Нужно художественно эстетическое развитие детей. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в разновозрастной группе через приобщение к ручному труду

Приобщение детей к прекрасному имеет важное значение для полноценного их развития. Среди многих видов деятельности, доступных дошкольникам, художественно-эстетическая деятельность занимает большое место, влияет на общее психическое развитие.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, связанная с формированием у детей основ эстетического вкуса и творческих способностей. Этот вид деятельности способствует развитию эстетических чувств.

Эстетические чувства – это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету, явлению.

Эстетические потребности формируются благодаря художественно-эстетической деятельности.

Эстетические потребности – это мотивы личности, её эстетические вкусы.

Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных оценок прекрасного и безобразного, субъективное переживание, оценочное отношение к эстетическому предмету.

В дошкольном возрасте у детей формируется эстетическое отношение к окружающему, к искусству (Н. А. Ветлугина). Эстетическое отношение – это система индивидуальных избирательных связей ребёнка с эстетическими качествами окружающего. Компонентами такого отношения являются: способность эмоционально переживать эстетические явления в жизни и в искусстве; способность активно осваивать художественный опыт, художественно-творческие способности. Все вышеперечисленные определения являются составными частями понятия «эстетическое воспитание».

Эстетическое воспитание – это создание условий для развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве; воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, т. е. приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.

Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, т. е. воспитание средствами разных видов искусств.

Эстетическое развитие происходит в результате эстетического воспитания, художественного воспитания.



Эстетическое развитие – процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Все вышерассмотренные понятия включаются в понятие художественного образования.

Художественное образование – система воспитания, обучения, развития с помощью разных видов (или одного) искусств; формирование человека как целостной личности.

В дошкольных учреждениях закладываются основы художественного образования. В более старшем возрасте дети могут получать театральное, музыкальное образование и т. д.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников – сложный и важный вид деятельности, связанный с комплексом родственных понятий, терминов. Современные педагоги обязаны чётко представлять научные основы данного вида деятельности, чтобы высокопрофессионально использовать художественно-эстетическую деятельность для воспитания и развития детей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей"

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество. Отечественные психологи считают, что всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Этой проблемой занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др. Психологи доказали, что, хотя дети от природы обладают разными задатками, всем им присущи большие потенциальные возможности развития, и у каждого ребёнка с помощью воспитания и обучения можно сформировать, развить эстетическое отношение к действительности, что важно каждому человеку независимо от рода деятельности, профессии.

Р. М. Чумичева сформулировала следующие Основные задачи, которые решаются с помощью художественно-эстетической деятельности:

Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребёнка.

Сформировать художественно-эстетическую культуру ребёнка, готовность его войти в мир культуры.

Создать предпосылки для формирования творческих основ личности.

Способствовать познанию ребёнком собственной самоценности.

Приобщить детей к ценностям культуры.

Решению вышеназванных задач помогают основные средства, наиболее мощным из которых является природа . Особенно ярко и глубоко красоту природы воспринимают дети в детстве. Педагог должен постоянно раскрывать детям мир природы, открывать его вместе с детьми, помогать увидеть в обычной травинке, цветке неповторимое прекрасное; найти слова, стихи, воздействующие на чувства детей при встрече с прекрасным в природе. Встречи с природой должны быть загадками, встречами – удивлениями.

И. А. Лыкова, доктор педагогических наук, сотрудник Института художественного образования РАО разработала Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – «Карапуз - Дидактика». – М., 2007, в которой автор рассматривает эстетическую деятельность как духовно-практическую, эмоционально-рациональную активность человека. Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи программы: «осмысленно чтение» - распредмечивание и опредмечивание объектов; интеграция видов искусств и видов художественной деятельности, при этом интеграцию автор понимает как взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности. Преемственность – это единое творческое пространство, система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации с 2 до 7 лет. Инновация программы заключается в полновесносном обеспечении современными пособиями (учебными, наглядно-методическими, практическими). Автор выделяет следующие педагогические условия для художественного развития дошкольников:

Формирование эстетического отношения, художественных способностей, активной творческой деятельности;

Развивающая среда;

Ознакомление с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

Эстетическое отношение ребёнка к миру, по мнению автора, - это система его индивидуальных избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Модель эстетического отношения включает способность к эмоциональному переживанию, к активному усвоению художественного опыта и специфические художественно-творческие способности. Методы эстетического воспитания: метод пробуждения, побуждения, убеждения, сенсорного насыщения, эстетического выбора, метод разнообразной художественной практики, метод сотворчества, метод необыденных творческих ситуаций и метод эвристических и поисковых ситуаций. Автор предлагает организовывать интегрированные занятия: занятия по рисованию, лепке, аппликации с одной темой, занятия объединяют два – три вида изобразительного искусства, на занятии организуется ознакомление с произведением одного вида искусства и сходную тему раскрывают в технике другого вида искусства.

Другим важным средством художественно-эстетического развития являются разные виды искусства : художественная литература, музыка, театр, изобразительное искусство и др. Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства. Дошкольники знакомятся с выразительными средствами, учатся понимать, воспринимать прекрасное в искусстве.

Игры, оставаясь ведущим видом деятельности дошкольников, могут широко использоваться как средство художественно-эстетического развития. Особенно этому способствуют творческие игры; среди них – театрализованные игры, игры с различными видами театральных игрушек (театр Петрушки, пальчиковый, театр настольный, теневой, театр кукол би-ба-бо, театр марионеток, игры – драматизации и др.). Чаще всего для театрализованных игр выбираются сюжеты литературных произведений, сказок, но могут быть использованы творчески созданные тексты.

Основные задачи художественно-эстетического развития детей решаются по-разному в различных образовательных программах для дошкольников. Во всех общих (комплексных) программах «Детство», «Радуга» и др. есть разделы, связанные с художественно-эстетическим развитием. Кроме общих (комплексных) программ, имеется множество авторских программ по художественно-эстетическому развитию детей.

Например, программа «Росток» А. В. Шестаковой (Челябинск, 1996), посвящённая знакомству дошкольников с изобразительным искусством. Программа обеспечивает преемственность с программой Б. М. Неменского для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа построена по возрастному и тематическому принципам, предполагает единство восприятия и практической деятельности детей. Например, во II младшей группе решается основная задача – развитие сенсорной сферы и эмоциональной отзывчивости на окружающий мир. Предлагаются такие темы: «Сказка о карандашах и красках», «Что и какого цвета бывает?». Данные темы сопровождают серию занятий в течение квартала. Каждое занятие имеет музыкальный, изобразительный ряд, т. е. на занятии используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественные произведения. Программа содержит планы занятий по ИЗО для всех возрастных групп на год, учитывает региональный компонент. Детей знакомят с народными промыслами Урала.

Другой пример авторской программы – программа Р. М. Чумичевой «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников». Цель: развивать у дошкольников интеллектуально-нравственную позицию и эстетический вкус. Для реализации обозначенной цели автор предлагает использовать комплекс искусств (живопись, литературу, музыку). Содержание художественно-эстетического воспитания Р. М. Чумичева раскрывает с помощью «трёх миров»:

Мир человека в искусстве;

Мир природы в искусстве;

Мир предметов в искусстве.

Таким образом, технологий разрабатывается множество. Задача практических работников – выбрать программу осознанно, адаптировать её содержание к конкретным условиям дошкольного учреждения.

Кроме выбора программ педагогам необходимо создать условия для художественно-эстетической деятельности детей. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой, Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество. Культурная среда, кроме предметной, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Важна эстетика быта, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота, единый ансамбль). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунками детей можно оформить стены и т. д.). В распоряжении детей должны быть мольберты, различные изобразительные материалы для изодеятельности, театрализованной деятельности, атрибуты для музыкальной деятельности.

Эпизодически организуются выставки детских рисунков, поделок. Дети могут посещать музеи, выставки, театр.

Художественно-эстетическая деятельность детей может иметь форму свободной самостоятельной деятельности или специально организованной педагогом. В дошкольных учреждениях организуются следующие виды занятий, связанные с художественно-эстетической деятельностью: музыкальные, рисование, лепка, аппликация, занятия по развитию речи.

Хотя эта деятельность называется самостоятельной, она требует грамотной педагогической поддержки . При педагогической поддержке самостоятельной художественной деятельности необходимо использовать преимущественно косвенные приёмы руководства создания среды, совет, напоминание, предложение научить кого-то из детей тому, что умеет ребёнок, использование «продуктов» самостоятельной художественной деятельности на праздниках, в развлечениях, в оформлении интерьера. В настоящее время в дошкольных учреждениях работают узкие специалисты по изодеятельности, по музыкальной деятельности, организации кружковой работы. Необходима взаимосвязь в работе всех специалистов, координация их деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое художественно-эстетическое развитие?

2. Каковы условия полноценного художественно-эстетического развития дошкольников?

3. Назовите современные программы художественно-эстетического развития дошкольников.

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

    Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

    Становление эстетического отношения к окружающему миру.

    Формирование элементарных представлений о видах искусства.

    Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

    Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

    Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

    Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

    Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

    Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

    Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

    Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

    Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

    Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

    Формировать интерес к окружающим предметам.

    Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

    Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

    Художественное восприятие произведений искусства:

    Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

    Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

    Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

    Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

    Дать элементарные представления об архитектуре.

    Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

    Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

    Художественно-изобразительная деятельность:

    Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

    Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

    Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

    Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

    Развивать воображение, творческие способности.

    Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

    Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

  • Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

    Эстетическое восприятие мира природы:

    Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой

    Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры

    Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение

    Эстетическое восприятие социального мира:

    Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях

    Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей

    Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира

    Формировать знания о Родине, Москве

    Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов

    Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение

    Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире

    Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки

    Художественное восприятие произведений искусства

    Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес

    Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства

    Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства

    Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.

    Развивать представления детей об архитектуре

    Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма

    Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи

    Содействовать эмоциональному общению

    Художественно-изобразительная деятельность

    Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности

    Развивать эстетические чувства

    Учить создавать художественный образ

    Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать

    Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события

    развивать художественное творчество детей

    Учить передавать животных, человека в движении

    Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.

На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что "дома такой еще нет", "потому что здесь лодка, можно покататься", "потому что яблоко, оно вкусное").

На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.

На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются следующие:

  • – организация восприятия ребенка;
  • – организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
  • – профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;
  • – интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства.

Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л. С. Выготского, "вести за собой развитие". В этом случае речь идет об эстетическом воспитании.

Методологические основы эстетического воспитания представлены на рис. 23.

Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.

С современной точки зрения, эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Целью эстетического воспитания и образования является развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; развитие эстетического сознания, включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической (телесной) культуры.

Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:

  • – на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
  • – формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими);

Рис. 23.

  • – освоение эстетической деятельности (развивать эстетическое и художественное восприятие; формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; воспитывать творческие умения и навыки вносить элементы прекрасного в окружающую ребенка жизнь);
  • – развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. В качестве важнейшей задачи, которая объединяет вокруг себя все остальные, по мнению Н. А. Ветлугиной, выступает задача социально-нравственного развития ребенка-дошкольника. "Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее", – писала она.

Характерными признаками такого единства задач эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются эмоциональный отклик детей па доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в носильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д.

Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться па следующих принципах:

  • эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;
  • принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным;
  • детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания , форм и методов организации детской художественной деятельности;
  • интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественноречевой, театрально-игровой);
  • художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учит понимать прекрасное в жизни;
  • принципы народности и культуросообразности, соответствия моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных пародов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы;
  • индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании , основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др.;
  • преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

  • эстетическое общение особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;
  • природа : она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;
  • искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
  • окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, "но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать";
  • самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
  • разнообразные виды игр : дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
  • разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: "Радость труда – красота бытия";
  • физические упражнения и элементы спортивных игр.

В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.

Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение данного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия;

– важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

H. А. Ветлугина праздники и детские игры относила также к формам организации эстетического воспитания детей в ДОУ. Она отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.

  • 1. Игры. Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит "сдвиг мотива на цель". Специфика детского рисования заключается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей он использует "каракули" и "рисунки-схемы". Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.
  • 2. Занятия. Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей – имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.

  • 3. Выставки детских работ. Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых , персональных или коллективных выставок. С одной стороны, они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
  • 4. Экскурсии. Экскурсия включает подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.
  • 5. Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера или "посиделки" (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий , в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.

По мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников , которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения.

Первой формой вышеназванные педагоги называют "затейничество ", в основе которого лежит игровая идея, "затея", соответствующая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сюжете.

Вторая форма – наиболее популярная в настоящее время – концерт самодеятельности , демонстрирующий таланты, индивидуальные возможности юных артистов.

Третья форма – театрализованное представление , в основе которого – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное – сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как повторение выученного, а как поиск действий и взаимодействий, вхождение в образ.

И наконец, четвертая форма организации праздников, по мнению авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типичных из них (Масленица, Рождество, Святки, Осенины) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соответствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, но мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, являются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и искусствоведами (Г. М. Науменко, Н. Шангиной и др.).

Выделяют следующие общие методы художественно-эстетического воспитания.

  • 1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
  • 2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.
  • 3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания. Например, в методике развития музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования элементов музыкального языка (группа методов организации художественной деятельности). Он позволяет понять и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него способе особенности выразительных средств их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен. В отличие от метода побуждения детей к творческим проявлениям, метод моделирования – механизм обучения детей.

Такая же специфика использования методов развития художественной деятельности существует и в методике развития изобразительной деятельности детей. В частности, она связана с интеграцией вышеперечисленных методов воспитания с методами обучения детей. Так, применительно к изобразительной деятельности традиционно используются методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, практические и игровые, словесные (вербальные).

ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)

Программу составили: педагог ИЗО: Салимова В. А. методист: Лозко В.Ю. Ханты-Мансийск

«В детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность»
(В. А. Сухомлинский)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое) . А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы показывает, что полноценное художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально-нравственного воспитания. Личность как и художественный образ являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.

Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.

Так же, отличительной чертой данной программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Данная программа формирует у детей творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:

  • И.А. Лыковой «Цветные ладошки» ;
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» ;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» ;
  • Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет» ;
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» ;
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Программа имеет полное методическое обеспечение, демонстрационный и раздаточный материал, содержит методические рекомендации, конспекты занятий по всем возрастам.

Цель программы: Развитие творческих и умственных способностей, познавательной активности через занятия изобразительной деятельности.

Педагогические задачи:

 Обучающие

  1. Сформировать у дошкольников первоначальные знания об изобразительном творчестве.
  2. Ознакомить с основными понятиями художественной деятельности, выразительными средствами и способами изображения.
  3. Прививать умения и навыки в работе с карандашами, красками, бумагой, пластилином и другими материалами, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для детей форме.
  4. Познакомить детей с нетрадиционными техниками.

 Развивающие

  1. Способствовать развитию способностей изображения через воспитание у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты, выделять главное.
  2. Развивать познавательные процессы эстетического восприятия: образное и пространственное мышление, воображение, внимание, память.
  3. Развивать творческие способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.
  4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев и моторные функции рук.
  5. Способствовать развитию сенсомоторики.
  6. Способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
  7. Развивать коммуникативные навыки.

 Воспитательные

  1. Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость) , преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы.
  2. Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками - установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.
  3. Воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки.
  4. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам.

 Здоровьесберегающие

1. Научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Разделы программы:

Основы художественного изображения

Художественный труд

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 2 до 7 лет (2-мл. – подготовительная группы) .

Срок реализации: 4 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

  • ООД (организованная образовательная деятельность)
  • Деятельность кружка ИЗО «Волшебные пальчики»
  • Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ)
  • Приглашение мастеров ДПИ в гости
  • Посещение музеев, детских выставок
  • Участие в выставках и конкурсах

Организация образовательной деятельности в группах по основной программе:

Возраст детей: вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Период: 4 года.

Занятия проводятся: 1 занятие ООД в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году)

Длительность одного занятия: в группе раннего развития – 8-10мин.

в старших группах – 10-15 мин

в младшей группах – 15-20 мин

в старших группах – 20-25 мин

МБДОУ № 135 «Детский сад общеразвивающего вида»

« Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста ».

Подготовила:

старший воспитатель

А.Б. Лунина

г. Кемерово

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка.Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди ООД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, ООД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ:создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

    Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

    Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

    Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

    обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

    создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

    организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

    координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

    организованная деятельность (ООД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

    совместная деятельность педагогов и детей;

    самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям :

    вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

    Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

    Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам.

Цели художественно-эстетического воспитания : развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников :

    развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов;

    формирование элементарного эстетического сознания;

    формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства;

    развитие эстетических и художественно-творческих способностей;

    систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;

    формирование основ эстетического вкуса.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

    изучение элементов теории эстетики;

    систематическое общение с художественной культурой;

    организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств : эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы .

I группа методов направлена на приобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимания пре­красного.

Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

II группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти.

В качестве ведущих воспитателем используются практические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность.

Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности .

Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченностью.

В процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Цель ООД - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия - как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.