Каменные столбы в англии. Строительство Стоунхенджа. Когда и как построили Стоунхендж

Во все времена, все правительства (а особенно вне- и над правительственные круги) занимались подлогами. Снимки 1949-58 годов.

Строительство Стоунхенджа с нулевого цикла. Кинo — и фотодокументы 1949-58 годов

Первая реакция отдельных читателей, продолжающих говорить про выемку, реставрацию, замену древних мегалитов , убедила, что без пояснения все же не обойтись. На ранних фото, начиная с 1-го, вы видите белые круги, обозначающие фронт работ для строителей. Разметка объекта от заказчика, выполненная известью в лунках, на ровном, нетронутом газоне. Мегалиты не дергаются как морковки, не оставляя следа этой процедуры.

Далее внимательный взгляд найдет военных, колючку окрест и другие детали, говорящие о том, что будущая циклопическая постройка древних друидо-атланто-асуро-сириянто-ариев была охраняемым режимным объектом. Увидите представителей заказчиков , не являющихся чиновниками, строителями, рабочими, окрестными жителями. Найдете посвященных с кое-какими закладками, оборудованием. Стоунхенджу — космическому порталу, энергетическому кристаллу и т.п. отводилась важная роль в представлении, связанном с апокалиптикой, скачками и пр.; об этом позаботились при закладке. До наступления же оного момента назначение сооружения — биологическое и духовное заражение. Кое проиллюстрировано современными фото в конце данного поста.

О назначении Стоунхенджа

Если присмотритесь к нынешним фото Стоунхенджа (и сопоставите их с несколькими старыми фото манипуляций, не имеющих отношения к строительному делу), то без труда найдете потеки рыжей субстанции, повсместеной в циклопическом литье (отсюда многочисленные мероприятия с огнем и электричеством), и уж совсем легко увидите современное назначение постройки.

Дополнения к Стоунхенджу

Есть достаточно малоизвестные факты, которые можно почерпнуть из таких источников, как Википедия:

1. Впервые в районе Стоунхенджа военные учения были проведены в 1898 г.
2. С того времени до Второй Мировой войны Минобороны скупало большие участки земли в том районе
3. В настоящее время Министерство Обороны владеет 390 кв.км (!) в непосредственной близости от Стоунхенджа, часть из которых закрыты постоянно, на другие доступ сильно ограничен. (по Wikimapia граница ближайшей военной базы — в полутора километрах от этих камней к северу, а военная взлетная полоса — в 5 км на юго-восток).
4. В прошлом в непосредственной близости от Стоунхенджа были проведены ветка железной дороги и аэродром, оба впоследствии были демонтированы (есть и другие источники, что военный аэродром находился гораздо ближе, на расстоянии всего одной мили от Стоунхенджа)
5. В 1943 село Imber (в 15 км от Стоунхенджа) и деревушка Par Hinton были выселены. В статье про Imber написано, что и по сегодняшний день село находится под контролем военных
6. В 2 км к северу от Стоунхенджа расположено Королевское артиллеристское училище, которое проводит реальные стрельбы 340 (!) дней в году
7. В 9 км на юго-восток, за военным аэродромом, расположена Оборонная Лаборатория Науки и Технологии, работы которого в основном засекречены.
8. В 17 км на запад от Стоунхенджа расположена база военного авиакорпуса и вертолетный аэропорт боевых Апачей.
9. В районе Стоунхенджа не ведется сельскохозяйственная деятельность из-за опасности нарваться на неразорвавшийся снаряд, которых за столетие скопилось немало. Из-за этого зеленые луга вокруг Стоунхенджа приобрели научную ценность (Site of Special Scientific Interest) так как представляют собой последние естественные газоны в Англии, а возможно — и во всей Европе.
Итак, суммируя:
Вокруг Стоунхенджа на протяжении более 100 лет — закрытая территория, охраняемая, патрулируемая военными самолетами и вертолетами, с ежедневными артеллеристскими стрельбами.
Местных жителей выселили еще во время 2 мировой войны под предлогом учений; деревеньки взяли под контроль военные, такое положение сохраняется по сей день.
Сельскохозяйственная деятельность на большой территории равнины, где расположен Стоунхендж, запрещена.
Здесь существовала инфраструктура, позволявшая масштабное строительство (включая аэродромы, ветку железной дороги), которая впоследствии была убрана за ненадобностью.
Пожалуй, более подходящее место для строительства Стоунхенджа было сложно найти…

Не столько для породы непримиримых, сколько для обычной читающей и думающей публики еще несколько снимков. Что же реставрировалось в этом древнем наследии друидо-атлантно-асуро-сириянто-лемуро-ар иев?

Заметный камушек, да?

И это литье чего-то на древний мегалит совсем не похоже.

А эти древности совсем ни в какие ворота — халтура откровенная. Ручная бетонная мазня.

Стоунхенджа еще нет. Лишь разметка и первые ямы под древности копаются. Камушек на чистой поляне водружен. Однозначный брак. Срочно старить!!!

Вообще какой-то модерн (футуристы-модернисты, чего с них взять! творческая публика. Вроде тех, что Наску незадолго до открытия оной ТВАРисчами учОными расчерчивали)

Вот и представитель заказчика ужас как недоволен

Пришлось реставрировать.
Вот такими формами с надлежащей фактурой

Ну вот, совсем другое дело!

А Вот и птичка на камне, а сверху форма для ее литья

Ну и надписи само собой.
Загадочные письмена друидо-плеядо-ариев.
Вуаля!

Ребят, там больше ничего не было. Что реставрировалсь — вот оно, особо неудачное литье древних цивилизаций.

Такие циклопические блоки тоже отбраковали и вывезли — какой-то охламон при изготовлении не удержался и пальцем буквы латиницы написал. Латинице на памятнике працивилизаций быть не положено.

Ну и еще — уж не знаю, реставрация это или нет — древние камушки с бетонозавода биогенкой накачивали (но это уже тема нелюдей со связанной с нею темой сакрального биогенного секрета всех культов-конфессий-религий-вер).
Только тут не в литье эту мерзь мешали, как в обычных древностях загадочных працивилизаций, а на месте, используя электрооборудование для высокой статики. Зарядили — и на место.

Поскольку обидно ваятелям новой единодуховности человечества за накрывшуюся тазом чакральную систему Земли, во всех обсуждениях суют оппоненты аргументы про реставрацию из Википедии и старинные рисунки из трудов интернет-академиков.

Ребята, сделать старинные рисунки еще проще, чем объект. Статью в Википедию написать — тем более.

Иногда приводят единственное достоверное место во всех писаниях мира до 1954 года, где упомянут стоунхендж — отрывок из романа Харди про Тэсс. Есть там эпизод, где персонажи бегут от полиции в фэнтэзийную местность Менчестер , и в ряду несуществующих объектов и городков встречают означенный стоунхендж (но полиция и там их достает — проза жизни, увы). С этого объекта и делали проект данного реального Стоунхенджа, уменьшив линейные размеры в 1,5 раза. Писатель грезил старой Англией, нормандскими королями, легендами Уэссекса и часто изображал подобные вещи. Одна из них и воплотилась в 20 веке. Менчестер — аналог города Глупова Салтыкова, Великого Гусляра Булычева и многих других мастеров слова. Это литературный прием такой — несуществующие страны и города.
Собственно, вся история Стоунхенджа как духовного феномена началась с экранизации романа Харди режиссером Полански, снявшим знаменитую сцену в новопостроенном объекте Менчестера .

Другими словами, на территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный центр древней цивилизации, наследие великих предков, памятник человечества, ставший (не сам собой, ясно дело) важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой духовности .

Нет сомнений, что и у самого наследия человечества , и у духовности , важным атрибутом коей является данное наследие , и у науки , развернувшей вокруг оного наследия в колоссальных масштабах свои исследования , один заказчик.

В английском фильме Маленькая задняя комната 1949 года (американская отредактированная версия Час славы вышла в прокат в 1952 году)

есть эпизод с несколькими кадрами на фоне фрагмента Стоунхенджа. Он никак не обусловлен сюжетом, а просто вкраплен в фильм, как были вкраплены точечные упоминания в «старинных хрониках», «фотографии и рисунки 19 века», «фото реставраций 1901, 1919-20, 1931 годов».
Без сомнений, объект запечатлен в ходе начатого в том же сезоне строительства. На нем полностью отсутствует газон , а есть только голый грунт. Часть древних мегалитов еще не поставлена. Есть несколько интересных кадров, прежде всего снятые в непосредственной близости от Стоунхенджа.

На втором кадре самое интересное — дерево . К началу строительства оно было , но сейчас, как известно, его нет, и оно отсутствует на всех «старинных гравюрах и фото XIX — начала XX веков». Иными словами, к концу строительства дерево убрали и старину делали без него. Эту деталь фальсификаторы просто упустили из виду. На кадрах 2 и 3 есть привязки к местности и трава, отсутствующая в готовой части постройки.
В кадре с 15:34 до 15:56 камера едет по рельсам, которые невозможно проложить при наличии всех мегалитов в полной комплектности, т.е. в момент съемки их еще не было.
В конце фрагмента вид Стоунхенджа и вовсе далек от привычного облика законченного объекта. Сначала появляются мегалиты, которых нет в окончательной версии Стоунхенджа

Куда делись 5 вертикальных и 2 горизонтальных мегалита?
Никуда. Их еще не ставили. Хотя на всех «фото 1867-1936 гг» стоят как новенькие. Новенькие и есть.
Таким образом, можно с уверенностью отнести начало этой стройки века в промежуток с 1949 по 1952 г.г.

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из земляных сооружений, окружающих кольцевые и подковообразные конструкции из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. вместе с Эйвбери. Стоунхендж передан британской короной в управление «Английскому наследию», тогда как ближайшие окрестности принадлежат Национальному тресту.
Описание Стоунхенджа

На плане выделяются
1 - Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2-3 - курганы без могил
4 - упавший камень 4,9 метров в длину (Slaughter Stone - эшафот)
5 - Пяточный камень (Heel Stone)
6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе)
7 - ров (канава)
8 - внутренний вал
9 - внешний вал
10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (en:River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы (см. виртуальную экскурсию)
11 - кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 - кольцо 30 ям, т. н. Z лунки
13 - круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes)
14 - малый южный вход

Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, обозначены на плане цветом: серым - для валунов песчаника (сарсена) и синим - для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это ближайший каменный карьер.

Расположение камней реконструировал Уильям Стьюкли в начале XIX века, дальнейшие исследования внесли в него незначительные коррективы. (См. также круговые панорамы).

30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Эти камни достигают высоты 4,1 м, ширины 2,1 м и веса около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м и шириной 1 м и толщиной 0,8 м так, что вершины перемычек находятся на 4,9 м над уровнем земли. Камни закреплялись при помощи системы «паз и шип». Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. На плане перемычки не указаны.

В пределах этого круга стояло пять трилитов из сарсена, образуя подкову, открытую в сторону авеню. Их огромные камни весят до 50 тонн каждый. Трилиты устроены симметрично: самая маленькая пара трилитов была 6 м высотой, следующая пара немного выше, а самым большим был единственный центральный трилит высотой в 7,3 м. К XIX веку сохранилось только два трилита с юго-востока и одна сильно согнутая опора центрального трилита. В первой половине XX века был восстановлен один трилит с северо-запада и выправлена опора центрального трилита, чем был полностью изменен вид комплекса с северо-запада.

Форму кольца и подковы повторяют кольцо без перекрытий и подкова из голубых каменей.
Датировка Стоунхенджа

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами. Раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам. Современная датировка элементов Стоунхенджа основана на радиоуглеродном методе. В настоящее время выделяют следующие фазы:
Фаза 1 - строительство главного рва и валов (культура Виндмилл-Хилл). Во рву было найдено значительное число оленьих рогов со следами «износа». Поскольку ниже этих рогов ила найдено не было, было высказано предположение, что ров был вырыт вскоре после умерщвления оленей. Последнее событие было датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э.
Фаза 2 - вторичное заполнение рва, деревянные сооружения и лунки Обри.
Фаза 3 - похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней, авеню и лунки Y и Z (Уэссекская культура). Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440-2100 до н. э.

Назначение Стоунхенджа

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи - языческой королевы.

"" Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту. Научного подтверждения она не имеет.

Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780-410 годами до н. э.

По сообщениям информационных агентств, профессор археологии из Университета города Шеффилда Майк Паркер Персон, который руководит проектом Stonehenge Riverside Archaeological Project, отметил, что по его мнению Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых.








Стоунхендж (Великобритания) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Великобританию
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Овеянный тайнами и легендами Стоунхендж - это древний мегалит, расположенный на юге Англии , в районе Солсбери, в 130 км от Лондона. Это комплекс из 30 грубо обтесанных огромных столбов и плит из камня, поставленных друг на друга в концентрических кругах.

Назначение Стоунхенджа до сих пор до конца не разгадано учеными: одни считают его храмом, другие - астрономической обсерваторией, некоторые - гробницей, а легенды говорят о том, что здесь совершали ритуалы атланты, гиперборейцы и знаменитый волшебник Мерлин.

Это место - одно из самых загадочных в мире, оно отнесено к археологическим памятникам и входит в Список охраняемых объектов ЮНЕСКО. Множество туристов, желающих увидеть это чудо света, приезжают в Стоунхендж побродить вокруг камней. Приближаться к сооружениям запрещено, но на рассвете или закате можно войти в центр круга.

Происхождение

Основные загадки Стоунхенджа - кто, как и для чего построил столь монументальное сооружение. Каменные глыбы выдолбили в горной породе Презелийских гор и доставили сюда несколько тысяч лет назад, преодолев расстояние в 200 км!

Согласно распространенной гипотезе, мегалит был построен древними кельтскими жрецами - друидами и использовался как храм небесных светил, но она не согласуется с установленным археологами возрастом дольменов - 3-5 тыс. лет до н. э.

Кельтские легенды утверждают, что Стоунхендж - это святилище волшебника Мерлина, которое он сотворил силой магии.

Другое назначение, приписываемое мегалиту - языческое капище, где каменным идолам приносили жертвоприношения и проводились захоронения. Ученые пока склоняются больше к версии обсерватории древних. При помощи радиоуглеродного метода определили, что ров и земляные валы были сделаны около 5000 лет до н. э. После этого сюда доставили монолиты и из них составили круговую каменную конструкцию диаметром 30 м. Масса крупнейших элементов достигает 50 т, поэтому доставка и установка этих гигантов без современных технических приспособлений - настоящее чудо.

Многотонные вертикальные столбы покрыты огромными плитами и выглядят как колоннада. Между собой они скреплены системой пазов и шипов, отчего конструкция выдержала испытание временем и почти не развалилась.

Неподалеку от комплекса есть и другие интересные объекты. Например, в 5 км находится захоронение богатого человека, жившего во времена постройки мегалита. Силбери-Хилл - 40-метровый искусственный курган, он также в реестре Всемирного наследия, один из крупнейших в мире и ровесник Стоунхенджа.

Стоунхендж

Практическая информация

Адрес: Amesbury, Солсбери SP4 7DE. GPS координаты: 51.179177, −1.826284. (на англ.).

Как добраться: С групповой экскурсией из Лондона (стоимость от 60 GBP), на арендованном автомобиле или на поезде с вокзала Ватерлоо до станции «Солсбери», далее 40 минут автобусом Wilts & Dorset Stonehenge Tour или на такси за 25-31 GBP.

Часы работы: с 9:00 до 20:00 вход до 18:00. Стоимость билетов: 17,5 GBP для взрослых и 10,50 GBP для детей. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Величественный Стоунхендж - самый известный кромлех в мире, расположенный возле города Эймсбери в Англии. Вокруг древнего сооружения много тайн, в частности, о том, кто, когда и для чего его создал.

Название Стоунхенджа - еще одна не до конца раскрытая тайна, над которой споры ведутся по сей день. Современное название на английском языке «Stonehenge» означает «каменный круг», а вот точный перевод древнеанглийского слова «Stanhengues» под сомнением, предварительно - «висячие камни».

Стоунхендж - загадка истории

Таинственное прошлое Стоунхенджа породило различные гипотезы о предназначении этого древнего мегалита. Мнения ученых расходятся и на сегодняшний день существует 3 основные версии назначения:

  • курган-могильник - в настоящее время известно о захоронениях 60 людей эпохи неолита;
  • древний первобытный храм - языческое капище, где проводились ритуалы, празднования и жертвоприношения;
  • астрономическая обсерватория - Стоунхендж с малыми ошибками сориентирован по различным стадиям перемещения Солнца и Луны.

А легенды говорят о том, что Стоунхендж как восьмое чудо света, сотворил магией знаменитый волшебник Мерлин.

По таинственности со Стоунхенджем может сравниться не менее загадочный .

Строительство кромлеха

Вокруг загадочного Стоунхенджа теорий не меньше, чем камней в самом сооружении. Точно неизвестно сколько лет этим мегалитам, предполагается, что строительство происходило в 3 этапа и длилось 1000-1500 лет (между 3500 и 2000 годами до н. э.). Также не существует единого мнения о строителях кромлеха: его могли построить кельты, греки или немцы. Современные расчеты показали, что для создания Стоунхенджа в то время требовалось около 20 миллионов человеко-часов работы. Зачем строили Стоунхендж около 20 веков неизвестно, но очевидно, что причина была очень веской.

Кромлех Стоунхендж состоит из мелких камней (до 5 тонн) и 30 больших камней, весом по 25 тонн, которые образуют круг диаметром 33 метра. Внутри этого круга стоят 3 трилита, весом 50 тонн каждый. Высота этих мегалитов от 4 до 6 метров. При строительстве были использованы синие камни, которые доставляли с расстояния 250 км. С помощью какого средства перемещали эти камни - еще одна загадка.

Существует еще одна теория, согласно которой Стоунхендж - не древнее сооружение, а подделка 1954 года. В интернете довольно много фото, где изображено как устанавливали камни и заливали бетон. В то же время имеется множество доказательств древности Стоунхенджа.

  • Стоунхендж - одно из 900 похожих каменных сооружений, обнаруженных на Британских островах.
  • Самые распространенные находки в земле под каменным кольцом - римские монеты VII века до н. э.
  • Впервые упоминается Стоунхендж в летописях XII века.
  • В 1915 году адвокат Сесил Чабб купил Стоунхендж за £ 6600, но, через три года подарил его государству.
  • В начале XX века посетителям не запрещалось откалывать себе сувенир на память.
  • С 1986 года Стоунхендж относится к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • В 2011 году компанией BBC был снят 4-х серийный документальный фильм «Мир Стоунхенджа».
  • Ежегодно в день летнего солнцестояния возле Стоунхенджа проходит фестиваль, в котором принимают участие язычники и потомки друидов (так они себя называют).
  • За год Стоунхендж посещают около миллиона туристов.

Экскурсии: как добраться, график работы, билеты

В Стоунхендж из Лондона можно добраться как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно:

  • на авто - направляясь по шоссе М3 и А303 в сторону Эймсбери;
  • на поезде - с вокзала Ватерлоо до ж/д станции Солсбери или Эндовер, откуда регулярно ходят автобусы до Стоунхенджа.

На территории близлежащего туристического комплекса есть кафе, сувенирный магазин, туалеты и парковка, а также здесь можно заказать экскурсию.

Адрес: Эймсбери, Солсбери SP4 7DE, Великобритания.

GPS координаты : 51°10"43.9"N 1°49"34.4"W.

Часы работы (ежедневно):

  • 9:30 - 19:00 - с 1 апреля по 31 мая;
  • 9:00 - 20:00 - с 1 июня по 31 августа;
  • 9:30 - 19:00 - с 1 сентября по 15 октября;
  • 9:30 - 17:00 - с 16 октября по 31 марта.

Цена входного билета:

  • Взрослый - £15.50;
  • Детский (5-15) - £9.30;
  • Студенческий/Пенсионный - £13.90;
  • Семейный билет* - £40.30.

* - 2 взрослых и 3 детей.

Внимание! Продажа билетов прекращается за час до закрытия. Цены указаны по состоянию на ноябрь 2017 года. При посещении Стоунхенджа во время общедоступных часов запрещается подходить к каменному сооружению ближе чем на 15-20 метров.

Где находится Стоунхендж на карте Великобритании

Величественный Стоунхендж - самый известный кромлех в мире, расположенный возле города Эймсбери в Англии. Вокруг древнего сооружения много тайн, в частности, о том, кто, когда и для чего его создал.

Название Стоунхенджа - еще одна не до конца раскрытая тайна, над которой споры ведутся по сей день. Современное название на английском языке «Stonehenge» означает..." />