ребенка в 6-7 лет
Чтобы оценить развитие ребенка в 6-7 лет, предложите ему пройти следующий тест.
- Классификация.
Предложите ребенку выбрать лишний предмет или животное в предложенном словесном ряду. Назовите, например, корова, конь, дом; стул, диван, окно; автобус, кран, дом. В заданном ряду малыш должен определить лишнее слово, подобрав к каждому из предложенных вариантов объединяющий признак;
Идеально — малыш легко определяет лишний предмет, без необходимости рассуждать;
Хорошо — определяет лишний предмет после рассуждения вслух;
Нужно позаниматься — ребенок не может найти лишний предмет.
- Группировка.
Разложите перед ребенком карточки с изображением разных частей тела нескольких животных (голова, хвост, тело, рога). Предложите разложить предложенный материал по отдельным группам.
Идеально — ребенок быстро раскладывает все необходимые элементы в правильные группы;
Хорошо — для выполнения задания кроха рассуждает над каждой картинкой, допускает несколько ошибок;
Нужно позаниматься — малыш выполняет задание без рассуждения, допускает множество ошибок.
- Речь.
Покажите малышу три картинки из одной сказки. Попросите разложить их в правильной последовательности, рассказать или придумать по ним сюжет;
Идеально — малыш быстро расставляет картинки в нужной последовательности, рассказывает длинную сказку, наполненную словесным описанием, различными частями речи. В истории присутствуют события, не нарисованные на картинке, но логически связанные с повествованием.
Хорошо — ребенок раскладывает карточки в нужной последовательности, рассказ сухой, преимущественно состоит из простых предложений об изображенных предметах;
Нужно позаниматься — ребенок испытывает сложности в расстановке карточек, не может составить связный рассказ.
- Умение концентрироваться.
Предложите ребенку самостоятельно выполнить любимый вид заданий (лабиринты, логический ряд, поиск отличий). Измерьте время полной концентрации на занятии.
Идеально — ребенок занимается 20 — 25 минут;
Хорошо — 15 — 20 минут;
Нужно развивать усидчивость — меньше 15 минут.
5.Математика.
Идеально — ребенок быстро проговаривает цифры в прямом и обратном порядке без ошибок;
Хорошо — быстро проговаривает цифры в прямом порядке. В обратном порядке есть ошибки;
После выполнения этого теста предложите ребенку ответить на ряд вопросов, раскрывающих общий объем полученных знаний необходимых для начала школьного обучения. Спросите ребенка:
- Как его зовут, его возраст и дату рождения;
- Как зовут его родителей, кем они работают;
- Если есть брат или сестра, как их зовут и сколько им лет;
- Домашний адрес и телефон мамы для связи;
- Название страны, столица;
- Какие он знает цвета;
- Попросите назвать основные части тела;
- Назвать надетую на нем одежду, обувь;
- Назвать 5 видов транспорта;
- Назвать 5 видов спорта;
- Назвать 5 фигур;
- Какой сейчас день недели, месяц, время года;
- Вспомнить загадку или пословицу;
- Назвать 5 домашних и 5 диких животных, их детенышей;
- Назвать 5 птиц;
- Назвать 5 растений;
- Назвать по 5 овощей и фруктов;
Если ребенок успешно ответит на все заданные вопросы — он готов приступить к обучению в школе, хорошо развит.
При отсутствии четких знаний по некоторым вопросам нужно дополнительно поработать над слабыми местами.
Воспитание
Воспитание ребенка 6-7 лет — сложный процесс, направленный на развитие самостоятельности и умения контролировать свои эмоции. В этом возрасте стоит приучать малыша следить за своей опрятностью, выполнением основных правил гигиены. В большинстве случаев, в этом возрасте контроль за выполнением обязательных процедур уже не требуется. Ребенок сам помнит, что ему нужно почистить зубы или вымыть руки. Взрослые должны разрешить ребенку становиться старше, самому решать некоторые вопросы организации собственного времени. Это умение позволит ребенку быстрее влиться в школьную жизнь.
В этот период нужно начинать приучать сына или дочку к домашнему труду. Можно сделать ребенка ответственным за полив цветов или протирание пыли. Активное участие в поддержании чистоты в доме — полезный навык, который пригодится во взрослой жизни. Если начать приучать ребенка к помощи в этом возрасте, то в дальнейшем не будет сложности с привлечением его к более сложным видам домашнего труда.
Какие настольные игры предложить
В 6-7 лет ребенку доступен широкий спектр игр. Выбирая тот или иной вариант, необходимо опираться на навыки, которые нужно развивать у малыша в первую очередь.
Развиваем восприятие, внимание, логику:
- “Доббль”;
- “Морской бой”;
- “ 4 в ряд”;
- “Ассоциации”;
- “Сырный замок”.
Развиваем речь, воображение:
- “Кто Я?”;
- “Пинокио”;
- “Имаджинариум”;
- “Данетки. Юный детектив”;
- “Эрудит”.
Математические способности:
- “Делиссимо”;
- “Дубль”;
- “Лото”;
- “Шашки”;
- “Царь горы”.
6-7 лет — переходной период между дошкольным детством и школьной жизнью. Ребенок стал совсем взрослым и самостоятельным, чаще хочет заниматься, чем играть. Он очень эмоционален, чувствует настроение родителей, может сопереживать другому человеку, обсуждать широкий спектр тем. Постарайтесь в этот период быть рядом с дочкой или сыном, поддерживать в научении новым умениям, в сложных ситуациях со сверстниками. Осталось немного и кроха пойдет в школу, станет совсем взрослым.
Год за годом, шаг за шагом ребёнок становится старше и по годам, и по другим критериям взросления. Каждой новой ступни в жизни крохи свойственны свои характерные черты. В нашей статье мы рассмотрим возрастные особенности детей 6 лет. Это поможет родителям понять, какие процессы происходят в детском организме, как малыш видит окружающий мир и что нужно предпринять для правильного развития ребёнка на 6-7 году жизни.
Характерные особенности развития для детей 5-6 лет
Когда мы говорим о развитии ребёнка, то имеем в виду не только его физический рост. Сюда относится также взросление ума, становление личности, социализация. Возраст 6-7 лет ещё особенный потому, что на этом этапе происходит активная подготовка к 1 классу. Поэтому готовность к школе также можно отнести к критериям правильного развития малыша.
Возрастные особенности детей 6 лет в области физиологии:
- активный рост костной системы, развитие опорно-двигательного аппарата;
- развитие мышечной системы (мелких групп мышц);
- развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы;
- дифференциальное развитие ЦНР (отделов).
В 6-летнем возрасте большими темпами происходит развитие умственной и психической сферы. Посмотрим, какие возрастные особенности детей проявятся по каждой из них.
Особенности детского интеллекта в 6-7 лет
В умственном воспитании ребёнка на 6 -7 году жизни нужно учитывать один существенный момент. Это высокая скорость развития мыслительных, познавательных способностей.
В данный момент идёт закладка особенно важных функций:
- память;
- мышление;
- внимание;
- воображение;
- речь.
Память проходит последний этап развития. Малыш обретает способность усваивать знания на слух и визуально. Благодаря этому память становится основой всех психических процессов мышления.
Само мышление становится осмысленным. Ребёнок переходит к наглядному (образному) восприятию. Начинает применять логическое мышление и с его помощью сравнивать, группировать предметы по каким-то признакам, выделять нужную информацию, делать правильные выводы.
Внимание – характерная возрастная особенность детей 5-7 лет, связанная с осознанным мышлением. Ребёнок 6 лет уже умеет выбрать объект (задачу), направить на него своё внимание и удерживать длительное время.
Воображение – одна из самых полезных для развития интеллекта способностей. Оно способствует раскрытию творческих задатков, помогает создавать яркие идеи и образы, мечтать, даёт простор для самореализации.
Возрастные особенности речи у детей 6 и 7 лет:
- малыш в активной разговорной речи использует очень обширный словарный запас;
- он умеет использовать разные обороты речи, выражать свои мысли полноценно, сложными предложениями, вести активный диалог.
Психология ребёнка в 6 лет
Самые важные возрастные психологические особенности детей 6 года жизни:
- Детская личность растёт так же быстро, как и организм. Малыш понимает, что он – отдельный от других человек, хочет быть самостоятельным. Поэтому он кроме игр проявляет интерес и к более серьёзным занятиям.
- Растёт и сознание принадлежности к социальной группе. Малыш понимает своё место в своём кругу общения, умеет сравнивать уровень своих способностей, достижений с остальными людьми.
- Теперь ребёнком движут не столько желания (хочу), сколько наличие возможности (могу) и необходимости (должен).
Готов ли ребёнок 6-7 лет к школе?
Воспитывать дошкольника сложнее по той простой причине, что родителям нужно не просто учить малыша, но и настраивать его на будущую жизнь в новом социуме с насыщенным графиком и большими умственными нагрузками. От степени готовности ребёнка будут зависеть и его самочувствие, и успехи, и моральное равновесие.
На полную готовность к школе указывают следующие возрастные особенности детей 6-7 лет:
- Зрелость организма. Нормальное для возраста физическое развитие, крепкое здоровье, которое позволит без труда переносить новые более высокие нагрузки.
- Психологический настрой. Ребёнок знаком с правилами школьной жизни, готов им следовать. Также понимает, что теперь у него будет больше обязанностей, что может быть трудно, но готов эти трудности преодолевать.
- Мотивация. У ребёнка есть интерес к получению знаний, понимание, зачем ему учиться и какие преимущества можно получить, если развивать свои способности.
- Интеллектуальная подготовка. Кроме базовых знаний, малыш достаточно эрудирован. Он имеет широкий кругозор, умеет работать с информацией, имеет развитые когнитивные способности.
- Коммуникабельность. Важный параметр готовности. Он означает, что ребёнок умеет приспосабливаться к незнакомым условиям, завязывать знакомства с новыми людьми, работать в команде и следовать общепринятым нормам поведения.
Какие успехи ждут малыша в будущем, станет ли он уверенным и самодостаточным членом общества, сможет ли найти своё призвание – всё это зависит от первых шагов в развитии, то есть от родительского воспитания.
Если знать общие возрастные особенности детей 6 лет, можно выбрать самые важные инструменты гармоничного развития:
- Стать для малыша одновременно учителем, наставником и помощником, лучшим другом.
- Следовать личному графику развития ребёнка. Не торопить его. Если нужно, даже отложить на год поступление в школу, чтобы дать крохе возможность лучше подготовиться.
- Не ограничивать детскую свободу. Наоборот, поощрять инициативу и самостоятельность (в разумных пределах).
- Воспитывать настойчивость, уверенность, смелость, которые помогут ребёнку справляться с трудностями.
- Ценить достигнутые малышом результаты, но не переоценивать их.
- Предоставить возможность общаться и со сверстниками, и с взрослыми людьми разного круга интересов и разного возраста.
- Следить за его здоровьем, организовав правильное питание, физическую активность, подходящий по возрасту режим дня.
К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени.
В шесть с половиной лет ребенок, как правило, активно готовится к школе.
Что должен знать ребёнок, поступающий в школу:
- Своё имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст и дату рождения.
- Свою страну, город и домашний адрес.
- Фамилию, отчество родителей, их профессию.
- Времена года, месяцы, дни недели.
- Домашних, диких животных и их детёнышей.
- Тематический словарь: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
- Знать и уметь рассказывать народные сказки, произведения детских писателей.
- Различать и правильно называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ).
- Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
- Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
- Разделять слова на слоги по количеству гласных.
- Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
- Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
- Считать от 1 до 15. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
Составить для себя общую картину, вы сможете приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:
- Способен ли ребенок к простейшей классификации?
- Может ли он объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка - это транспорт; яблоки, груши, сливы - фрукты и т. п.
- Может ли определить лишний предмет: тарелка, кастрюля, щетка, ложка?
- Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи?
- Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
- Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания сдругими?
- Включается ли он в игру других детей?
- Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
- Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
- Внимательно ли он слушает, когда ему читают?