История создания старший сын. Старший сын (пьеса)

История создания

Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом : название - «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Алексей Николаевич - полковник в отставке, Эмма - его дочь, Вася - его сын, девятиклассник, Забродин - студент на каникулах, Кемеровская - машинистка, Чистяков - инженер.

Ещё раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин - студент на каникулах, физик (22), босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов - настройщик (50), добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова - девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и т. д. Грета Комаровская - женщина, которая ждет случая. Секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов - инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков - инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.

Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе «Ангара».

Персонажи

  • Бусыгин – студент – медик, представившийся сыном Сарафанова;
  • Семён (Сильва) – торговый агент, возлюбленный Макарской;
  • Андрей Григорьевич Сарафанов – играет на похоронах, но скрывает это от детей;
  • Васенька – десятиклассник, сын Сарафанова;
  • Кудимов – лётчик, жених Нины;
  • Нина – дочь Сарафанова;
  • Макарская – тридцатилетняя женщина, возлюбленная Васеньки и Сильвы;
  • Две подруги
  • Сосед

Сюжет

Холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот - и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег, но - «никто не открывает. Боятся». Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин - его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын. Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» - и, когда Сарафанов вручает ему семейную реликвию - серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, он решает остаться.

Так у Бусыгина появляются «отец», «брат» и «сестра», (Сарафанов воспитывает их один) и ему приходится подключиться к решению семейных проблем. Младший брат, 10-классник Васенька, влюблен в соседку - 30-летнюю Макарскую, секретаря в суде, но она смеется над его чувствами, и Васенька хочет бежать из дома; Бусыгину удается уговорить его остаться. Сильва, которому Макарская понравилась, заигрывает с ней, и взбешенный Васенька поджигает дом изменницы. Макарская изумлена: она не ожидала от мальчика такого поступка и теперь готова отнестись к нему серьёзно.

Параллельно развивается и вторая любовная история: Бусыгин влюбляется в свою новообретенную «сестру», но она собирается выйти замуж за курсанта-летчика и уехать с ним на Сахалин. Нина и Бусыгин чувствуют взаимную симпатию, и оба жалеют, что оказались «родственниками». Не выдержав, Бусыгин разоблачает себя, признаваясь при этом Сарафанову: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», - отвечает ему Сарафанов, и Бусыгин остаётся в их доме.

Критика о пьесе

Марк Липовецкий : Проходимец Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Маска, роль, заведомо неправдивая, неожиданно отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи.

Владимир Клименко : Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца - главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант, неудачник и «блаженный», по мнению бросившей его жены, на самом деле являет собой вместилище лучших чувств.

Театральные постановки

Первая постановка

Известные постановки

Экранизации

  • - «Старший сын » - режиссёр Виталий Мельников , в ролях Евгений Леонов - Андрей Григорьевич Сарафанов , Наталья Егорова - Нина Сарафанова ,

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в районном поселке Кутулик (по-бурятски «яма») Иркутской области в учительской семье. Отец его, Валентин Никитич Вампилов, обрусевший бурят, был директором Кутуликской средней школы и преподавал русский язык и литературу, мать, Анастасия Прокопьевна Копылова, русская, дочь иркутского священника, вела в той же школе математику – алгебру и геометрию. Саша был третьем сыном и четвертым ребенком в семье.

То, что Саша, будущий драматург, был третьим сыном – в этом усматривается больший знак судьбы, чем имя Александр, данное ему отцом в честь Александра Сергеевича Пушкина в год столетия со дня гибели поэта.

Отцу и сыну увидеть друг друга не довелось: вскоре после рождения Александра Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1957 году.

Каким при этом могло быть детство Саши Вампилова? Обыкновенное, то есть вольное, не ограниченное никаким воспитанием, как и у миллионов его сверстников, отцы которых погибли либо в лагерях, либо на войне. Детство, предоставленное самому себе, своей абсолютной свободе, таящее в себе не только постоянную смертельную опасность, но и величайшее безотчетное блаженство от растворенности в бесконечном и вечном мире Природы. Именно в этом слиянии с Природой душа ребенка впервые осознает себя бессмертной и блаженной, доброй частью той бесконечности и вечности, которая создала её.

В возрасте 21 года Вампилов, окончив Иркутский государственный университет, пишет свой первый рассказ «Стечение обстоятельств» и активно печатается в иркутских газетах, в том числе и в «Советской молодежи» под псевдонимом А. Санин. Ранние очерки и статьи Вампилова имеют конкретно – исторический план, точные географические координаты: это Сибирь, новостройки 50 – 60х годов, Братск, Ангарск, Красноярск, Саяны, Усть – Илим. Его мир населяют первопроходцы и покорители тайги, которые строят «белые города» (так называется один из ранних очерков писателя). Героика и торжественность, свойственные его персонажам (лесорубам, вальщикам, плотникам, штукатурам, шоферам) – дань автора духу своего времени, времени научно-технических преобразований.

II. Прижизненные постановки

Корни интереса будущего писателя к драматургии и театру, психологический путь его к осознанию своего призвания – одна из «загадок» Вампилова». Ни в роду, ни в непосредственном окружении его до того, как он уже стал автором, никаких связей с театром не было; регулярно посещать театр он до переезда в 1955 году в Иркутск просто не мог. Но, по – видимому, первый мощный импульс увлеченности сценой Вампилов получил еще в детстве в Кутулике на каком–то из выездных спектаклей профессионального театра – об этом повествует рассказ «Солнце в аистовом гнезде», интонация которого автобиографична.

По воспоминаниям актера В. П. Букина, в 1961 г. учащиеся студии при Иркутском Драматическом Театре под руководством режиссера М. Б. Шнейдермана подготовили и сыграли в качестве учебной работы сценку «Свидание» из только что вышедшего первого сборника рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», причем молодой автор по приглашению студийцев консультировал их работу. Этот первый скромный опыт делового контакта с театром, вероятно, повлиял на решение заняться драматургией, но долго не получал продолжения.

Именно в ту пору, в начале 60х, создавая собственную модель драмы, Вампилов, по свидетельствам ряда лиц (в частности, журналиста П. В. Забелина), остро критически отзывался о ряде пьес и спектаклей современного репертуара и почти перестал посещать «живой» театр в качестве зрителя. Во все последующие годы он бывал на постановках не своих пьес крайне редко; сведений о его впечатлениях, отведенных спектаклям, в литературе, даже мемуарной, практически нет. Очевидно, что влияние практики современного театра на драматургию Вампилова было минимальным.

В то же время его пьесы писались не «в стол» и не для «чтения», а прямо предназначались сцене. По завершении каждую из них автор предлагал театрам – прежде всего Московским и местному, Иркутскому.

Рукописи, а потом и первые публикации (выходившие, как правило, в Иркутске) становились известными довольно широкому кругу людей театра, переговоры с автором о постановках вели многие театры разных городов. Но необычность мира в интонации этих пьес смущала и отпугивала не только чиновников, медливших с разрешением к исполнению на сцене даже опубликованных текстов (немало подробностей на эту тему содержится в переписке Вампилова с Якушкиной), но и режиссеров и актеров, привыкших к иному уровню и качеству драматургии. Так, обсуждение «Утиной охоты» художественным советом Иркутского драматического театра в 1967 году обнаружило полное непонимание и резкое неприятие пьесы старейшинами театра и вылилось в конфликт и временный разрыв между драматургом и коллективом.

III. Загадка пьесы «Старший сын»

1. История создания

Пьеса написана в 1965г. Первоначальное название (обозначенное, например, в отрывке, напечатанном в Иркутской газете «Советская молодежь 30 мая 1965г.)- «Женихи». Под названием «Предместье» поставлена в Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова в ноябре 1969г. (режиссер В. Симоновский).

Из всех пьес Александра Вампилова «Старший сын» наиболее часто привлекает внимание наших театров. В сезоне 1975-1976гг. , например, пьеса, шла сразу в 52 театрах страны. В 1976г. был снят телевизионный художественный фильм «Старший сын» (режиссер В. Мельников). Пьеса идет за рубежом: в Чехословакии, Венгрии, Болгарии и других странах.

2. Сюжет и жанровые особенности пьесы.

Действие пьесы начинается с грубоватого розыгрыша, недоброй мистификации. Двое подгулявших, промерзших молодых людей опоздали на последнюю электричку и ищут себе ночного пристанища.

Недоверчивые жители предместья не расположены пускать к себе поздних гостей с улицы. «Человек человеку брат, ты, надеюсь, об этом слышал?» - это формула почти ернически звучит в устах Сильвы.

Как известно, существует много хороших, идеальных лозунгов, заветов и правил. Но каждодневность не по лозунгам строится. А частная жизнь, домашняя жизнь, семейное, дружеское общение идут сами по себе. Более того, чем идеальнее лозунг, тем нагляднее разрыв между ним и будничными обыкновениями жизни. На этом построена завязка пьесы «Старший сын».

Мысль выдать Бусыгина за старшего сына хозяина квартиры, в которую они случайно постучались, приходит молодым людям неожиданно – она навеяна пародийно звучащей фразой о «страждущем брате». И вот уже Бусыгин, вошедший в роль пропавшего сына Сарафанова, выпивает, закусывает и отдыхает самозванцем в незнакомой квартире. Случай с Бусыгиным, навязавшимся в сыновья Сарафанову, - это анекдот, ставший жанрообразующим компонентом, так происходит своеобразная новеллизация жанра. Именно новеллистическая интрига придает пьесе то, что критика практически единодушно называет «высоким мастерством» построения сюжета.

Анекдот подчеркивает неожиданность жизни, сообщает ей яркость красок. Жесткий розыгрыш в «Старшем сыне», казалось бы, удался Бусыгину и Сильве вполне. «Чему посмеешься, тому и послужишь», - говорит пословица. Беззащитная, доверчивая душа старика Сарафанова защитила сама себя.

Вся его жизнь - это самообман, мираж. Оттого он так легко и попадается на розыгрыш Бусыгина, что всей предшествующей иллюзорностью своей жизни подготовил к этому себя. По свойствам души Сарафанов не может лишь волочить существование сквозь будни. Ему непременно нужно жить какой-то мечтой, хотя бы домашним миром, будто он работает в филармонии или вот-вот напишет ораторию, которая его прославит. Иначе бы бедность реальности, когда он принужден идти в поношенном черном костюме с кларнетом в руках за очередным покойником, задушила бы его.

Сарафанов – пожилой человек, имеющий дочь Нину и сына Васеньку. Ситуация в семье складывается непросто.

Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из–за этого Васенька хочет покинуть дом и уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать, оставив своего отца. Может быть, Сарафанову не хватало того, кто бы был с ним на старости лет. И тут появился Бусыгин. Бусыгин не ожидал, что взрослый человек так безоглядно поверит лжи, с такой щедростью и открытостью примет его за своего старшего сына. Бусыгина волнует все, что происходит в семье Сарфановых. Он ощущает свою ответственность за Васеньку и Нину. Одним словом, Бусыгин не просто входит в роль старшего сына, он чувствует себя им. Потому, трижды порываясь уйти и прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью.

В доме Сарафановых тоже существует ложь. Отец и сын друг другу лгут. Отец лжет, что все еще работает в филармонии, дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже лгут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия, однако эта тайна становится известна всем. Раскрывается также и ложь Бусыгина и Сильвы. Бусыгин захотел жить честно. Во-первых, он влюбился в Нину, во-вторых, он больше не смог обманывать, по его мнению, замечательного человека Сарафанова.

Бусыгин - сын Сарафанова не по крови, а по духу. Ему, может быть, тоже не хватало любящего и заботливого отца. Сын и отец как бы обрели друг друга. Бусыгин мог бы продолжать свою жизнь с «отцом», но не смог. Он не смог бы жить с ложью. Но, несмотря на то, что все уже выяснилось, он все-таки продолжает чувствовать себя сыном Сарафанова.

3. Художественное своеобразие пьесы

Фольклорная традиция в творчестве драматурга рассматривается в связи со всей идейно – образной системой его художественного мира.

Во всех пьесах Вампилов создает глобальный образ мира вне уклада – образ «глухой, неведомой тайги», «темного леса». Один из героев пьесы, Сильва, имеет лесное прозвище. Мифологема темного леса связана у Вампилова с темой всенародного одичания.

Эх, да в Черемхове на вокзале

Двух подкидышей нашли

Не удалась жизнь и у другой героини – у Макарской. Также подчеркивается одиночество старшего поколения в лице Сарафанова.

В пьесе «Старший сын» случайно услышанные имя и фамилия становятся и движущей силой конфликта произведения, и силой, способной духовно преобразить героя. Обращает на себя внимание то, что не все герои в пьесе имеют личные имена. Нет имени у Макарской, Сильвы. Нет имени – значит, человек как личность не состоялся, не сложилась его судьба. Давая Бусыгину имя «Владимир», автор, возможно, хотел подчеркнуть, что с появлением этого человека в доме Сарафанова воцарится мир и спокойствие. Имя другого героя, Сарафанова, «Андрей» в переводе с древнегреческого означает «мужчина». Да, он по мере сил пытается защитить свою семью, детей, дом от неприятностей, даже его ложь о филармонии у читателя и зрителя не вызывает осуждения.

Значимо и имя младшего сына: именно «Васенька», а не Василий, что подчеркивает его детскость, незрелость, необдуманность многих его поступков.

В мифологии дать имя означает определить судьбу. И развитие действия, и финал пьесы «Старший сын» завершают образное решение мифологической матрицы. Бусыгину ничего не остается, как стать если не кровным, то духовным сыном Сарафанова, наследником его идей добра, любви, творческого отношения ко всему сущему как единственного спасения человека от инерции существования.

Таким образом, в комедии «Старший сын» предпринимается опыт устроения дома. Действие пьесы начинается буквально с поисков «одиноких, неполносемейных» Бусыгиным и Сильвой «теплого дома». Этот мотив соединяется с другим – поиском отца: Бусыгин, «не знающий своего отца», «еще пионером» поклялся найти его. Вера в этой пьесе предстает скорее как желание веры, как чистое «без понятия» и «без цели» нравственное усилие любви, добра, надежды.

В драматургии Вампилова библейские мотивы впервые активно используются в комедии «Старший сын» как в явной цитатной форме, так и в форме подтекста. Эти два плана разыгрываются в разных эмоциональных регистрах и образуют довольно сложный и противоречивый комплекс. Вера в этой пьесе предстает скорее как желание веры, как чистое «без понятия» и «без цели» нравственное усилие любви, добра, надежды.

В ироническом тоне, в комедийных мероприятиях обыгрываются библейские мотивы братства («Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога», «Все люди – братья»), блудных детей (Нина, Васенька), бегущих из дома отца, «огня карающего» (пожар, устроенный Васенькой в доме Макарской) и «царства» - всеобщего примирения в финале.

Художественно обрабатывая мотив дома в библейских образах, драматург выполняет соборную функцию: под крышей дома Сарафанова происходит восстановление семьи, примирение поколений, духовное братание людей с «тонкой душевной организацией», объединяющихся против «толстокожих».

В пьесе центральным становится мотив игры. Игра – обман предстает как пора творческого жизненастроения. Сарафанов – сочинитель оратории «Все люди братья» и Бусыгин – сочинитель и актер истории о побочном сыне – осуществляют свои «сочинения» в действительности, в акте породнения, без обмана.

Настойчиво пробивается в центр сценического пространства мотив смерти. Сарафанов – первый вампиловский герой, остро переживающий свое экзистенциальное одиночество. Он буквально «брошен» на произвол судьбы отечеством, в сражениях за которое бывший музыкант, мобилизованный в артиллерию, потерял слух. Он брошен женой, дети готовы бросить его. Все это приводит Сарафанова в «похоронный оркестр», олицетворяющий его одинокое «бытие - при – смерти».

Сарафанов горько: «Теперь я свободен и на старости лет могу наслаждаться одиночеством».

В семье Сарафановых «скандалы и свары Сарафановских детей» (М. Туровская) – не так уж безобидны: за ними встают серьезные проблемы, волнующие автора: проблемы дома, семьи, одиночества, конфликт отцов и детей.

4. «Старший сын» на экране

Впервые в 1975 году на киностудии «Ленфильм» снял художественный фильм «Старший сын» режиссер В. Мельников. В этом фильме снялись очень известные актеры. Евгений Павлович Леонов сыграл Сарафанова, главного героя, Николай Караченцев сыграл одну из лучших своих ролей – Бусыгина. К Михаилу Боярскому, снявшемуся в роли Сильвы, и Наталье Егоровой (Нина) известность пришла после этого фильма. Макарскую сыграла Светлана Крючкова.

«Старший сын» Мельникова «добросовестно» (кроме пролога) повествует строго «по Вампилову».

5. «Старший сын» на сцене братского драматического театра.

На сцене Братского драматического театра воспроизвели заново спектакль по пьесе А. Вампилова «Старший сын» в ноябре 2006г (первая была в 2000 году).

Коллектив театра под руководством иркутского режиссера Сергея Болдырева представил на суд зрителей свое видение этой пьесы. Главные роли исполнили Дмитрий Евграфов (Бусыгин), Евгений Винокуров (Сарафанов). Также в спектакле были заняты актеры: Инесса Бычкова (Нина), Роман Бубнов (Васенька), Виктор Головин (Сильва), Ирина Кузнецова (Макарская), Валерий Корчанов (сосед).

Зритель с первых минут оказывается в особой атмосфере: эмоциональный фон создает музыкальная композиция Консуелы Веласкес «Besame mucho».

Особое впечатление производит игра самих актеров на музыкальных инструментах.

Необходимо отметить, что режиссер стремится сохранить атмосферу самой пьесы, как требовал А. Вампилов: «Точно, как в книге».

Помогли осуществить постановку: художник – постановщик А. Штепин, художник по костюмам Н. Корнева, хормейстер О. Кеппул, режиссер О. Кравзе, монтировщики Д. С. Кашкарев, В. А. Рахимулин.

Никто в зале не остался равнодушным: кто–то сочувствовал Сарафанову, кто-то - Бусыгину, обманом вошедшему в семью, а кто-то, жалел себя, узнавая в Макарской, героине Ирины Кузнецовой, свою неудачную жизнь.

Да, это пьеса о Нас, о Наших близких, о Нашем общем Доме.

Заключение

Для художественного мира Вампилова характерно взаимопроникновение лирического и комического, комического и трагического. Особую роль играют парадокс, ситуации абсурда, анекдот. В зависимости от прочтения определяется жанровое своеобразие пьес. Так, «Старший сын» называют комедией лирической, сатирической, или трагикомедией. Это определяет акцент режиссера, актеров, иначе говоря, случай.

Двое молодых людей - студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, - приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несчастье сближает. Оба они - парни с юмором, в них много задора и игры, они не падают духом и готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы согреться.

Они стучатся в дом одинокой тридцатилетней женщины Макарской, только что прогнавшей влюблённого в неё десятиклассника Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться парни видят, как её окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся Андреем Григорьевичем Сарафановым. Они думают, что это свидание, и решают воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова побывать у него и немного согреться. Дома они застают расстроенного Васеньку, сына Сарафанова, который переживает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает его отца. Васенька держится очень настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить, говоря, что все люди братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном Сарафанова, сводным братом Васеньки. Вдохновлённый этой идеей, он тут же подыгрывает приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, является Васеньке как его неведомый старший брат, решивший наконец разыскать отца. Сильва не прочь развить успех и склоняет Васеньку отметить событие - найти в домашних закромах что-нибудь из спиртного и выпить по случаю обретения брата.

Пока они празднуют на кухне, неожиданно появляется Сарафанов, ходивший к Макарской просить за сына, сохнущего от любви. Захмелевший Васенька огорошивает его сногсшибательной новостью. Растерявшийся Сарафанов поначалу не верит, но, вспомнив прошлое, все-таки допускает такую возможность - тогда только закончилась война, он же «был солдат, а не вегетарианец». Так что его сыну мог бы быть двадцать один год, а его мать звали... её звали Галиной. Эти подробности слышит выглядывающий из кухни Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при встрече с мнимым отцом. Сарафанов же, расспрашивая новоявленного сына, все больше и больше уверяется в том, что перед ним действительно его отпрыск, искренне любящий отца. А Сарафанову сейчас как раз очень нужна такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться от рук, дочь выходит замуж и собирается на Сахалин. Сам же он ушёл из симфонического оркестра и играет на танцах и на похоронах, что самолюбиво скрывает от детей, которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не знают. Бусыгин хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь Сарафанова Нина, поначалу встретившая братца очень недоверчиво, готова поверить.

Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят в доверительной беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает душу: жена оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе раствориться в суете, он сочиняет музыку.

Утром Бусыгин и Сильва делают попытку незаметно ускользнуть, но сталкиваются с Сарафановым. Узнав об их отъезде, он обескуражен и расстроен, он дарит Бусыгину на память серебряную табакерку, так как, по его словам, в их семье она всегда принадлежала старшему сыну. Растроганный самозванец объявляет о своём решении задержаться на день. Он помогает Нине прибрать в квартире. Между ним и Ниной устанавливаются странные отношения. Вроде бы они брат и сестра, но их взаимный интерес и симпатия друг к другу явно не укладываются в родственные рамки. Бусыгин расспрашивает Нину о женихе, невольно отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними происходит нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реагировать на интерес Бусыгина к Макарской. Помимо этого, они постоянно обращаются к разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекает Нину за то, что она собирается оставить отца одного. Беспокоит их также и брат Васенька, который то и дело предпринимает попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не нужен.

Между тем Васенька, ободрённый неожиданным вниманием Макарской, согласившейся пойти с ним в кино (после разговора с Сарафановым), оживает и теперь уже не собирается никуда уезжать. Однако радость его длится недолго. У Макарской на десять часов назначено свидание с приглянувшимся ей Сильвой. Узнав, что Васенька купил билет на то же время, она отказывается идти, а на Васенькино наивное упорство возмущённо признается, что её неожиданной добротой парнишка обязан своему папе. В отчаянии Васенька собирает рюкзак, а чуткий Бусыгин, только что намеревавшийся отбыть, снова вынужден остаться.

Вечером появляется с двумя бутылками шампанского жених Нины лётчик Кудимов. Он простой и открытый парень, беззлобный и все воспринимающий чересчур прямолинейно, чем даже гордится. Бусыгин и Сильва то и дело подшучивают над ним, на что он только добродушно улыбается и предлагает выпить, чтобы не терять время. У него его в обрез, он, курсант, не хочет опаздывать, потому что дал себе слово никогда не опаздывать, а собственное слово для него закон. Вскоре появляются Сарафанов и Нина. Вся компания пьёт за знакомство. Кудимов неожиданно начинает вспоминать, где же он видел Сарафанова, хотя Бусыгин и Нина

пытаются помешать ему, убеждая, что нигде он не мог его видеть или видел в филармонии. Тем не менее лётчик с присущей ему принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает: он видел Сарафанова на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться.

Бусыгин успокаивает его: людям нужна музыка и когда они веселятся, и когда тоскуют. В это время Васенька с рюкзаком, несмотря на попытки остановить его, покидает родной дом. Жених Нины, несмотря на её уговоры, тоже рвётся прочь, боясь опоздать в казарму. Когда он уходит, Нина упрекает ехидного братца, что тот дурно обошёлся с её женихом. В конце концов Бусыгин не выдерживает и признается, что вовсе не брат он Нине. Больше того - он, кажется, влюблён в неё. А между тем обиженный Сарафанов собирает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим сыном. Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в сопровождении Макарской. Оказывается, Васенька подпалил её квартиру. Возмущённый Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мстительно сообщает, что Бусыгин вовсе не сарафановский сын. На всех это производит большое впечатление, однако Сарафанов твёрдо заявляет, что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый. Он предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним, хотя это встречает возражение Нины. Бусыгин успокаивает его: он будет их навещать. И тут же обнаруживает, что снова опоздал на электричку.

Владимир Бусыгин учился в иркутском медицинском институте и жил общежитии. Немного подгуляв в свой выходной, Бусыгин познакомился с Семеном и двумя девушки. Парни проводили девушек до дома (те жили в Ново-Мыльниково) и опоздали на электричку. Перед ними открылась мрачная перспектива ночевке на улицу (было холодно). И тут отчаявшиеся ухажеры увидели пожилого человека (Сарафанова), направляющегося в гости к молодой женщине, живущей неподалеку.

Мать Бусыгина бросил ее муж и Владимир вырос без отца. Увидев Сарафонова Андрея Григорьевича, ему в голову пришла идея зайти к нему в квартиру и выдать себя за его сына, родившегося "на стороне" (он хотел отомстить всем неверным отцам). Бусыгин и Семен зашли и познакомились с сыном Сарафанова Васенькой, а затем и с главой семейства.

Обман удался, но Бусыгин, познакомившись с Сарафановым поближе, узнал, что тот был "святым" человеком (к соседке он ходил ради сына). К тому же ему очень понравилась дочь Сарафанова. Совестливому Бусыгина было тяжело продолжать свой обман и он хотел убежать от своей "новой семьи" утром. Но, его "поймал" Сарафанов. Бусыгин, видя, что тому очень тяжело с ним расставаться, решил остаться у Сарафановых еще на сутки.

Семья Сарафановых в это время переживала кризис и приезд "старшего сына" поддержал Андрея Григорьевича. Всего за день он полюбил Бусыгина всей душей и уже не понимал, как жил без него раньше.

В это время, Бусыгина терзали внутренние сомнения. Он не знал, что делать. С одной стороны он понимал, что обманывать старика больше нельзя, но с другой - он боялся, то правда просто убьет его. Кроме того, он влюбился в свою "сестру" Нину и не желал быть ее "братом".

Когда к Нине пришел жених, в доме начался семейный скандал. Бусыгин подлил масла в огонь из ревности сделав из жениха Нины полного дурака (кем он и являлся).

В итоге, все кончилось благополучно. Когда выяснилось, что Бусыгин является самозванцем, Сарафанов простил его и попросил его приезжать к ним в гости и чувствовать себя его настоящим сыном. Нина, разочаровавшиеся в своем женихе была не против.

Цитаты Бусыгина

Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову.

А зачем мне задерживаться?
- Правильно, зачем ему задерживаться?

Тонкая организация всегда выходит боком.

Папа, о чём ты грустишь? Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где ещё быть музыканту, если не на танцах и похоронах? По-моему, ты на правильном пути.

У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.

"Старший сын", выышедший на экраны в 1975 году, в котором участвовало немало популярнейших актеров. Оказывается, этот фильм был снят по мотивам известного произведения. Автор комедии "Старший сын" и Вампилов. Краткое содержание поможет читателю не только ознакомиться с повествованием писателя, но и вспомнить фрагменты любимого кинофильма.

Начало произведения, или знакомство с персонажами

С чего начинает свою комедию "Старший сын" Вампилов? Краткое содержание знакомит читателя с двумя Одного звали Семен. Был он а прозвище ему дали Сильва. Второй юноша, Бусыгин, учился на медика. В этот вечер они познакомились с двумя симпатичными девушками и вызвались проводить их до дома. Конечно, втайне надеясь, что вечер будет иметь продолжение.

Но девушки не пустили их, и ребята остались на улице. Более того, они обнаружили, что опоздали на электричку. Так что необходимо придумать, где провести ночь. На улице холодно, темно и неуютно. Молодые ребята, которые до этого момента были едва знакомы, заметно сближаются. У обоих прекрасное чувство юмора, ни у одного нет привычки падать духом. Так, пьеса Вампилова "Старший сын" описывает двух веселых парней. Они всеми правдами и неправдами, с юмором и игрой ищут любые способы, чтобы найти ночной приют.

Влюбленный ученик, или поиски ночлега

Далее в произведении "Старший сын" Вампилов продолжает рассказывать о приключениях двух задорных парней и их розыгрыше. Не теряя надежды найти место для ночлега, они увидели дом тридцатилетней Макарской. Наблюдая сцену, как она спровадила влюбленного мальчика Васю, ученика десятого класса, они тоже решили в свою очередь попытать счастья. Но женщина выгнала и их.

Ребята совсем измучились и не знают, куда деться. И тут они заметили, как к Макарской направился Андрей Григорьевич Сарафанов, который жил в соседнем доме. Парни подумали, что это свидание. Наконец, удобный случай воспользоваться жилищем Андрея Григорьевича, чтобы хоть немного отдохнуть и согреться.

Но придя к нему домой, они видят того самого Васеньку. Мальчик довольно настороженно отнесся к такому визиту. И тут в своей комедии "Старший сын" Вампилов - краткое содержание по действиям постарается как можно точнее передать эти события - придумал достаточно необычный поворот сюжета.

Я твой брат, или Розыгрыш замерзших ребят

Бусыгин укоряет Васю за недоверие к людям, а Сильва уже понял, что его друг придумал хитроумный план для того, чтобы обмануть мальчишку. И, конечно, начинает ему подыгрывать. Он пытается убедить Васеньку в том, что Бусыгин - его сводный брат, который решил наконец разыскать своего отца. Удивлен не только Вася, но и новоиспеченный родственник. Он не был настроен так разыгрывать мальчика.

Но Сильва уже начал развивать успех своего плана и уговаривает Васю, что надо бы отметить такое событие. И отправляет мальчика проверить домашние запасы. В кухне накрывается стол и начинается празднование. И тут возвращается отец семейства Сарафанов, который ходил к Макарской только для того, чтобы попросить быть немного помягче с его сыном.

И тут Андрей Григорьевич узнает, что у него появился старший сын. Вампилов (краткое содержание комедии продолжит знакомить читателя с дальнейшими событиями) втягивает в этот розыгрыш всех своих персонажей.

Когда же это было, или Воспоминания Сарафанова

Когда выпивший Васенька рассказал своему отцу о новом брате, естественно, Сарафанов не просто удивлен, сначала он вообще в это не верит. Начинает вспоминать, когда это было, и приходит к выводу, что такая ситуация вполне возможна. В то время, когда только закончилась война, он познакомился с одной девушкой по имени Галина. И от нее-то как раз и мог быть этот ребенок.

Все эти рассуждения Сарафанова услышал Бусыгин. Теперь парень чувствует себя абсолютно уверенно. Андрей Григорьевич, расспрашивая нового сына о подробностях его жизни, постепенно сам убедил себя, что этот молодой человек - его отпрыск. Более того, любящий отца. А Сарафанову в этот момент была очень необходима любовь этого парня, который представился как его старший сын. Вампилов содержание своей комедии продолжает закручивать вокруг этой выдуманной истории.

Неполадки в семье, и розыгрыш продолжается

Именно в этот момент в семействе все шло кувырком. Вася воспылал чувствами к взрослой женщине и становится неуправляемым, дочь Нина собралась замуж и скоро уедет. Да и на работе у отца проблемы. Бросил играть в оркестре. Теперь музицирует на похоронах или танцплощадках. Но тщательно скрывает это от своих детей. Но те и так знали об этом, просто не хотели расстраивать отца.

Просыпается дочь Андрея Григорьевича и тоже узнает о новом родственнике. Девушка очень недоверчиво отнеслась к такому заявлению. Но Бусыгин так мастерски играет эту комедию, что Нина тоже постепенно склоняется на его сторону. Всю ночь Сарафанов и его так неожиданно появившийся сын проводят в бесконечных беседах. Мужчина рассказал ему о своей жизни. О том, как его бросила супруга, и о музыкальной карьере.

Пора возвращаться домой, или Неожиданный подарок

Далее в комедии "Старший сын" Вампилов продолжает рассказывать о своих доверчивых персонажах и разыгравших их ребятах. Сарафанов отправился спать, а Бусыгин со своим товарищем хотели потихоньку покинуть гостеприимных хозяев. Но Андрей Григорьевич просыпается и заметно расстраивается из-за их неожиданного ухода.

Бусыгин обещал вернуться, и тогда Сарафанов объявил, что должен сделать ему подарок. Он отдает парню табакерку, сделанную из серебра, которая, по его словам, в их семье всегда переходит к старшему сыну. Юноша растрогался и решает остаться еще на один день. Для этого существует еще одна причина - ему понравилась дочь Сарафанова.

Между Ниной и Бусыгиным начинают возникать непонятные отношения. С одной стороны, они, вроде, как родственники, а с другой - стал чувствоваться их взаимный интерес. Как же дальше будут развиваться события в произведении "Старший сын"? Вампилов (краткое содержание комедии продолжает следовать за его повествованием) окончательно запутал всех своих персонажей в их бурлящих эмоциях.

Новый взрыв эмоций, или Явление жениха

Макарская, поговорив с Андреем Григорьевичем, решает пойти с Васей в кино. Но тот узнает, что после этого у нее состоится встреча с Сильвой. Мальчик возмущен, и женщина рассказывает, что согласилась пойти с ним только потому, что ее попросил Сарафанов. Вася опять расстроен и собирается покинуть родной дом. Наконец должна настать развязка комедии "Старший сын".

Вампилов (краткое содержание следует за ходом авторского изложения) знакомит читателя с женихом Нины. Обычный парень - летчик Кудимов. Добродушный и прямолинейный. Бусыгин со своим другом постоянно подшучивают над будущим мужем Нины. Вся компания собралась за столом, чтобы отпраздновать знакомство. И здесь Кудимов вспоминает, откуда ему так знакомо лицо Андрея Григорьевича. Он встречал его на похоронах. Сарафанов во всем признается своим детям.

"Старший сын", Вампилов. Краткое содержание по главам, или Чем все заканчивается

Бусыгин старается успокоить Сарафанова. Летчик уходит, ему пора возвращаться в казарму. Васенька все-таки сбегает из дома. Нина упрекает Бусыгина, что он некорректно обращался с ее женихом. И тогда парень не выдерживает, рассказывает ей не только о своих чувствах, но о том, что он ей не брат. Неожиданно возвращается в полуобгоревшей одежде Сильва, а вместе с ним Макарская и Вася.

Оказывается, мальчик поджег жилище женщины во время ее свидания с новым ухажером. Сильва возмущен. Парень требует новую одежду и вскоре, собравшись, покидает дом Сарафановых. Но уже в дверях сообщает, что Бусыгин никакой им не родственник. Андрей Григорьевич расстроен и не хочет в это верить.

Он знает, что это его сын. Более того, Сарафанов уже успел полюбить парня и предлагает ему переехать к ним в дом. Нина пытается возражать. А Бусыгин, успокоив всех обещанием постоянно навещать их, обнаружил, что снова опоздал на последнюю электричку. Так заканчивается комедия "Старший сын".