Одаренные дети — это дар или проклятие. Психологические особенности их развития, обучения и воспитания

Дарить подарки - это не только житейская традиция, но и элемент делового этикета. Но если выбрать подарок родным и близким сравнительно просто, то одарить коллег и партнеров - не такая простая задача. Этим символическим жестом мы демонстрируем им свое расположение, и тут очень важно никого не обидеть недостаточным вниманием, но также и не смутить избыточным.

Слишком дорогой подарок вызывает противоречивые чувства, а может и стать причиной неприятностей.

Достоверно известно, что один из...

Мужчины и женщины, как правило, не сознают, что их эмоциональные потребности различны. В результате инстинкт не подсказывает им, как поддерживать друг друга. Обычно мужчины вкладывают в отношения с партнершей то, что нужно и чего хочется мужчинам, а женщины - то, что нужно и чего хочется женщинам.

Каждый из них совершает ошибку, полагая, будто и у другого те же самые желания и потребности.

И мужчины, и женщины чувствуют одно и то же: вот я отдаю всего себя, а взамен ничего не получаю...

Это слово мы слышим по многу раз в день и в разных сочетаниях. Речь может идти и об экономической ситуации в стране (скажем, "финансовый кризис"), и о наших отношениях с детьми или коллегами ("кризис трех лет", "кризис отношений"), и о переживании горечи утраты ("личностный кризис").

Кризисы - это трагические периоды нашей жизни, когда становится ясно: так, как прежде, уже не будет. Нам кажется, что рухнула вся жизнь, а боль и чувство потери - все, что остается на нашу долю. И очень трудно...

Все гениальное - просто. Впервые услышав об изложенном ниже принципе, я понял, что я - далеко не гений. Сам я до него не додумался. И, видимо, не имел на это никаких шансов - слишком просто. И слишком гениально.

Искусство Очарования начинается с Искусства Делать Подарки

Такой вот простой принцип. Не поняли в чем, собственно, обещанная гениальность? Я тоже не сразу врубился. Но мне объяснили - подробно. Чего и вам желаю.

А не обвесили ли нас?

Обмани ближнего, и дальний приблизится...

Вы в сердцах шлепаете свою 2-летнюю дочь и чувствует себя ужасно виноватым после этого.

Умер близкий человек и вы испытывает чувство вины за то, что не всегда относились к нему с пониманием.

Ваш несовершеннолетний сын находится под следствием и вы чувствуете себя виноватой за то, что слишком были заняты собой и мало уделяли ему внимания.

Все из нас чувствуют себя виноватыми в какой-то момент нашей жизни, и это естественно для большинства людей.

Напомню, что «Чувство вины это...

Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого.

Приведенное выше высказывание западных исследователей Мюррея и Клакхорна оказалось на страницах не одного учебника для студентов, ссылку на него можно увидеть и на страницах научных работ и статей.

Оно лишь отражает объективную реальность схожести и различия живущих на земле людей, не более. А далее - далее возникает ряд вопросов, однозначных ответов на которые нет до сих пор ни у...

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность".

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово...


Уж кому-кому, а мужчине подарок придумать гораздо проще… гораздо проще… гораздо… эээ… а ведь и правда… хороший подарок мужчине выбрать сложнее.

Почему? Просто хотя бы потому, что:

Мужчины тупо используют меньше предметов в повседневном (и не столь повседневном...

Моя подруга Рита вышла замуж сразу после окончания торгового училища. Её муж Фёдор открыл небольшой продуктовый магазинчик. И со временем, им, общими трудами, удалось развить бизнес.

Рита имеет всё, о чём мечтала. Квартиру около соснового леса, хороший автомобиль, собаку, отдых два раза в год в Испании или Таиланде, но всё равно раз в неделю она приходит ко мне на сеанс психоанализа с не оставляющей её проблемой.

Риту мучает вопрос воспитания подрастающего сына.

А дело в том, что два года назад, Артур начал ходить в школу и это полностью перевернуло жизнь супругов.

И тревожит их отнюдь не плохое поведение мальчика, неуспеваемость или здоровье.

Уже в первом классе выяснилось, что их сын — гений!

Что же в этом плохого, спросите вы?

Плохого в этом, конечно же, ничего нет, даже наоборот, казалось бы, гениальный ребёнок — для родителей гордость и очень большая радость, но…

За целый год в школе у Артура не появилось ни одного друга.

Его подавленность очень обеспокоила Риту. Разговоры с сыном не приносили результата.

Вы замечали, что особо одаренные дети редко бывают интегрированы в социум так же как большинство?! Они, как правило, замкнуты, пугливы, они интроверты и даже, часто, ведут образ жизни отшельников. Пойдя в школу, именно в такого ребёнка и стал превращаться Артур.

Рита не единственная мама с такой проблемой.

Ко мне часто обращаются родители, которые хотели бы развивать таланты ребёнка, но при этом сохранить его социальную активность и умение взаимодействовать с людьми.

Я помогаю им разработать нужную стратегию самопрезентации ребёнка.

В этом отношении интересно вспомнить представителя символического интеракционизма Ирвинга Гоффмана (я упоминала его в предыдущих статьях). В своих работах этот психолог сравнил социальное взаимодействие с театральным представлением, в котором каждый из нас принимает некое «лицо» или социальную идентичность. Гоффман утверждал, что социальное взаимодействие требует тщательной регуляции социальных идентичностей. Если события угрожают этой регуляции, мы предпринимаем усилия для сохранения «лица». По Гофману, цель сохранения «лица» и самопрезентации — позволить социальному взаимодействию протекать беспрепятственно.

В жизни одаренного ребенка нарушения социальных контактов — факт подчас практически неизбежный:

Во-первых — это общение с близкими, испытывающим перед лицом «гениального дитя» смешанное чувство восхищения и зависти, рождающие стремление поддержать, помочь и притормозить, остановить неконтролируемое развитие существа, по обыденным представлениям просто-таки предназначенного для контроля.

Во-вторых — общение со сверстниками, взрослыми в школе и вне дома — чьи переживания часто более однозначны и обнаруживают полное незнание того, как обращаться с таким ребенком.

Психологи приходят к мнению, что одаренность ребенка в современном российском обществе — скорее испытание, чем дар и для самого ребенка, и для его родителей. Особенно, если она очевидна. Более или менее успешное приспособление к обществу со стороны ребенка возможно обычно тогда, когда он имеет существенную поддержку и принимается собственными родителями, близкими. Важной задачей родителей одаренного ребенка является трансляция ребенку представления о временности имеющихся сложностей в его социальных контактах, подготовка к возможности их улучшения и, ну или ухудшения.

Чему я обучаю таких родителей.

Родители, прошедшие у меня курс, раскрывают перед ребенком мир социальных игр, учат выбору стратегии самопрезентации. При всем многообразии подходов к анализу стратегий самопрезентации, можно выделить ряд основных групп способов самопредъявления:

  1. Демонстрация собственных сил, возможностей, позитивных, социально одобряемых свойств;
  1. Демонстрация слабостей, негативных качеств и свойств;
  1. Стремление «держаться в тени», привлекать как можно меньше внимания;
  1. Стремление привлекать как можно больше внимания, стремление к наиболее полному предъявлению другим своих черт, потребностей, целей.

В предыдущих постах я уже начала раскрывать тему самоподачи на примере своих клиентов.

У. Сванн предположил существование еще одной, более специфичной цели самопрезентации — самоподтверждения (self-verification). Мы представляем себя теми способами, которые проверяют или подтверждают нашу «Я-концепцию».

Помните историю Инны (http://сайт/pchelinoe-zhalko/ ) ?

Мы строим свою «Я-концепцию», основываясь на наблюдении, как окружающие реагируют на нас.

Затем мы используем эту «Я-концепцию», чтобы предсказывать реакцию людей на нас. Если они реагируют именно так, как мы ожидали, они подтверждают нашу «Я-концепцию». Поскольку мы хотим чувствовать, что хорошо себя знаем, а также умеем предсказывать реакции других, мы стараемся показать другим такое «Я», которое точно отражает нашу «Я-концепцию».

У. Сванн и коллеги утверждают, что мы чувствуем дискомфорт, когда другие люди отказываются подтвердить нашу «Я-концепцию».

«Допустим, что некто воспринимает себя как тупоумного. Если его близкие скажут, что считают его очень умным, он, вероятно, будет расстроен, потому что их слова подвергают сомнению его давно устоявшуюся „Я-концепцию“, подразумевая, что он не знает себя. А, если он не знает себя, что вообще он знает?» И, далее: «Если он подозревает, что она сформировала неадекватно благоприятное впечатление о нем, он может начать опасаться того, что их взаимоотношения полны взаимонепонимания» (Swann W. et al., 1992).

Эти рассуждения Сванна помогают объяснить, почему люди в условиях эксперимента выбирают тех партнёров, которые оценивают их так же, как они сами оценивают себя (даже если эта оценка неблагоприятна). Субъективные объяснения таких выборов говорили об их потребности в самоподтверждении, в предсказании реакции других людей и в управлении ситуацией. Во взаимодействии с партнерами, оценивающими их неблагоприятно, люди с низкой самооценкой могут одновременно предсказать реакции другого и подтвердить свои знания о себе.

В жизни одаренного ребенка есть две наиболее отчетливых альтернативы самопредъявления:

Альтернатива самовосхваления (эту тему я немного затронула в прошлом посте), демонстрации собственных способностей и сил, позволяющая столь далеко оторваться от обычных людей, что всякого рода критические замечания в его адрес становятся не просто бессмысленными, но и не понятными тем же людям, для которых раньше были единственным источников поддержания приемлемого уровня собственной самооценки;

Либо альтернатива самокритицизма, демонстрация собственной слабости и зависимости, позволяющая окружающим поддерживать приемлемый уровень самоуважения либо за счет осознания «неидеальности» (то есть близости) к «гению», либо за счет оказания ему посильной помощи и «заботы».

Возможные последствия реализации каждой из стратегий связаны с их функциями. Эти последствия могут быть как личностными (значимыми преимущественно для того, кто самопредъявляется), либо межличностными (значимыми для обоих партнеров). В одном из предельных случаев выбор стратегии самопредъявления может быть значим только для того, кому предъявляет себя человек.

Рита и Федя ходили ко мне на приём полтора года.

Сейчас они на отдыхе в своём летнем домике на берегу Средиземного моря. Они присылают мне фотографии с радостными улыбками на лице. После каникул их сын Артур пойдёт в третий класс. Его отношения с окружающими налаживаются. Марина сказала мне, что ей кажется, сын стал более счастливым ребёнком. И действительно, Артур охотно общается, интересуется жизнью сверстников, у него появился друг Даник, с которым они весной записались на плавание.

В его случае, я пришла к заключению, что на ранних этапах развития одаренности одной из наиболее эффективных, требующих наименьших психологических затрат, являются стратегии самокритицизма. По мере же развития ребенка и увеличения «разрыва» между ним и окружающими, более вероятной становится стратегия самовосхваления. Это я и намерена проверить по мере взросления Артура.

В любом случае, я вижу положительный результат нашей работы. Однако, как я не раз повторяла, каждый случай индивидуален. Психотерапевтическая помощь ребенку прежде всего предполагает структурирование: выгод и ограничений, которые имеет каждая из стратегий; личностных и межличностных; позитивных и деструктивных последствий каждой из стратегий.

Я верю, что Артур не только проявит свою одарённость с пользой для себя, но и также вырастет уверенным в себе и получающим радость от общения человеком.

Как у нас продвигается психокоррекция, я напишу в одном из следующих постов. А пока желаю Вам хорошего окончания недели, взаимопонимания с детьми и успехов в личной жизни!

Подписывайтесь на мой блог!


Введение

Одаренность - не только дар и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности. К сожалению, современное школьное и вузовское обучение ориентировано на среднего ученика.
В 1972 году в докладе С. Марлэнд (1972) от госдепартамента США говорилось, что одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний. Часто могут они страдать и от сверстников, которые не могут смириться с их уникальными способностями. Порою даже родители могут принять одарённость своего чада за отклонение от нормы и всячески стараться это устранить, отсюда рождается неуверенность ребёнка в себе и его способностях. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития.
Наверное, существенным толчком в развитии программ по работе с одарёнными детьми стали исследования, которые проводились в США в конце 70-х годов.
Тогда выяснилось, что недостаточный психологический уровень подготовки учителя для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам и т.д.
Психологи считают, что такие оценки часто являются следствием неадекватного понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. В частности, исследования П. Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость.
Такое качество интеллекта как дивергентность творческого мышления часто оценивается окружающими взрослыми как отклонение. Одаренным детям приходится около двух третей времени в школе проводить впустую, маскируя "интеллектуальный саботаж". Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление диктуемым правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров. У них быстро (к концу школы) формируется собственное мировоззрение.
Исследователи 70-х также показали более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, более тонкую дифференциацию (реагирования на новизну), что также превращается в особые трудности, испытываемые одаренным ребенком в общении со сверстниками, учителями и родителями.
И заключительным шокирующим аккордом, показавшим, что надо что-то менять были работы Дж. Гилфорда, обнаружившие, что к концу школы многие одаренные и талантливые дети испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность, и исследования С. Майлза, С. Ладжоула Шора, которые открыли, что самоубийства среди одаренных детей встречаются в 2,5 раза чаще, чем у их сверстников.
К концу 70-х гг. не только частные, но и государственные школы начали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения.
Вот и получается, что талантливый ребёнок - чужой среди вроде бы своих же собратьев. И только в обществе таких же, как он, чужих, одарённый чувствует себя комфортно и развивается. Но что же такое талант, одарённость, способности? И кто же на самом деле одарённый ребёнок?

Понятие одаренности

Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности (А.Г. Маклаков).
Общая одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. (В. Н. Дружинин).
Специальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность – это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Такими особенностями являются:

    Одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
    Непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
    Большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый - это тощий, маленький, бледный " книжный червь" в очках.
Другой же, выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя другой образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины.
Если мы расширим диапазон определения, мы увидим, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и широки своим разнообразием.

Виды одаренности

Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.
Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись). В соответствие с этим дифференцируют математическую, музыкальную и другие виды одаренности.
Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с различными формами профессиональной деятельности. Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность. Психомоторные тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически - моторной и зрительномоторной координацией. Стандартизованные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяет оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта. Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения - в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.
Психолог В. А. Крутецкий всесторонне изучал детей с этим видом одаренности и выявил структуру математических способностей. В нее вошли следующие компоненты.
1. Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.
2. Переработка математической информации. В нее входят: а) способность к логическому мышлению. В сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики; способность мыслить математическими символами; б) способность к быстрому им широкому обобщению математических объектов, отношений и действий; в) способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; способность мыслить свернутыми структурами; г) гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; д) стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений; е) способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратных ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).
3. Хранение математической информации. Математическая память - обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.
4. Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума. Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием) используют стандартные тесты достижений.
Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Часто её называют лидерской, используются также понятия "социальная одаренность", "социальный интеллект", "организаторские способности".
Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность. Для выявления такой одаренности используется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.
Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития.
Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). Здесь есть необходимость остановится лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.
Так, А. М. Матюшин считает. Что всякая одаренность - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые - увы! - вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
Отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
Большая независимость в суждениях;
Тонкое чувство юмора;
Отсутствие внимания к порядку и "должной" организации работы;
Яркий темперамент.
Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.
Художественная одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.
У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Помимо этих видов одаренностей Роберт Стенберг, психолог из йельского университета, обсуждает "практическую одаренность", которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. . Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей.
Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические способности не всегда способствуют проявлению их интеллекта и таланта.
Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Например, для компенсации слабых сторон человек вырабатывает свои способы, включая привлечение других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо. Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие черты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Мифы об одаренности

Человеческая психология тянется к стереотипам. Трудно даже подсчитать, сколько их держится в нашем обыденном сознании, и часто никто не знает, какие из них имели свою подлинную реальность, а какие - нет.
Много таких штампов и в педагогике с психологией. Это связано с тем, что по известной поговорке: в педагогике и психологии разбираются все. Кроме того педагогика и психология несут во многих случаях печать идеологии. В таких случаях мифы распространяются специально и даже насаживаются.
Миф 1. Нет неспособных детей, есть неспособные учителя.
Он же в более жёсткой формулировке: все дети одарёны и чуть ли не ко всему)и способности лишь надо не задавить.
Дело в том, что от природы нет никаких способностей, есть только задатки, то есть анатомно-физиологические предпосылки, которые могут превращаться в способности (а могут и нет). У очень многих детей задатки так и не стали способностями, и они, действительно, не способны, им часами растолковывали азы математики или языка, но те не поняли. Таких много. Сначала такие дети пытаются учиться, но это идёт трудно и тяжело, без радости. И они не любят школу. Однако и способные дети не любят школу, но уже по другим причинам.
Задатки есть у всех, важно иметь в виду, что, во-первых, они у всех разные (и не предрассудок, что у девочек в основном проявляются способности к языкам, а у мальчиков к математике и технике), во-вторых, задатки нужно развивать, превращать в способности в определённое время. Если оно будет упущено, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить.
Миф 2. Для развития способностей нужна усиленная деятельность.
Его втолковывают студентам в вузах, повторяют на научных конференциях, преподносят родителям, а результат - бесконечная череда репетиторов и тысячи бедных детей, рвущих свои нервы в освоении того, чего не надо.
Не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Чтобы развивалось дарование, надо, чтобы ребёнку нравилось.
У одаренных детей есть познавательная потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы. Обнаружено, что умственная работа, выполняемая не для отметки, не для победы в конкурсе, а по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.
Развитие способностей происходит таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью может их развивать. И может быть, выдающиеся педагоги не те, которые имеют какую-то особенную методику, а те, кто умеет в ребёнке вызвать это чувство удовольствия, без которого нет таланта.
Лучший тест на одарённость - тест на познавательную потребность. Все другие могут ошибиться из-за каких-нибудь случайных факторов, в то время как этот нет.
Миф 3. Было у матери три сына, два умных, третий - футболист.
Один психотерапевт, даже получивший славу "человековед" всегда к слову "спортивный" спешил добавить "дефективный". Он глубоко убеждён, что спортсмены, даже выдающиеся, умом не блещут.
Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих. Основа специальных в том числе и моторных (спортивных) - общие способности, из которых те вырастают, поэтому выдающийся спортсмен не может быть глупым. Он может быть даже умнее своих собратьев по виду спорта.
Кроме того, что все специальные способности не могут достигать высокого уровня на слабой основе, важно ещё и следующее: умственные, интеллектуальные способности - лишь один из видов одарённости. Есть ещё спортивная, социальная (организаторские способности) и практическая (кулинарный талант).
Миф 4. Одарённые дети - это те, кто схватывают на лету, быстро соображают, кто может легче всех учиться.
Это неверно. Во-первых. Творческие способности у всех разные, во-вторых, одарёнными могут быть и двоечники.
По данным П. Торренса около 30 % отчисляемых из школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одаренные и сверходаренные. Такие дети обладают не школьной одарённостью - это способностью к обучению, овладению уже имеющегося материала, быстрым усвоением материала. Они материал пропускают через себя, всё видят через свою призму, и если не согласны, то не могут усвоить. Им сложнее выучить, чем придумать.
Альберт Энштейн, например, был весьма посредственным учеником, был исключён из академии за академическую неуспеваемость по древним языкам. Потом он дважды поступал в высшую политехническую школу в Цюрихе. Экзаменаторов и учителей поражала его медлительность, в нём не было той искорки сверкания ума, которую так привыкли считать за признак одарённости.
Чарльза Дарвина все считали тупым и предрекали незавидное будущее.
Прошлый миф. Бытовали неверные представления об одаренных детях как не нуждающихся в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. В то же время известно, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется острый дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

Рекомендации по воспитанию одаренных детей
Многие психологи отмечают ведущую роль родителей в становлении самовосприятия и сами отношения, особенно в ранние годы жизни ребёнка. В соответствии с этим оказание помощи детям дошкольного и младшешкольного возраста, имеющих высокий интеллект, часто требует работы с их родителями. Указывается также, что отношение к себе у дошкольников легко поддается коррекции и эффективному воздействию, поскольку оно ещё только формируется.
В многочисленных руководствах для родителей и воспитателей, выпущенных как в нашей стране, так и за рубежом, рекомендуется соблюдать баланс между положительными и отрицательными оценочными суждениями, поощрять общение одарённого ребёнка со сверстниками, также наделёнными высокими способностями. Предполагается, что это позволит развить необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес чужому мнению, навыки совместной работы, а также избежать искажённого представления о собственной исключительности.
С одной стороны, родителей призывают не смотреть на своих детей как на потенциальных вундеркиндов, предостерегают их от нереалистических ожиданий, от завышения требований, от попыток вольно и невольно проецировать на ребёнка собственные амбиции и неосуществлённые надежды. С другой стороны, им рекомендуется избавиться от страха перед выдающимся интеллектом, не приглушать и не нивелировать способности своих детей, подводя их под ординарный стереотип, пытаясь уберечь необычного ребёнка от конфликтных столкновений с окружающим его миром.
Родителям предлагается позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их стремление к самостоятельности и независимости. В случае конфликтов ребёнка с учителями и сверстниками рекомендуется оказывать ему необходимую помощь. Разрешать эти конфликты желательно во многих случаях путём перевода ребёнка в специальную школу для одарённых детей, где он не будет чувствовать себя на особом положении и легче сможет адаптироваться.
Многие авторы советуют с раннего возраста приучать одарённого ребёнка "нормально" реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы
и т.д.................

«Такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов» - выдающийся российский генетик В. П. Эорроимсон.

«Как же мне сложно с тобой! Ну почему ты не можешь быть таким, как все, послушным, а, главное, понятным?» - Часто повторяла Надежда своему сыну Сашеньке.

Темноволосый мальчишка с живыми умными глазами бежал по комнате, сбивая все на своем пути… Вдруг, по какой-то, понятной только ему причине, садился в углу и не двигался, и молчал, не отзываясь на крики родителей. Малыш мог сидеть так часами. Только его мысли не были похожи на мысли сверстников, да сверстники и не поступали так, как он. И сестра и брат были вполне обычными детьми, за это их и любили больше – за «понятность» и послушание.

Талантливый непоседа, умный и любознательный, только одно бесспорно – послушным и понятным он не будет никогда. Причем, ни для родителей, ни для сверстников.

Мальчик из-за которого так переживала его мама, Надежда, - известный русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Только пока он не поэт, а обычный мальчик, от упрямства и бесконечных вопросов которого буквально сходили с ума его родители. Прошло много лет, но в семьях, где растет одаренный ребенок, мало что изменилось. Появились учебные программы, наученные другими одаренными детьми, педагоги… Родители теперь не кричат на своих непосед, а сразу ведут их туда, где одаренных ждут. Рассказывают, что вопросов много задает, да думает много для нормального ребенка. А вдруг их Миша или Коля – очередной Пушкин.

И пишут и снимают про умных детей сейчас много, и больше половины всего написанного – это обращения к родителям – не переусердствуй! Не задуши! Но кто же откажется вырастить гения, да еще и прославиться вместе с малышом? Так что: учи, малыш, английский, зато в первом классе будешь «гением». Так и поступила одна мамочка со своей дочерью. Уж очень ей хотелось мамой вундеркинда побыть. Только дети, что называется «прикола не поняли» и долго смеялись на ее английское «hello», а потом и вовсе сказали, что она на русском говорить совсем не умеет. Это они ее глупой посчитали. Перевела девочку мама через несколько месяцев в другую школу. Совсем ей там проходу не давали. Тоже популярность.

Поступил Александр в только что открывшийся лицей. В него принимались дети из интеллигентных семей. Программа была более чем насыщенная, преподаватели образованные и известные. Количество учеников ограничено.

С удовольствием покинул ребенок родительский дом, не понимали там его, да эти вечные попытки мамы перевоспитать, подстроить. Дома все говорили только на французском, от всего этого спасала только бабушка да няня. Уж их-то советы и сказки всегда были на русском языке. В перерывах между прослушиванием сказок Александр почти закончил осваивать библиотеку отца, она, надо сказать, была очень приличная. Отец Сашеньки был умным и блестяще образованным человеком. Мальчик не раз присутствовал на дружеских беседах отца с известными друзьями-поэтами и писателями.


Пол Сторфер в своей книге «Интеллект и одаренность» отмечает:
61% одаренных детей – первенцы

68% одаренных детей – живут в полных семьях

55% одаренных детей – учатся в школе средне

26% одаренных детей – отлично успевают

Остальные двоечники

65% одаренных детей – отец старше 36 лет

59% одаренных детей – мама тридцати лет

Никого не удивит тот факт, что одаренные дети почти всегда рождаются в интеллигентных семьях. Насыщенная и яркая атмосфера творчества, длинные разговоры о науке, выставки и театры, еще переполненные книжные полки (желательно, чтобы это были энциклопедии) – вот далеко неполный список благоприятных условий для рождения гения в данной семье.

Одаренные дети начинают говорить и читать одновременно – и очень рано (3,4года), а вот писать их менее способные сверстники начинают раньше. Так будет всегда: малыш талантливый математик и в 14 лет поступил в институт, а шнурки завязывать так и не научился. Не та это проблема, чтобы он захотел на ней сосредоточиться. Ребенок решает сложнейшие задачи, а простые слова пишет с ошибками. «Диссинхронизм» - назвали ученые такое неравномерное развитие. И у того он больше, кого больше загружают родители и педагоги. Олимпиады, индивидуальные программы, чтение, а про детство забыли. На игры и дружбу времени нет. А даже если и есть не со сверстниками же дружить? Ребята постарше всерьез не воспринимают. Прямая дорога малышу в специализированную школу, для одаренных. Там он не будет сильно отличаться от других. Теперь это не лицей называется, да и ребенок – не Пушкин, но товарищи у него будут не хуже, чем у последнего. И программа будет насыщенная, и количество учеников ограничено, и педагоги очень образованные – все, как в 18 веке.

«Ленивый мальчик, а что хорошо отвечает, так это одаренность, радоваться должен» - примерно так отзывались о Пушкине почти все учителя. Отмечали ум и способности, но в «простых» предметах, а значит и заслуги его в учебе невелики. Самую стойкую нелюбовь испытывал Александр к математике, он был гуманитарием. Зато во всевозможных лицеистских журналах он был самым усердным сотрудником. Отличная память и горы прочитанной литературы, еще друзья… Его любили за стремление к справедливости, за смелость и ум… Его не любили за вспыльчивость, самолюбование, за злые насмешки. Вспыльчивость и как результат – ссоры с одноклассниками, из которых он редко выходил победителем. Злился еще больше и обдумывал планы мести. Быстро успокаивался и снова становился собой.

Журнал «Вопросы психологии» результаты исследования Л.М.Термена. Ученый работал с 2905 детьми в возрасте от 5 до 14 лет.
0,23% - интеллект значительно выше среднего
18,1 % - интеллект выше среднего
46,69% - интеллект нормальный или средний

14,6% - интеллект ниже среднего

7,3% - интеллект на грани с дефективностью

0,63% - дефективные

То есть число детей с уровнем выше среднего – 32%

Психические заболевания у талантливых людей встречаются в 7-8 раз чаще, чем у обычных людей. В целом они живут на 14 лет меньше.

Талантливые дети неудобны… Они слишком категоричны в суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам. Неприспособленность к жизни, отсутствие друзей, добавим психические и различные физические заболевания – это талантливый малыш. Но самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученники: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван Гог.

Их судьбы трагичны, а известность пришла слишком поздно, и пожелать такое, даже примерно такое, своему ребенку.... нужно ли? Девочка побеждает на олимпиадах, читает и учит, устает, но боится отказаться, потому что приучили ее к похвалам. Назвали ее уникальной, а она поверила. Но ведь восхищает нас не качество результата. То есть, не удивительные стихи, придуманные четырехлетней девочкой, которая даже писать еще не умеет (Ника Турбина) нас восхищают. Удивляет, что маленький ребенок выдает результаты на уровне взрослого. То есть ее умные глаза и лицо в слезах во время выступлений – остаются в сердце любого, кто это увидит. Это расценивается, как необыкновенность. Тогда, почему так мало известно о дальнейшей судьбе чудесных детей? В 14 лет такой ребенок либо продолжит свой рост, либо, что, скорее всего, сравняется со сверстниками.

Неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода, непосильные нагрузки делают свое дело. Гениальность не состоялась. Из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Всему психологи дают название - «синдром бывшего вундеркинда» - так называется раненый ребенок, такое имя у ненужности и невозможности адаптироваться во взрослой жизни.

Известную всем фразу «Горе от ума» произнес А.С.Грибоедов, и он-то уж точно знал, о чем говорит. В 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 закончил два престижных отделения – словесное и юридическое. Поэт, композитор, посол, знал несколько иностранных языков – вот далеко неполный список. по которому безошибочно можно определить гениальность. А можно ли по нему определить, насколько будет счастлив этот человек в будущем? Такой набор талантов чаще всего играет злую шутку с их обладателями. И Грибоедов и Пушкин были убиты из-за вспыльчивости и чрезмерной уверенности в своих силах. Только даже прожив короткую жизнь – они, как и Ньютон, Эйнштейн и т.д., были прорывом в науке, искусстве, политике. Так может, стоит попробовать?

Одаренность - от слова "дар" (дар природы, Божий дар). Слово это как в русском так и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
К.К.Платонов утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Одарённость может органично вписаться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Одаренность - не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Школа может играть как позитивную, так и негативную роль в процессе развития одаренного ребенка. Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей. Нужно, чтобы наши учителя понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний, умений и навыков

Проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей (это, на самом деле, пустяк), а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок.
Драма одаренного ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться и, как правило, реально оказываются всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности окружающих его взрослых - учителей, воспитателей, психологов и родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно жизнью для.... Так, он становясь все более благовоспитанным, постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на признание, похвалу, заботу, внимание и т.п. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия, утрачивает самого себя. Вот та психологическая тюрьма, в которую оказываются ввергнутыми большинство одаренных детей - заключенных, потерявших собственное Я. Выпущенные из такой темницы бывшие одаренные дети, ставшие заурядными взрослыми, не способны не только на акт творчества, они не способны просто на искреннее и спонтанное проявление чувств. Они способны испытывать лишь такие эмоции, которые позволяет ощущать унаследованная от родителей и учителей внутренняя цензура. Депрессии и душевная опустошенность являются расплатой за этот самоконтроль. Подлинное Я никак не проявляется, поскольку осталось в неразвитом состоянии. Поэтому они и не могут творить. Для этого необходимы, как минимум, самостоятельность, выразительность и внутренний мир. Творчество заключается вовсе не в том, чтобы усвоить созданное человечеством. Это умение создать что-то новое. Если дети недоиграли, недорисовали, недосочиняли - их воображение и фантазия слишком рано схлопнулись, закрылись для зрелого творчества, в том числе и научного. Кроме того, они так привыкли жить интересно, что любая обязательная работа, всякая неудача для них мучительна из-за отсутствия опыта преодоления себя. Порой это выливается в невроз потери смысла жизни.

Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо - личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потре
В создании образовательной среды развивающего творческого типа, которая бы помогала снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика, оказывала психологическое сопровождение и поддержку одаренных детей. Если в отношении образовательная система - одаренный ребенок будет восстановлено равновесие уважения, тогда личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями.
Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы.
Я поняла, что одаренность - не подарок судьбы, а тяжкий крест. И надо постараться помочь одаренным детям его нести