Организация и проведение утренников в детском саду. Экскурс в методику проведения праздников и развлечений в детском саду

Праздник должен ощущаться детьми с того момента, как только они вступят на порог детского сада. Особая чистота, убранство помещения, нарядная одежда детей и взрослых сразу создает праздничное настроение. Воспитатели приветливо встречают детей и родителей и поздравляют их с праздником. Меню в детском саду тоже должно быть необычным, праздничным, блюда красиво оформлены. Если костюмы заранее разложены, праздничные атрибуты приготовлены, воспитатель находится возле детей, создается спокойная, праздничная атмосфера.

Перед выходом в зал не должно быть длительного томительного ожидания. Чтобы избежать этого, нужно рассчитать время, когда раздать детям праздничные атрибуты и когда приготовиться к выходу. Неорганизованность, долгое стояние утомляет детей, отрицательно влияет на их настроение, на поведение во время утренника.

Не только ведущий, но и воспитатели должны хорошо знать праздничную программу и весь ход праздника, отвечать за порученный им участок работы (например, вовремя раздать детям атрибуты, помочь надеть костюмы и т. д.). Всякое промедление, замешательство со стороны воспитателя может нарушить стройность, организованность праздничного утренника, увеличить его продолжительность. Воспитатели и родители могут принять участие в торжественном «шествии детей» (например, построить коридор-«ворота»—встать парами и скрестить вверху ветки, цветы или флаги). Сквозь эти ворота пройдет детская демонстрация. Воспитатели выступают иногда с исполнением песен, хором или соло, а также с танцем или хороводом. Такое выступление должно быть высококачественным, как со стороны музыкальной, так и исполнительской. Дети воспринимают эти выступления с особым интересом.

Праздничный утренник для детей младшей и средней групп устраивается отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длится дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп включаются также песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту, что видно из практического материала, помещенного в книге. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30—40 мин., для старших — 45—60 мин. Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши празднуют всегда в утренние часы, а старшие и во вторую половину дня, но не позднее, чем в 16 час. 30 мин. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры, танцы и другие номера. Однако утренники для старших групп чаще проводятся во вторую половину дня. Это делается для того, чтобы дать возможность присутствовать на празднике родителям. Присутствие родителей на утреннике радует детей, а также дает большое удовлетворение родителям, демонстрируя воспитательную работу детского сада; они знакомятся с ростом и продвижением детей, проникаются общим весельем и радостью.

Начинать готовиться к новогодним мероприятиям в дошкольном учреждении лучше месяца за полтора до торжества. Начальная подготовка обычно проходит на занятиях, где Новый год становится главной темой в творческой и художественной деятельности детей. Воспитатель проводит беседы с ребятами, рассказывает им про Деда Мороза и Новый год, помогает разучивать тематические стихи и песни. Тема этого зимнего праздника должна быть отражена в детских рисунках, лепке, аппликации, конструировании.

На музыкальные занятия приходится основная часть работы по подготовке к новогоднему утреннику в детском саду. Обычно именно музыкальный работник пишет сценарий, работает над постановкой танцев, над образом и характером песен, распределяет роли среди сотрудников учреждения, детей и пр.

Воспитатели же украшают елку на Новый год в зале, группы, оформляют тематические стенды для родителей. На этапе подготовки к торжеству следует заранее обговорить с родителями правила поведения на празднике, особенности костюмов детей, можно привлечь мам и пап к новогоднему украшению группы (они, например, могут сделать елочные игрушки своими руками вместе с детьми дома), задействовать в некоторых ролях.

Сценарий новогоднего утренника в детском саду

Как уже было сказано, сценарий на Новый год пишет музыкальный работник. Но это совсем не значит, что он должен делать это в одиночку. Привлечение двух-трех творческих союзников (из числа воспитателей или родителей) гарантирует создание интересного и яркого сюжета для детской новогодней елки. "Сценаристы" могут опираться на собственный опыт и фантазию, искать материал в журналах или методической литературе, в сети интернет.

Основные требования к сценарию новогоднего праздника для детей предъявляются к его содержанию – ребят он должен увлечь и развеселить. Обязательным является сюрпризный момент – вручение сладких подарков Дедом Морозом.

Сценарий может строиться:

На сказочном представлении, разыгрываемом воспитателями и другими сотрудниками детского сада. Участники этого представления – герои сказок, которые пришли к детям, чтобы вместе с ними встретить этот волшебный праздник. Здесь должна присутствовать интрига – поиск предмета или героя, без которого торжество не состоится. Также интригой будет и ожидание героя. В представление ненавязчиво вплетаются танцы и выступления детей, новогодние игры для детей, конкурсы и т.д. В сказочном представлении принимают участие добрые и злые герои. Первые помогают детям, а вторые – мешают. Атрибутами представления обязательно становятся волшебные предметы-помощники: палочка, ковер-самолет, меч, книга и пр. Обязательный атрибутпраздничная елка, которая должна засветиться огнями.

На сюжете сказки. На основе одной известной дошкольникам сказки обычно строят сценарий для детей старших и подготовительных к школе групп. В него включают такие же элементы, как и в сказочном представлении, только все они объединены единым сюжетом. Роли некоторых героев могут исполнить дети.

Развлекательное шоу. В него входят новогодние конкурсы для детей, загадки, веселые эстафеты, исполнение праздничных номеров (песен, танцев, чтение стихов) и пр. Главные персонажи – Дед Мороз и Снегурочка. Можно подключить и сказочных героев.

Сценарий пишется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребят. На каждую возрастную группу должен быть составлен отдельный сценарий.

овый год для малышей

Основные правила для проведения новогоднего утренника в детском саду для детей раннего возраста:

праздник проводят в утренние часы;

продолжительность утренника - не более 20 минут;

на мероприятии должны присутствовать два воспитателя.

В некоторых детских садах родителей на утренник для малышей не приглашают, чтобы малыши не плакали, а могли спокойно повеселиться и поиграть, не отвлекаясь на родителей.

Дети 2-3 лет осознанно наряженную елочку в зале видят в первый раз. Поэтому она становится главной героиней утренника. В празднике принимает участие и Снегурочка. Ее роль обычно исполняет один из воспитателей группы. Появление Деда Мороза может напугать малышей, поэтому вместо него на празднование Нового года к малышам должны прийти хорошо знакомые им герои русских народных сказок или обитатели леса: белочка, зайчик, лисичка и пр. Их роль можно поручить ребенку подготовительной группы.

Основная роль Снегурочки – подвести малышей к елочке, рассмотреть с ними игрушки, завести новогодний хоровод, выслушать их стихи, вместе с детьми спеть песенку про елочку. С малышами можно провести и простые игры возле елки. Например, дети ходят вокруг елочки, а когда музыка смолкает, подбегают к ведущему или сказочному персонажу.

Главный совет. В сценарий для самых маленьких обязательно должен быть включен такой сюрпризный момент, как зажигание на елочке огоньков.

Новогодние праздники в детском саду для младших и средних групп

У детей 3-4 лет утренник может длиться уже подольше. Но проводить его лучше тоже утром, когда активность малышей оптимальна.

К празднику необходимо разучить с детьми песни, танцы, стихи, возможно даже постановка небольших сценок. Участие родителей в празднике становится уже значимым. Ребенок может волноваться перед выступлением и ему будет приятно ощутить поддержку мамы, папы или других близких людей. Поэтому родителей на детские праздничные мероприятия, начиная со средней группы, всегда приглашают. При этом они могут быть не просто зрителями в зале, их можно приглашать участвовать в конкурсах и играх вместе с детьми. Малыши будут очень рады этому.

В возрасте 3-4 лет ребята знают уже много сказок, знакомы с разными сказочными героями. Поэтому к ним на праздник могут прийти не только положительные персонажи, но и отрицательные, например, Баба Яга или Кощей Бессмертный. В зависимости от сценария, они могут попытаться помешать найти подарки, заколдовать Деда Мороза, напакостить Снегурочке и пр.

Дети, пытаясь помочь Деду Морозу или положительным героям, танцуют, поют, отгадывают загадки, участвуют в конкурсах и пр. Сюрпризный момент на празднике связан уже не с елочкой, а с появлением Деда Мороза.

Главный совет. На утреннике для детей среднего возраста больше внимания следует уделять раскрытию их талантов. Торжество может быть построено как ряд выступлений, которые смотрят родители, но они обязательно должны быть объединены неким тематическим сюжетом. Обычно это новогодний концерт с участием Деда Мороза и Снегурочки с последующим вручением подарков.

Новогодние утренники в детском саду для старших и подготовительных групп

Празднование Нового года в возрастных группах 6-7 лет может длиться уже на протяжении часа и проходить во второй половине дня. Сюжет для сценария усложняется. Он может быть построен на основе знакомой детям сказки. Увеличивается количество персонажей, некоторыми из которых могут быть и сами дети.

Обязательно включите в сценарий: несколько песен (соло или хором), танцы, хороводы, стихи и сценки. Роли между детьми следует распределить так, чтобы максимально раскрылся индивидуальный талант каждого ребенка. Соревнования и конкурсы на новый год для детей этого возраста представлены различными вариантами «догонялок», «кто успел первым» и пр.

Главный совет. В старшем возрасте дети стремятся быть похожими на героев современных сказок и мультфильмов. Музыкальный работник должен это учесть и построить сюжет на современной сказке или истории. Можно организовать тематический утренник и попросить родителей надеть детям соответствующие костюмы.

Правила пожарной безопасности при проведении

Новогодних праздников

Новогодние праздники - это пора массовых утренников, вечеров отдыха. И только строгое соблюдение требований правил пожарной безопасности при организации и проведении праздничных мероприятий поможет избежать травм, увечий, а также встретить Новый год более безопасно.

Новогодние праздничные мероприятия проходятся на многих объектах (в основном школы, детские сады), учитывая то, что все объекты относятся к категории объектов с массовым пребыванием людей и учитывая большое скопление людей на объектах в период проведения Новогодних торжеств ответственным за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, новогодних елок и т.п.) необходимо со всей ответственностью отнестись к вопросам обеспечения надежной противопожарной защиты мест проведения праздничных мероприятий.

Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, новогодних елок и т.п.) являются руководители учреждений.

Перед началом новогодних мероприятий руководитель учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики. Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.

На время проведения новогодних мероприятий должно быть обеспечено дежурство на сцене и в зальных помещениях ответственных лиц из числа работников учреждения, членов добровольных пожарных формирований.

Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться ответственный (по графику) и воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.

Этажи и помещения, где проводятся новогодние мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Допускается использовать только помещения, расположенные не выше 2-го этажа в зданиях с горючими перекрытиями.

Эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены световыми указателями с надписью "Выход" белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии.

При проведении новогоднего праздника елка должна устанавливаться на устойчивом основании (подставка) с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолков. Оформление иллюминации елки должно производиться только опытным электриком. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно и с соблюдением требований Правил устройства электроустановок. Лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт. При этом электропровода, питающие лампочки елочного освещения, должны быть гибкими, с медными жилами. Электропровода должны иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений. При неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.

Участие в празднике елки детей и взрослых, одетых в костюмы из ваты, бумаги, марли и подобных им легковоспламеняющихся материалов, не пропитанных огнезащитным составом, запрещается.

При оформлении елки запрещается:

Использовать для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;

Применять для иллюминации елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т.п.;

Обкладывать подставку и украшать ветки ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом.

В помещениях, используемых для проведения праздничных мероприятий, запрещается:

Проведение мероприятий при запертых распашных решетках на окнах помещений, в которых они проводятся;

Применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;

Украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;

Одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;

Проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;

Использовать ставни на окнах для затемнения помещений;

Уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах

дополнительные кресла, стулья и т. п.;

Полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;

Допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.

Действия в случае возникновения пожара.

В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение. Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);

б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;

г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению

пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.

Основные меры безопасности при обращении с пиротехникой .

При выборе пиротехнических изделий необходимо знать, что использование самодельных пиротехнических изделий запрещено. Более того, приобретая пиротехнические изделия, необходимо проверить наличие сертификата соответствия, наличие инструкции на русском языке, срок годности. Также нужно иметь в виду, что нельзя использовать изделия, имеющие дефекты или повреждениями корпуса и фитиля.

Перед использованием пиротехнических изделий необходимо:

Выбрать место для фейерверка. Желательно для этих целей использовать большую открытую площадку (двор, сквер или поляна), свободная от деревьев и построек. В радиусе 100 метров не должно быть пожароопасных объектов, стоянок автомашин, деревянных сараев или гаражей, а также сгораемых материалов, которые могут загореться от случайно попавших искр. При сильном ветре размер опасной зоны по ветру следует увеличить в 3-4 раза. Зрителей необходимо разместить на расстоянии 35-50 метров от пусковой площадки. Использование ракет, бабочек рядом с жилыми домами и другими постройками категорически запрещается, т.к. они могут попасть в окно или форточку, залететь на балкон, чердак или на крышу и стать причиной пожара.

Использовать приобретённую пиротехнику до ознакомления с инструкцией по применению и данных мер безопасности;

Применять пиротехнику при ветре более 5 м/с;

Взрывать пиротехнику, когда в опасной зоне (см. радиус опасной зоны на упаковке) находятся люди, животные, горючие материалы, деревья, здания, жилые постройки, провода электронапряжения;

Запускать салюты с рук (за исключением хлопушек, бенгальских огней, некоторых видов фонтанов) и подходить к изделиям в течение 2 минут после их использования;

Наклоняться над изделием во время его использования;

Использовать изделия с истёкшим сроком годности; с видимыми повреждениями.

Производить любые действия, не предусмотренные инструкцией по применению и данными мерами безопасности, а так же разбирать или переделывать готовые изделия;

Использовать пиротехнику в закрытых помещениях, квартирах, офисах (кроме хлопушек, бенгальских огней и фонтанов, разрешённых к применению в закрытых помещениях), а так же запускать салюты с балконов и лоджий;

Разрешать детям самостоятельно приводить в действие пиротехнические изделия.

Сушить намокшие пиротехнические изделия на отопительных приборах-батареях отопления, обогревателях и т.п.

В период каникул соблюдать режим дня, семейные прогулки

Выделите время общению с ребенком.

Сходить с ребенком на Новогоднее представление или на детский спектакль.

А после обязательно обсудите с ребенком, что он видел: какие были главные герои, что они делали, что чувствовали, положительные это герои или отрицательные. Пусть ребенок перескажет сюжет бабушке (папе, сестре). Порасспросите, что еще запомнилось ребенку. Расскажите, что на Вас произвело наибольшее впечатление. Пусть дома ребенок нарисует главных героев или какую-нибудь сценку, поиграет в такую же сказку или придумает свое продолжение.

Поселок красиво украшен к новогодним праздникам. Сходите на главную елку. Прогуляйтесь по центру города.

Обратите внимание ребенка на украшения, огни и пр. Проходя по центральной улице, покажите малышу, например, здание центрального почтамта, краеведческого музея, библиотеки, клуба и др. (Но не более 2–3 за одну прогулку). Обязательно расскажите, что там происходит, какие люди работают – профессии, где учились, есть ли форменная одежда, что они делают и для кого.

Погуляйте на детской площадке (но не в своем дворе!). Сходите на каток хотя бы в соседний двор. Там все новое, необычное. Повеселитесь вместе.

Участие в конкурсах С 22 декабря 2016 года по 11 января 2017 года Международный тест по Логике. Зима.

В течение 21 дня дошкольники любых образовательных учреждений могут потренироваться в решении логических задачек, в составлении умозаключений и поиске взаимосвязей между объектами и явлениями.

Регистрационный взнос - 55 рублей.

Планирование и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по отработке танцев, песен, постановок;

Планирование работы с воспитателями над ролями на празднике;

Подбор музыкального и внешнего оформления праздника;

Подбор детских костюмов, эстетики праздничной одежды детей;

4. Обязанности воспитателей при подготовке и проведении праздника:

Активное участие в занятиях при подготовке к праздникам: разучивание с детьми песен, стихов, танцев, театральных постановок;

Вне музыкальных занятий ведение работы по закреплению разученного материала на занятиях;

Помощь музыкальному руководителю в работе над театральными постановками, участие в них;

Знакомство со сценарием утренника за 1 месяц до его проведения, распределение между собой ролей и обязанностей: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д.

Знание сценария утренника, последовательности номеров;

Участие в оформлении музыкального зала для проведения праздника;

Организация обслуживающего персонала в одевании детей к утреннику;

Организация работы с родителями по оснащению детей костюмами, праздничной одеждой;

Организация работы с родителями о правилах их поведения на утренниках и выполнения правил пожарной безопасности, техники безопасности, СанПиН 2.4.1. 3049-13.

Обеспечение посещения праздников родителями с дошкольного возраста без количественного перенасыщения.

5. Порядок проведения утренников

5.1.Согласно Основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в МБДОУ «Советский детский сад №2 «Березка» следующие праздники являются традиционными для всех дошкольных групп и проводятся ежегодно: Осень, Новый год, Весна, Лето, День защитника Отечества, Мамин праздник.

В группе раннего возраста (с2 до 3 лет) проводятся: Осень, Новый год, Весна, Лето, Мамин праздник.

В старшей группе добавляется праздник День Победы

В подготовительной группе - Проводы в школу.

5.2. Для детей дошкольных групп (3-7 лет) утренники проводятся в музыкальном зале с приглашением одного из родителей (члена семьи) воспитанника.

5.2. Для детей раннего возраста утренники проводятся в форме развлечения без приглашения родителей и с минимальным количеством персонажей (не больше 2-человек).

5.3. Утренники проводятся согласно графику, который составляется музыкальным руководителем за две недели до проведения утренников и утверждается заведующим детским садом.

5.4. Старший воспитатель доводит информацию до сведения работников детского сада о времени проведения утренников в каждой возрастной группе.

5.5. Проведение новогодних утренников планируется:

Для детей от 2 до 5 лет – в утреннее время;

Для детей от 5 до 7 лет – в утреннее и послеобеденное время.

5.6. В конце утренника все воспитанники получают сюрпризы или подарки.

6. Права и обязанности родителей при подготовке и во время проведения утренников

    1. Утренник в детском саду проводится не для родителей, а для детей.

      Во время подготовки к празднику родители участвуют в изготовлении костюмов, разучивании песен и стихов с детьми.

      Выполнение Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13: вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды (в холодное время года).

      Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами.

      Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада.

      Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места.

      Во время утренника родителям запрещается переходить с одного места на другое, вставать со своего места.

      Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста.

      К каждому ребенку приглашается только по одному родителю.

      Строгое соблюдение Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г №390 «О противопожарном режиме» в п.32 пп.г, пп.е (а именно: г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др; е) не допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми (0,75 кв.м. площади пола на одного человека – ППБ -0- 148 -87 Приложение 11 п.6) ;

      По просьбе музыкального руководителя и воспитателя родители могут принимать участие в проведении детского утренника (спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение).

      В случае невыполнения вышеуказанных правил или другого неадекватного поведения со стороны родителей музыкальный руководитель и администрация детского сада оставляет за собой право не приглашать родителей на праздники и проводить праздники без родителей, так как несоблюдение этих элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия.

Новый год – до которого осталось ровно три недели – в первую очередь, праздник для детей. И пока сами малыши разучивают стихи и песни в ожидании новогоднего чуда, их родители идут на массу ухищрений, чтобы создать его. «Вести» подсчитали, сколько стоит собрать ребенка на самый главный праздник года.

Пока мамы и папы подводят итоги года, готовят отчеты, малыши разучивают песни, танцы и мечтают о скорой встрече с самым главным волшебником. Заветное желание, разумеется, уже написано в письме Деду морозу, и теперь ждет своего часа.

Утренник для дошколят в Нагаевском детском саду проведут в музыкальном зале. Натуральной лесной красавице здесь предпочли искусственную ель. Она уже создает праздничное настроение малышам. Костюмы главных героев приобрели за счет бюджетных средств.

Отдельно от мальчишек и девчонок свою роль репетирует Роберт Юсупов. Многодетный папа, он второй год подряд становится главным действующим лицом новогодних утренников. Такое решение приняли родители на общем собрании. Поэтому затраты на утренник ограничиваются лишь расходами на костюм и сладкий подарок.

А вот в частных детских садах стоимость новогоднего подарка несколько выше, чем в муниципальных. К примеру в этом учреждении остановились на сумме в 350 рублей. От сладкого подарка, говорят родители, они отказались, в приоритете развивающие игрушки.

А вот в роли главного зимнего волшебника здесь выступит приглашенный аниматор. Расходы на эти цели, как и затраты на сам подарок, говорят педагоги, уже включены в оплату за детский сад. Здесь она составляет 20,5 тысяч рублей ежемесячно.

Именно праздничный наряд составляет основную статью расходов на праздник в детском саду. Если еще лет 20 назад снежинки, красные шапочки и зайчики на новогоднем балу красовались в костюмах, заботливо сшитых мамами, то сейчас в распоряжении родителей огромный выбор готовых предложений.

По словам продавцов ассортимент карнавальных костюмов из года в год меняется не особо сильно. Так среди девочек популярными остаются наряды Маши, снегурочки. Мальчики предпочитают костюм Мушкетёра или Бэтмена. Ну и, конечно, ни один утренник не обходится без старого доброго гномика. Эти шорты, жилетка и колпачок родителям обойдутся почти в 500 рублей.

Первый утренник для маленькой Валерии - словно первый бал. К новому году в детском саду, рассказывает мама Алена, готовится вся семья. Несмотря на нынешнее изобилие фабричных новогодних нарядов, костюм звездочки в этой семье сшили сами.

Вместе с тем родители нынешних дошколят признают, что утренник в детском саду - не самая большая статья расходов в преддверии Нового года. Затраты на подарок составят минимум 250 рублей. Карнавальный костюм в среднем обойдется в 700 рублей. В случае если родители решат прибегнуть к услугам профессионального актера, им придется заплатить порядка 5 тысяч рублей. Примерно столько же (от 5 000) будет стоить профессиональная видеосъемка в Уфе. А фотографы час своей работы оценивают в сумму от 2 тысяч. Разумеется, все зависит от квалификации самого мастера.

Новогодние детские представления по традиции готовят и профессиональные актеры. У них сейчас по-настоящему горячая пора. Так в башкирском театре кукол специально для юных зрителей ставят «Волшебные приключения игрушек». Разумеется, до начала постановки их ждет хоровод вокруг елки. А уже потом, со сцены, ребята увидят увлекательную историю об мишках и куклах в мастерской Деда Мороза. В этом году цена на праздничные спектакли, которые стартуют уже 20 декабря, - 250 рублями.

На такую ценовую политику театры идут не случайно. Ведь новогодними предложениями сегодня пестрят все афиши. Так на сцене театра оперы и балета уже состоялась премьера сезона «Морозко», в которой задействованы студенты башкирского хореографического училища имени Р. Нуреева. На этой же сцене в январе юных зрителей ждет традиционный «Щелкунчик». Русский драматический приглашает ребят на мюзикл «Снежная королева», а Национальный молодежный театр покажет рождественскую сказку «Синяя птица».


В детском саду установилась замечательная традиция - радостно и торжественно отмечать всенародные праздники: праздник Победы, День Советской Армии, 8 Марта, а также Новый год и выпуск детей в школу.
Ценность праздников в детском саду заключается в том, что дети приобщаются к переживанию радостных чувств, праздничного подъема, которыми охвачен весь народ. Возникнув в дошкольном возрасте и повторяясь ежегодно, эти чувства проходят через всю нашу жизнь, с годами расширяясь и углубляясь. Дети искренне радуются, наблюдая приготовления к празднику дома и в детском саду, видя украшение домов и улиц, слушая рассказы взрослых о демонстрации. Это - внешние приметы праздника, но они чутко воспринимаются детьми и способствуют воспитанию любви к Родине, уважения к ее прекрасным традициям и обычаям.
Летний праздник выпуска в школу рождает у детей чувство признательности к детскому саду, где все заботились о них. В то же время этот праздник своим содержанием вызывает у детей желание учиться в школе.
При подготовке к праздникам и во время проведения утренников усилия воспитателей и музыкальных руководителей должны быть направлены на то, чтобы дети пережили волнующие чувства, чтобы праздник оказал глубокое влияние на их моральный облик.
Главное требование к любому празднику - активное участие в нем каждого ребенка.
Содержанием праздника являются те знания, умения и навыки, которые дети приобрели в детском саду. Поэтому, чем содержательнее и разностороннее ведется воспитательно-образовательная работа на занятиях и вне их, тем глубже, плодотворнее будет воздействие праздника на чувства и мысли детей.
В дошкольном учреждении составляется также перспективный план проведения вечеров развлечений, концертов, дней рождения детей, разнообразных игр и т. д., которые способствуют совершенствованию знаний, умений и навыков детей, развитию их способностей и творческих задатков.
Перспективный план дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к этим мероприятиям и одновременно решать задачи нравственно-эстетического воспитания.
Заведующий проверяет, утверждает план и организует его выполнение.
В процессе повседневной работы выясняется, что у детей лучше получается, в каких песнях лучше звучат голоса, в каких хороводах и танцах естественнее и непринужденнее движения, кто из детей наиболее выразительно читает стихотворения, рассказывает, в какие игры дети играют с особым интересом.
Задолго до праздника заведующий детским садом на педагогическом совете вместе с воспитателями и музыкальным руководителем обсуждает ряд вопросов, связанных с подготовкой и проведением праздничных дней, планы воспитательной работы с детьми в предпраздничные и послепраздничные дни, программу утренника, проекты украшения групповых комнат, зала, вестибюля, участка, эскизы атрибутов и костюмов для шествия, плясок, инсценировок, подарки для детей, план новой экспозиции на выставке для родителей, план уборки помещений, распределение обязанностей.
Труд детей, занимающий достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада, накануне праздника приобретает особое, глубоко патриотическое значение. Педагоги включают в план воспитательной работы занятия, на которых совместно с детьми мастерят поделки и украшения для игр, танцев и хороводов (звездочки, цветы, значки, флажки, ленточки, веточки и др.). Сделанные собственными руками, эти поделки и украшения дороги детям. С большой радостью они играют и танцуют с ними па празднике, а потом берегут их, используют в послепраздничных играх. Заведующий детским садом ежедневно проверяет ход подготовительной работы, помогает коллективу. Только такая четкая организация дает возможность своевременно и спокойно подготовиться к празднику.
Воодушевление и слаженность в работе всех сотрудников имеет большое значение как для успешного проведения утренника, так и для создания радостной, дружной атмосферы в предпраздничные и праздничные дни. В однокомплектном или двухкомплектном детском саду организация подготовки к празднику проще, но и в условиях маленького коллектива работа должна вестись предельно четко, планово, без суеты. Очень важна при этом помощь общественности. Много внимания требует составление программы праздничного утренника, которую обычно представляет на обсуждение педагогического совета музыкальный руководитель. В процессе обсуждения в программу вносятся поправки и изменения.
При составлении программы утренника следует прежде всего учитывать эмоционально-эстетическую сущность самого праздника, не забывать, что наиболее сильно, эмоционально воздействуют на ребенка произведения близкие, хорошо знакомые, что эмоциональный подъем самих детей требует свободного проявления их способностей и творческих сил. Поэтому из всей суммы литературных и музыкальных произведений фольклора, классики и современности педагоги отбирают те стихотворения, песни, игрыв сказки, пословицы и поговорки, танцы, хороводы, которые наиболее близки и хорошо знакомы детям. Не нужно бояться включать произведения прошлых лет, которые дети очень хорошо знают.
Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Они превращают утренник в калейдоскоп сменяющих друг друга номеров, подчас плохо связанных с общей идеей праздника. Такая программа создает атмосферу напряженности и приводит к быстрому утомлению как исполнителей, так и зрителей. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом.
Длительность утренника - 45-50 минут (в старших), 35-40 минут (в младших группах). Превышать ее не имеет смысла: на 12-14-й минуте малыши и на 25-30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений; 3-4 стихотворения, столько же поговорок и пословиц, 1-2 небольших рассказа, исполнение 2-3 мелодий на детских музыкальных инструментах или произведений для слушания, 2-3 хоровые песни и 1-2 в исполнении соло или ансамбля, 1-2 игры, столько же танцев или хороводов. Соотношение видов выступлений может быть изменено. Однако общую сумму их превышать не следует. В утреннике обычно участвует две группы детей, следовательно, указанное количество произведений должно быть распределено между ними.
Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых. Они могут показать сценку кукольного театра, разыграть сказку, инсценировать рассказ или стихотворение, спеть в ансамбле или соло песню, исполнить музыкальную пьесу на каком-либо музыкальном инструменте, показать интересный фокус и др. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданны и сюрпризны. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается.
В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их быстро и спокойно. Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не допустить нервного перевозбуждения детей из-за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты.
Заведующему необходимо позаботиться и о праздничном меню, так как день праздника должен и в этом отличаться от других дней. Можно для каждой группы испечь красивый пирог, принести его в группу на блюде и здесь же разрезать и раздать детям. Или подать на большом блюде винегрет, искусно украшенный цветами из овощей, фруктов, сливочного масла. В некоторых детских садах к празднику готовят традиционное для данной местности национальное блюдо. Одним словом, праздничный стол должен отличаться и самим меню, и красивым оформлением.
Хорошо, если в праздничный день все дети сядут за один большой украшенный стол.
Наблюдение. За 2-3 недели до праздника заведующий при посещении занятий выясняет, как их учебное содержание связано с воспитательной работой по подготовке к празднику. С этой же целью ааведующий наблюдает другие формы воспитательно-образовательной работы и различные виды деятельности вне занятий (в быту, играх, труде и др.).
В день праздника заведующий наблюдает приход детей в детский сад; их встречу педагогами и техническим персоналом; беседы с детьми, их игры, забавы, разговоры между собой; следит за выполнением педагогами своих обязанностей (встреча гостей, подготовленность групп, начало праздника и др.).
Во время проведения праздника заведующий наблюдает общий ход его; роль ведущей, музыкального руководителя и педагогов групп (их взаимопомощь и взаимодействие); выступления детей; самочувствие и настроение детей - как выступающих, так и слушающих и др. Он отмечает, что дети исполняли с особым интересом; сколько времени длился праздник; эмоциональный настрой детей; не переутомились ли дети.
К наблюдению и анализу праздника заведующий привлекает двух-трех педагогов.
Анализ. Через день после праздника заведующий организует совещание, на котором проводится анализ проведенной работы. Обсуждаются следующие вопросы.
Как предпраздничные занятия и другие виды воспитательно-образовательной работы помогали решению программных задач обучения и воспитания нравственных качеств. Как была организована жизнь детей в день праздника. Было ли создано в детском саду праздничное настроение. Как сотрудники встречали детей. Как были одеты и как вели себя дети. Какие преобладали игры, забавы детей, разговоры их между собой. Как встречали гостей.
Как проходил праздник. Удачно ли он был построен. Как ведущая справилась со своей ответственной ролью: как вела праздник (живо, интересно); видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними; какой была речь ведущей; в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.). Как и в чем педагоги групп помогали ведущей.
Как музыкальный руководитель справился со своей главной задачей - подбором праздничной музыки и ее исполнением. Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации. Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей детей. Естественно ли звучали детские голоса, непринужденными ли были движения детей. В чем проявилось творческое развитие детей.
Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей). Что детям особенно понравилось. Как реагировали они на выступления взрослых. Длительность праздника. Не наблюдались ли признаки переутомления детей.
Заведующий дает задание педагогам - во время игр, забав, бесед, занятий рисованием собрать материал о послепраздничных впечатлениях детей.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...