Планирование на тему хочу все знать. Тематическая неделя «Хочу все знать

Марина Ларюкова
Тематическое планирование недели «Хочу всё знать!»

План тематической недели «Хочу всё знать для детей старшего дошкольного возраста

Возрастная группа Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Ответственные

Понедельник - День «В гостях у Почемучки»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

1. Подбор и размещение на полочке «умных книг» энциклопедий, литературы познавательного характера. (беседа о книгах)

2. Обратиться к личному опыту детей : - кто знает, как называется поселок, в котором мы живем? – где вы побывали с родителями в выходные дни? – что нового, интересного увидели, узнали? – Какие места в поселке особенно любимы вами?

Проблемные вопросы : - Как вы думаете, почему именно так назван наш поселок? – Кем и когда он основан? – Каким он был раньше? Предложить вместе с взрослыми найти ответы на эти вопросы.

Прогулка 1.

Целевая прогулка вокруг детского сада.

Цель : уточнить знания детей об окружающих детский сад объектах : школе, пятиэтажных домах, магазинах.

Дидактическая игра «Из чего построен дом?»

Как вы думаете, в каком доме лучше жить? Почему?

Разучивание нанайской народной игры «Ручейки и озера» . Цель : познакомить детей с играми народов Дальнего Востока.

2 пол. дня

Групповая традиция «В этот вечер у нас…

Внести карту поселка. Рассмотреть. Вместе с детьми найти и отметить расположение наиболее значимых, любимых мест : детский сад, Дом культуры, музыкальная школа, библиотека и др.

Обсуждение поговорки «Всякому мила своя сторона» .

Дидактическая игра «Угадай, что это?» Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Прогулка 2. Вспомнить с детьми какое сейчас время года, какой месяц? Что происходит в природе? Какие изменения можно увидеть на участке? Активизировать речь детей, развивать наблюдательность, умение высказывать свои впечатления об увиденном.

Загадывание загадок об осени. Предложить детям самим придумать загадки. 1. Анкетирование родителей на тему : «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

2. Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

1. Выставка методической литературы :

Энциклопедии для детей

Методическая литература для педагогов по развитию познавательных интересов детей.

2. Консультация «Использование метода проектов в развитии у дошкольников познавательного интереса»

3. Анкетирование педагогов по проблеме организации и проведении поисково-познавательной деятельности детей.

Вторник - День экспериментирования «Маленькие исследователи»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

Чтение главы из книги Л. Л. Сикорук «Физика для малышей»

Цель : показать детям, что окружающий их мир познаваем, побуждать детей к самостоятельным наблюдениям и экспериментам, к играм, подобным тем, которыми заняты герои книги.

«Всё о музыке» (рассказ про музыку)

Прогулка Наблюдение за солнцем.

Цель : знакомство детей с явлениями неживой природы : изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня» . С помощью проблемных вопросов подвести детей к выводу, что солнышко не так сильно греет, как летом. Предложить отметить, где утром всходит солнце.

2 пол. дня

Работа в исследовательской лаборатории.

«Как сделать звук громче» , «Изготовление спичечного телефона»

Прогулка 2. Продолжить наблюдение за солнцем. Что изменилось? Отметить, когда и где солнце садится. Загадать загадки о солнце.

Индивидуально коррекционная работа с детьми : предложить подобрать прилагательные к слову «солнце» .

2. Консультация «Экспериментируем вместе с папой» 1. Выставка методической литературы по организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ, проектов.

2. Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

3. Круглый стол (обмен опытом) по теме : «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» Воспитатели, старший воспитатель

Среда - День «Путешествие в прошлое»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро Беседа :

Путешествие по оси времени в прошлое микроскопа. (О. В. Дыбина «Что было до…» , стр. 127).

Прогулка 1. Наблюдение за транспортом.

Подвижная игра «Цветные автомобили» (с усложнением) .

Индивидуальная работа : закрепить знание некоторых понятий и правил дорожного движения : «проезжая часть» , «пешеход» , «пешеходный переход» ; знаки – «поворот» , «пункт общественного питания» , «больница» .

2 пол. дня

Познавательное сообщение «Знаете ли вы, что…»

Рассматривание иллюстраций к книге С. Михалкова «От кареты до ракеты» .

Творческое задание «Изобрази свой вид транспорта

Прогулка 2. Продолжить наблюдение за транспортом.

Загадывание загадок о транспорте.

Дидактическая игра «Угадай, о какой машине я говорю» .

Игра с подгруппой детей : «Летает – не летает»

Дидактическая игра «Скажи наоборот» - развитие восприятия, внимания, памяти. Индивидуальная работа с детьми.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе по реке Амур» 1. Оформление выставки детских энциклопедий.

2. Консультация «Читайте детям!» 1. Конкурс методических разработок :

- план тематической недели «Хочу всё знать

Конспект НОД по познавательному развитию

Познавательная презентация для детей ДОУ

Воспитатели, старший воспитатель

Четверг - День коллекционеров «Пещера сокровищ»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

1. Оформление мини-музея «Волшебный мир камня» в старшей группе,

«Хочу всё знать и измерять » в подготовительной группе.

2. Беседа «Для чего нужны музеи?» , Какими бывают музеи?

3 Просмотр познавательной презентации о музеях.

Музыка «Что такое музыка»

Прогулка П/ и «Не оставайся на земле» - развитие ловкости, действовать по правилам.

Наблюдение

Обратить внимание детей на деревья, кусты, растущие на территории детского сада. Рассказать об изменениях, происходящих с деревьями осенью. Уточнить названия, строение. Объяснить, как отличить дерево от куста. Активизировать в речи детей прилагательные : «гладкий» , «колючий» , «толстый» , «тонкий» , «длинный» , «короткий» и др.

2 пол. дня

1. Взаимопосещение мини-музеев : рассматривание, беседа.

2. Беседа «Какие мини-музеи вы бы хотели ещё создать в своей группе?» 1. Участие родителей в создании мини-музеев.

2. Консультация «Коллекции в вашем доме» 1. Оформление мини-музеев

- «Волшебный мир камня»

- «Хочу всё знать и измерять »

2. Семинар – практикум «Создание и использование мини- музеев в образовательной деятельности с детьми» Воспитатели, старший воспитатель

Пятница - День «Кладовая знаний»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

Рассказ воспитателя о коренных народах Приамурья :

Перечислить виды национальностей Хабаровского края. Отметить, что в нашей группе тоже есть дети другой национальности.

Рассмотреть предметы охоты, рыбной ловли (показ слайдов) .

Чтение : нанайской сказки «Медведь и лиса» . Помочь понять народную мудрость.

НОД по художественному творчеству : лепка «Приамурские узоры»

Прогулка

Обратить внимание детей на тень.

Я стою, она стоит.

Я бегу, она бежит.

Сравнить тень взрослого и ребенка. Как вы думаете, почему она разная?

Подвижная игра «Поймай мою тень» .

2 пол. дня

Чтение ульчской сказки в обработке А. В. Росугбу «Как лягушка зеленой стала»

Игры-драматизации по сказке «Айога» .

Вечер. Викторина «Умники и умницы» совместно с родителями.

Подведение итогов тематической недели : изготовление стенгазеты в группах «Хочу всё знать Развлечение КВН «Умники и умницы»

1. Брейринг по теме : «Организации познавательной деятельности с детьми ДОУ»

2. Подведение итогов недели . Воспитатели, старший воспитатель

Боршнякова Вера

1 тематический день

(день сюрпризов и загадок)

«Необычная рядом»

Сюрпризный момент.

В гости к детям приходит фокусник и предлагает посмотреть фокусы.

Задачи : развитие логического мышления у детей; развитие социальных эмоций, способствующих налаживанию межличностных отношений; формировать устойчивый интерес к фокусам; развивать у детей способность к воображению.

Музыкальное развлечение «Загадочные гости» .

Открытие тематической недели совместно с музыкальным

руководителем.

Химические фокусы.

Игровая прогулка на участке «В поисках клада» (сюрпризы и загадки)

Задачи : закрепить с детьми умение ориентироваться в пространстве (на участке детского сада) ; развивать двигательную активность, ловкость, меткость. Оказывать взаимопомощь сверстнику.

Ребята пользуясь картой выполняют разные задания на участке детского сада

1. Перевези друга на санках с одного берега на другой

2. Отгадай зимние загадки

3. Попади в цель

4. Найди по схеме- волшебную снежинку

5. Собери слово и найди клад

6. Поиск клада и получение награды.

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель. Развивать выдержку, внимание, ориентировку в пространстве, способствовать к само регуляции.

Загадывание загадок про воздух, ветер, воду.

«Опыты на кухне» консультация для родителей

2 тематический день

(день экспериментирования)

«Маленькие исследователи»

Сюрпризный момент.

Дети получают письмо от Почемучке в котором он их приглашает в свою лабораторию.

Интегрированное занятие «Волшебница соль»

Дать детям представление о значении соли в жизни человека. Закреплять умение исследовать предмет с помощью органов чувств, называть его свойства и особенности. Испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы, интерес и любовь к родному краю.

Показ презентации «От куда берётся ветер»

Опыты и эксперименты во время прогулки «Сила ветра»

Цель. Познакомить детей с понятием «сила ветра» , помочь вспомнить, каким ветер был летом (теплый, легкий, учить определять силу ветра по верхушкам деревьев и развивающими флажками.

Игры с песком.

В ходе игровых действий с песком обратить внимание детей на свойства песка и почвы, подвести детей к выводу, что песок рыхлый, поэтому легко пропускает воду, а почва плотная, поэтому вода остается на поверхности.

Рисование на песке (стол с песком)

Развивать воображение, фантазию мелкую моторику рук.

3 тематический день

(день следопытов и интересных открытий)

«Искатели приключений»

Сюрпризный момент.

В гости к детям приезжает Нюша и предлагает отправиться в путешествие.

Игра -путешествие «Путешествие со смешариками на воздушном шаре» .

Общение на тему «Круговорот воды в природе»

Цель. Расширить и закрепить представление детей о свойствах воды и круговороте воды в природе. Формировать потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Презентация «Круговорот воды в природе»

Цель. Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания.

Чтение сказки «Путешествие капельки»

Цель. Формировать потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое действие.

игра -эксперимент «Таяние льда в воде» Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Вывод : чем больше льдина – тем медленнее она тает, и наоборот.

эксперимент «Можно ли пить талую воду» Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Рисование не традиционным способом «Акварель + соль» .

Тематическая выставка детских энциклопедий «Хочу все знать .

Работа в книжном уголке.



4 тематический день

(День викторин и занимательных игр)

«В гостях у Почемучки»

сюрпризный момент

В гости приходит кукла Почемучка, которая приглашает отправиться в путешествие по познавательной стране экспериментов.

Экологическая викторина «В мире природы» .

Цель. Создать условия для формирования экологической культуры у детей на основе знаний. Развивать познавательную активность, используя опыты.

Разгадывание загадок.

Цель. Расширять кругозор детей, познакомить их с окружающем миром, способствовать развитию наблюдательности, памяти, смекалки, мышления и воображения.

Рисование не традиционным методом солью по мокрому «Бабочка» .

Показ презентации «Что такое снег.

Цель. Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса.

Тематическая прогулка с Почемучкой «Почему снег мягкий?»

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок : при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» :

Светло-пушистая Дорогой бурною

Снежинка белая,Легко проносится,

Какая чистая,Не в высь лазурную,-

Какая смелая!На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Познавательный досуг «День рожденье Зубной щетки»


5 тематический день

(день коллекционеров)

«Пещера сокровищ»

Вовлечь родителей и детей в совместную деятельность по созданию мини-музея в группе; вызвать интерес к посещению музеев; воспитывать бережное отношение к музейным предметам, как результату труда и творчества.

Сюрпризный момент

В гости приходит Почемучка, который ни чего не знает о музеях, он просит детей рассказать ему об этом.

Презентация «Какие бывают музеи»

Цель. Формирование представления о музеях у дошкольников; воспитание осознанного бережного отношения к культурному наследию народов.

Беседа «Какие музеи мы можем создать»

Цель. Развивать познавательный интерес и познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Экскурсии по мини-музеям коллекций (взаимопосещение)

Прогулка «Коллекция цветных льдинок»

Цель. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к коллекционированию и созданию для этого условий.

Закрытие недели . «Путешествие в страну Знаний» .

Музыкальное развлечение в вечернее время.



муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края

рабочая программа «Хочу всё знать»

развитие познавательных способностей детей в экспериментальной и исследовательской деятельности

г. Алейск

Пояснительная записка..............................................................................3

Цель Программы.......................................................................................4

Задачи Программы....................................................................................4

Принципы и подходы к формированию программы................................4

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.............5

Показатели целевого ориентира в развитии познавательных

способностей...............................................................................................8

Комплексно-тематическое планирование..................................................9

Календарно-тематическое планирование...................................................15

Уровни овладения детьми навыками экспериментирования (5-6 лет)......15

Взаимодействие с родителями.......................................................................17

Методическое обеспечение............................................................................17

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии сЗаконом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг., ФГОС ДО, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (2013), с учётом примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программой ДОУ и направлена на развитие познавательного интереса детей к объектам живой и неживой природы.

Исследования современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Подьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребность в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Ребёнок по своей сути – пытливый исследователь мира (Н.Н. Подьяков). На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем полноценнее и быстрее он развивается. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Поэтому эксперимент является одним из методов ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Работа по развитию поисково-исследовательской деятельности ведётся по трём взаимосвязанным направлениям (живая природа, неживая природа, человек), каждое из которых представляется несколькими темами.

Цель программы: развитие познавательных способностей детей в экспериментальной и исследовательской деятельности.

Задачи:

    Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

    Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

    Способствовать развитию связной речи детей: побуждать, рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.

    Воспитывать желание самостоятельно объединятся для совместной деятельности, оказывать друг другу помощь.

Принципы и подходы к формированию Программы

Актуальность Программы находит отражение в современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петров ский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Программа:

    соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

    соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

    обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

    допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.

Реализация задач программы осуществляется в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные

цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но

и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность

речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче

становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Показатели целевого ориентира в развитии познавательных способностей

    Знание основных физических свойств предметов и явлений;

    Умение объяснить причинно-следственные связи;

    Повышение самостоятельности, организованности, активности, любознательности.

Комплексно-тематическое планирование

Сентябрь

Тема: «Делаем фигурки»

Задачи: познакомить детей со свойствами песка; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: песок, разные формочки.

Тема: «Чудесный мешочек»

Задачи: способствовать развитию у детей спосбности сравнивать различные овощи, отмечая их особенности; совершенствовать тактильные ощущения, сенсорное восприятие; воспитывать внимательность.

Материл: мешочек, различные овощи.

Тема: «Воздушные затеи»

Задачи: познакомить детей с физическим свойствами воздуха; способствовать развитию любознательности; воспитывать самостоятельность.

Материал: воздушные шары, полиэтиленовые мешочки, футбольный мяч, палочка.

Октябрь

Тема: «Почему осенью бывает грязно»

Задачи: познакомить детей со свойствами почвы; способствовать развитию у детей логического мышления; воспитывать интерес к явлениям природы.

Материл: пульверизатор с водой, чашка с землёй.

Тема: « Ах, вода, вода, водица»

Задачи: познакомить детей со свойствами и качествами воды; способствовать развитию наблюдательности; воспитывать умение действовать сообща.

Материл: стакан с водой, стекло, ложка, соль, сахар, спиртовка, монеты, камешки.

Тема: «Вот так пена!»

Задачи: познакомить детей со свойствами мыла, способствовать развитию самостоятельности; воспитывать желание соблюдать гигиену.

Материал: таз с водой, мыло или мыльный раствор.

Тема: «Секреты мыльных пузырей»

Задачи: познакомить с основными свойствами жидких веществ; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: мыльный раствор, вода, глицерин, проволочное кольцо, трубочка.

Ноябрь

Тема: «Куда дует ветер»

Задачи: познакомить детей с определением направления ветра; развивать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать интерес к явлениям природы.

Тема: «Игры с тенью»

Задачи: познакомить детей со свойствами света и тени; развивать творческое воображение; воспитывать желание заниматься деятельностью.

Материал: лампа, белая скатерть или экран.

Тема: «Разноцветные комочки»

Задачи: познакомить детей с различными видами бумаги; развивать тактильные ощущения; способствовать становлению дружеских взаимоотношений.

Материал: бумага разной текстуры.

Тема: «Защитные свойства снега»

Задачи: познакомить детей со свойствами снега; развивать логическое мышление; воспитывать выдержку и умение доводить начатое дело до конца.

Материал: три бутылочки с водой.

Декабрь

Тема: «Сундучок самоцветов»

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды; закрепить название цветов; воспитывать эстетический вкус.

Материла: вода, гуашь, формы разных размеров.

Тема: «Ах, снег, снежок»

Задачи: познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: снег, разные формы.

Тема: «Ателье»

Задачи: познакомить детей с разными видами ткани и её свойствами; развивать сенсорное и тактильное восприятие; воспитывать аккуратность.

Материал: ткань разной фактуры.

Тема: «Из чего едим и пьём – всё посудою зовём»

Задачи: познакомить детей с материалами, из которых изготавливают посуду; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность.

Материал: глиняная, стеклянная, деревянная, железная посуда.

Январь

Тема: «Верёвочный человек»

Задачи: познакомить детей с опорно-двигательной системой человека – скелетом; воспитывать желание каждый день выполнять физические упражнения.

Материал: верёвочки.

Тема: «Для чего человеку кожа?»

Задачи: дать детям элементарные представления о функциях кожи и волосяного покрова; воспитывать желания следить за чистотой своего тела.

Материал: лупа, волос, шерсть животных, чешуя рыб, перья птиц, спиртовка, спички.

Февраль

Тема: «Тайнам нет конца»

Задачи: дать представление об органах дыхания; воспитывать желание заботится о своём организме.

Материал: детская гармошка, воздушные шары.

Тема: «Наши глаза»

Задачи: знакомить детей с особенностями своего организма; развивать желание узнать о себе новое; воспитывать привычку каждый день ухаживать за своими органами.

Материал: разнообразные предметы: различные по форме, цвету и величине.

Тема: «Ушки на макушке»

Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями своего организма; развивать любопытство. Воспитывать желание заботится о своём организме.

Материал: погремушки, бубен, аудиазапись с различными звуками (журчание ручья, громовые раскаты и т.д.)

Тема: «Тает снежок»

Задачи: познакомить детей с превращением снега в воду, развивать логическое мышление; воспитывать желание наблюдать за происходящим.

Материал: прозрачная ёмкость, снег, взятый с разных участков территории детского сада (ближе к котельной, дороге, в центре)

Март

Тема: «Посадили семечко»

Задачи: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; развивать любознательность; воспитывать интерес к деятельности.

Материл: прозрачные ёмкости с землёй, семена.

Тема: « Высушим платочек»

Задачи: познакомить детей с температурой, развивать умение детей устанавливать взаимосвязь между температурой и скоростью высыхания; воспитывать желание наблюдать за происходящим.

Материал: мокрые платочки.

Тема: « Тёплый камешек»

Задачи: продолжать экспериментировать с неживой природой; развивать тактильное восприятие; воспитывать самостоятельность.

Материл: гладкие камешки разных размеров.

Тема: «Где живёт ветер»

Задачи: продолжать знакомить детей с природными явлениями; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между силой ветра и особенностью местности; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: ветродуи.

Апрель

Тема: «Солнечные зайчики»

Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать пространственную ориентацию; воспитывать желание участвовать в деятельности.

Материал: зеркала.

Тема: «Сила ветра»

Задачи: продолжать знакомить детей с силой ветра и со свойствами предметов; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.

Материал: стол, предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик, фен.

Тема: « Электричество притягивает»

Задачи: познакомить детей с физическим явлением; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: синтетическая одежда, волосы, расчёска, бумажные фигурки, шерстяная материя.

Тема: « Почва»

Задачи: познакомить детей с составом почвы, её качествами; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: лупа, почва, перегной.

Май

Тема: « Куда исчезла вода?»

Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.

Материал: стакан с водой.

Тема: «Как вырастить кристалл?»

Задачи: дать детям представление о растворе и способе его получения; развивать умение делать простейшие умозаключения; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: посуда, соль, вода. спиртовка.

Тема: « Чудо природы – магнит»

Задачи: познакомить детей со свойствами магнита, его использованием; развивать логическое мышление; способствовать становлению дружеских отношений.

Материал: магнит, металлические предметы, фанерная доска, емкость с водой.

Календарно-тематическое планирование

Образовательная деятельность в режиме дня

Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Формы организации деятельности детей

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные, подгрупповые

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Ситуативные беседы; наблюдения

во время прогулки,

сюжетно-ролевые игры.

Беседы, опыты, эксперименты, исследования,

познавательные занятия,

проектная деятельность,

Создание условий для самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности в группе:

* подбор материала и оборудования для экспериментальной и исследовательской деятельности.

ТСО. Дидактические игры.

*Консультации для родителей;

*Родительские встречи;

*Индивидуальные беседы;

*Совместное проведение праздников и развлечений;

*Открытые просмотры НОД;

*Создание средств наглядно-педагогического просвещения и т.д.

Уровни овладения детьми навыками экспериментирования (5-6 лет)

Высокий уровень :

Дети имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Формулируют задачу исследования самостоятельно, но при поддержке со стороны взрослого.

Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов. Делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции.

Приобретают способность прогнозировать результат опыта.

Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют.

Продолжительность непрерывного наблюдения 4-6 минут.

При фиксировании результатов используют несколько графических способов.

Умеют сравнивать объекты между собой, находят не только различие, но и сходство.

Видят 2-3 звена причинно-следственных связей. Составляют развёрнутый рассказ об увиденном.

Начинают работать под неявным (скрытым) контролем взрослого.

Средний уровень :

Ребята часто задают вопросы, проявляя любознательность.

Формулируют задачу опыта при помощи педагога.

Принимают участие в методике разработки опыта только в том случае, если воспитатель их к тому постоянно побуждает.

Выполняют до 4 поручений одновременно, если при этом они не сложны.

Охотно высказывают предположения о результате опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?».

Выполняют предупреждения педагога относительно наиболее опасных моментов опыта, иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?».

Продолжительность наблюдений 3-4 минуты.

При фиксировании результатов самостоятельно выполняют простейшие зарисовки.

При сравнении объектов между собой находят только различия.

Хорошо понимают одночленные причинно-следственные связи.

Составляют короткие рассказы об увиденном.

Работают под непосредственным контролем воспитателя.

Низкий уровень :

Время от времени ребята проявляют любопытство.

Понимают задачу эксперимента. Но не пытаются её сформулировать ни с помощью взрослого, ни самостоятельно.

Не принимают участие в разработке методики опыта.

Выполняют инструкции, содержащие не более двух поручений одновременно.

Предположение о результатах опыта, высказывают, опираясь на подсказывающие и подталкивающие к ответу вопросы взрослого.

При выполнении правил безопасности начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.

Продолжительность наблюдений 1-2 минуты.

При фиксировании результатов испытывают затруднения, требуется помощь воспитателя.

Находят и отмечают только ярко выраженные различия между объектами.

При составлении рассказов об увиденном, нуждаются в помощи взрослого.

Работают с помощью воспитателя.

Взаимодействие с родителями

Консультации:

«Познавательная активность и детское экспериментирование».

«Экспериментальная деятельность дошкольника в семье».

Оформление папок передвижек :

«Игрушки и пособия для экспериментирования».

«Проведение экспериментов летом».

Тренинг по овладению методом экспериментирования.

КВН «Маленькие исследователи».

Практикум «Хочу всё знать»

Методическое обеспечение

    Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера»,2001.

    Журнал «Дошкольная педагогика» №3, №4 2011.

    Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника.- М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008

    Шишкина С.К. Мир, в котором я живу: пособие для педагогов ДОУ по планированию и организации занятий познавательного цикла. Изд. 2-е. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.

Конкурс «Проектная деятельность детей в образовательном учреждении»

Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и состоит из нескольких мини-проектов, в которых дети путем опытно-экспериментальных действий знакомятся со свойствами дерева, магнита, о вредных качествах для здоровья некоторых продуктов.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое развитие».

Руководитель проекта : воспитатели подготовительной группы.

Возраст участников проекта : дети от 6 до 7 лет.

Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.

Тип проекта : краткосрочный (1 месяц), групповой, познавательно - исследовательский.

Цель проекта :реализация познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
  • Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  • Обеспечить самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдение техники безопасности.
  • Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус).
  • Развивать память, внимание, мышление, речь.
  • Развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы; развивать познавательную активность.
  • Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий.
  • Поощрять оригинальность и выразительность решений.
  • Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности, трудолюбие, чувство самосохранения, основы безопасного поведения во время проведения опытов.

Предполагаемый результат:

  • Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить.
  • Предлагает возможные решения.
  • Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
  • Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
  • Применяет выводы к новым данным.
  • Делает обобщения.

Уголок экспериментирования

Свою работу по экспериментальной деятельности мы начали еще в младшей группе. Это были элементарные опыты с песком, глиной, камешками, водой, воздухом, наблюдение за растениями. С каждым годом опыты усложнялись. Это были исследовательские проекты «Огород круглый год», «Белый снег пушистый», детско-родительские проекты «Урожайка», «Волшебница-вода», в ходе которых была проведена огромная работа по экспериментальной деятельности. В этом учебном году мы продолжили работу в этом направлении и хотим представить вашему вниманию краткосрочный проект «Хочу все знать», в который вошли несколько мини-проектов.

Исследовательский мини-проект «Волшебные свойства магнита»

В последнее время мы обратили внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки (самая популярная из них - магнитные конструкторы magwis , ). Увидев интерес детей к магнитам, мы решили поближе познакомить их со свойствами магнитов, подробнее рассказать об их использовании

Образовательная область « Познавательное развитие».

Сроки реализации проекта: 1 неделя.

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о магните и его свойствах.

Задачи:

  1. Формирование представлений о свойствах магнита.
  2. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  3. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  4. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Нами были намечены основные направления реализации проекта. Начали мы с постановки проблемы, для этого мы использовали игровую ситуацию: во время экспериментирования в детской мини лаборатории в ёмкость с водой просыпались скрепки. Мы поставили перед детьми проблему: как быстро и при этом, не намочив руки, достать скрепки из воды. Дети начали искать решение проблемы и пришли к выводу использовать магнит.

Далее дети проводили опыты с магнитом, как в самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности со взрослыми. Вот некоторые из них: «Что притягивает магнит?», «Магнитное поле», «Эта волшебная магнитная сила», «Притягиваются или отталкиваются?».

Опыт 1. На столе лежат разные предметы. Надо отобрать металлические предметы. Как это сделать? Дети приходят к выводу, что необходимо поднести магнит по очереди ко всем предметам.

Вывод. Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Опыт 2.

В ходе второго опыта мы выяснили, что вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их; магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. У магнита есть магнитное поле это его второе свойство.

Опыт 3.

Создается проблемная ситуация: как-то раз, когда Незнайка загорал на берегу ручья, он по рассеяности потерял в песке ключи от своего домика. Как же их найти, посоветуйте Незнайке? Дети приходят к выводу, что нужно магнитом провести над песком, ключи железные и притянутся. Далее дети выясняют, что магнит действует сквозь стекло и воду, и даже сквозь плотные предметы (стол)

Вывод: сила магнита действует сквозь стекло и воду, песок и даже сквозь плотные предметы (стол)

Опыт 4.

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Вывод: два магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Опыт 5 (со скрепками). Магнит имеет свойство примагничивать предметы, которые находятся близко вокруг него, потому что вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их.

Использование магнитов

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов. Магниты используются и в детских игрушках; в медицине (лечат магнитным током);

Магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

Магнитом можно помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости

Вот сколько полезных свойств у магнита.

Проект «Хочу все знать»

Вид непосредственно образовательной деятельности: «Познавательное
развитие» ФЦКМ
Тема: «Хочу всё знать!»
Образовательные ресурсы: программа «От рождения до школы» (Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Возраст: 3 – 5 лет
Направление: познавательно – речевое развитие
Основная образовательная область: «Познавательное развитие» ФЦКМ
Интегрированные образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество», использование
игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение проектной
технологии в работе с детьми.
Форма проведения: интегрированное, нетрадиционное
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о животных леса;
формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей
среды.
Задачи:
Развивающие: Развивать связную речь. Учить анализировать, делать выводы.
Вызвать интерес к жизни животных. Формировать навыки экологически
безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и
мышление детей.
Расширять словарный запас: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, рысь,
белка, берлога, логово, нора, дупло, хищники, травоядные.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным, чувство
доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному,
что нас окружает. Совершенствовать стиль партнерских отношений в детском
саду, чувство товарищества.
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления
детей о животных леса. Закреплять умение анализировать объекты живой
природы, выделять существенные признаки.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, беседа, загадывание загадок,
проектирование
Здоровьесберегающие технологии: физминутка «Мы пришли в зимний
лес», пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…», гимнастика для
глаз «Тренировка».
Аппаратное обеспечение: магнитофон, мультимедиа установка, ноутбук.
Музыкальное сопровождение: диск с записью классической музыки

Оборудование: Ёлочки (искусственные); шишки, игрушки диких зверей
(олень, лиса, волк, медведь). Вата для имитации снега, плакат «Дикие
животные», картинки с животными
Ход занятия:
Перед началом занятия воспитатель расставляет ёлочки, на ветки
раскладывает вату, шишки, расставляет игрушки и рисунки следов зверей.
1. Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем выступать по телевидению и
рассказывать о жизни диких животных. Но, чтобы узнать о них побольше, мы
сейчас отправимся в гости, а куда догадайтесь сами. (Читает загадку)
Безопасность, Социализация, Здоровье
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели, и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом (Лес).
Но прежде чем мы отправимся туда, давайте повторим правила поведения в
лесу.
Лесные правила.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Из рогатки не стрелять,
в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить,
топать, хлопать, палкой бить.
(Дети идут по тропинке в лес под музыку).
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Приглядитесь, что вы видите в лесу?
Дети: Ёлочки в снегу, шишки.
Воспитатель: Ребята, а чем пахнет в лесу?
Дети: Хвоёй, ёлками, свежестью, прохладой.
Воспитатель: Смотрите, сколько на снегу следов! Чьи это следы, вы знаете?
Давайте вместе попробуем прочитать, кто здесь побывал. А помогут нам

лесные жители.
Входят дети в костюмах животных
Воспитатель. А вот и жители леса. Они расскажут нам, как живётся в лесу
зимой. Сейчас мы сядем на стульчики – пенёчки и внимательно послушаем.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Социализация
Выступление детей.
«Белка»
Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать, силы беречь, сохранять!
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?
Трудно белке зимовать…
«Заяц»
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз
И еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
«Лиса»
Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Воспитатель
А еще есть зверь лесной, он, ребята, очень злой.
Если б вы с ним повстречались ­
То, конечно, испугались бы.
Угадайте? Это – волк!
«Волк»
Я сам расскажу, как зимую я в лесу.
Волк зимою очень злой.

В одиночку он не ходит;
Волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Но и волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Воспитатель. Давайте покормим наших друзей. У меня в волшебном мешочке
много разных угощений, но все гостинцы перепутались, кого, чем угощать не
знаю. Помогите мне, ребята.
3. Дидактические игры
Интеграция: Познание, Социализация, Коммуникация
Игра «Накорми зверей и птиц».
В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, морковка, яблоко и т. д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем
питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
(Игра для 2­ой младшей подгруппы).
Воспитатель: Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери?
Игра « Найди свою маму»
Воспитатель: Посмотрите, дети, кажется, эти маленькие зверята перепутали
своих мам, давайте им поможем найти свою маму.
Воспитатель раскладывает на стол картинки, поочерёдно переворачивает
одну из них. Дети должны отгадать, кто спрятался (лисята, волчата,
бельчата, ежата, мышата, оленята, медвежата).
(Игра для средней подгруппы).
4. Физминутка
Социализация, Музыка, Здоровье.
Воспитатель: Пришло время разминки!
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит.
В лесу красота и покой, И нам пора уже домой.
(Все движения выполняются в соответствии с текстом).
5.Беседа с использованием мультимедийной установки.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Социализация. Воспитатель.
А сейчас прошу вас сесть на стульчики. Я хочу рассказать вам об одном
лесном жителе, о зайце беляке.
Беляк - житель лесов. Уши своими концами едва достигают кончика носа.
Лапы широкие и сильно опушены. Летняя шерсть рыжевато­бурая. Тусклая
окраска помогает зверьку спасаться от многочисленных врагов. Зимой беляк
снежно­белый, лишь кончики ушей остаются у него черными.
Поедает тонкие ветки и молодые побеги. С более толстых веток зайцы
обгрызают кору. Кроме веток и коры, беляки едят и сухую траву, торчащую
из­под снега. Основные враги зайца - лисица и рысь. На зайчат нападают
многие птицы, даже серая ворона. Как вы думаете, что помогает зайцу быстро
бегать и далеко прыгать? (Ответы детей: лапки).
Воспитатель: Задние ноги у него сильные и длинные, немного длиннее
передних, поэтому следы задних ног впереди передних. Бежит заяц, петляет.
А если на него нападёт филин или беркут, то и тут задние ноги помогают.
Подумайте как? (Ответы детей: зайчик начинает отбиваться лапками)
Зимой, когда все покрыто белой снежной пеленой, узоры заячьих следов
можно обнаружить и в лесу и на полях.
Для зайцев характерно запутывание следов перед лежкой.
Воспитатель: Кого боится заяц?
Воспитатель: Лисица - один из главных персонажей старых русских сказок,
басен, поговорок! И не зря в народе говорят: «рыжая плутовка». В последние
годы доказано, что по своей умственной деятельности она стоит выше
некоторых других зверей. В нашей стране лисица обитает почти везде.
Окраска у большинства лисиц ярко­рыжая, грудь и брюхо обычно белые,
внутри ушек черная, а кончик хвоста всегда белый. В энциклопедии пишут,
что лисица ведет оседлый образ жизни, это значит, что лиса живёт на одном
месте и далеко от дома не убегает.
Основной пищей лисице служат мелкие грызуны. Кроме того, она добывает
зайцев, мелких воробьиных птенцов, яйца птиц, гнездящихся на земле,
лягушек, змей, ящериц и даже змей, всевозможных насекомых, а также
многие растения и ягоды.
Зимой лиса в норе прячется только в сильные морозы и от врагов, в остальное
же время устраивается под корнями деревьев, под нижними ветками ёлок.
Лисица, поедая грызунов - вредителей зерновых культур, приносит,
безусловно, большую пользу.
Воспитатель. Нашим лесным друзьям пора возвращаться домой, у них много

дел и забот. Спасибо, что пришли к нам и рассказали о себе. (Дети в
костюмах уходят переодеваться) Ребята, посмотрите, что это за картина на
лесной поляне? Кажется, я знаю. Это художник нарисовал, да вот только
чего­то тут не хватает. (Зверей, жителей леса) Давайте поможем
художнику и сами нарисуем диких животных. Но вначале давайте сделаем
гимнастику для пальчиков и глаз.
Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Коммуникация,
Социализация, Безопасность, Здоровье
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке,
Волку и синичке,
Мишке – толстопятому,
Зайчику усатому.
(Исходное положение – пальцы зажаты в кулаке. Поочерёдно разгибать
все пальцы, начиная с большого.)
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз – налево, два – направо, Посмотреть влево, вправо,
Три –наверх, четыре - вниз. Посмотреть вверх, вниз.
А теперь по кругу смотрим, Круговые движения зрачками.
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше, Взгляд на нос, в окно.
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, Быстро поморгать.
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного ­ Зажмурить глаза, открыть.
Сил дадим им много­много,
Чтоб усилить в тыщу раз! .
6. Рисование «Поможем художнику».
Интеграция образовательных областей: Художественное творчество,
Коммуникация, Труд, Познание, Социализация.
Воспитатель.
1. Набрать на поролон или ватную палочку краску нужного цвета и
примакивать сверху вниз, держа карандаш прямо, плотно заполняя краской
всю поверхность.
2. Для создания эффекта пушистого меха, берём сухую кисть, набираем
немного краски и приёмом тычка дорисовываем по контуру рисунка.
3. Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за
столом. Слежу за осанкой детей.

4. Провожу индивидуальную работу, предупреждаю об окончании работы.
5. Дети рисуют. Оценка педагога.
7. Рефлексия (для 2 младшей группы)
Воспитатель подводит итог прогулки.
Да, хорошо в лесу! Сколько радости дарит людям красота деревьев, забавные
животные, поэтому лес нужно любить и охранять, не ломать ветки, не пугать
зверей.
Что же делают медведь и ёж зимой? (Они спят).
Кто на зиму меняет цвет шкурки? (Белка и заяц).
Ребята как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу? (Дикие звери).
Дети 2 младшей группы уходят. В это время дети средней группы
завершают свои работы.
8. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Зайцы и волк». Напоминаю
правила игры.
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Социализация,
Здоровье, Безопасность,
9. Презентация детских проектов.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Социализация,
Воспитатель: Ребята вы столько много знаете про жизнь зверей в лесу.
Я предлагаю выступить вам по телевизору.
Дети садятся.
Воспитатель: (в микрофон) Внимание, внимание! Начинается телепередача «В
мире животных». Ведет её диктор Ф.И.О и её маленькие помощники
(перечисляет имена детей).
Дети презентуют свои творческие проекты «В мире животных».
«Белка»: Белка живёт в лесу. У неё цепкие длинные пальцы с очень острыми
коготками и поэтому она легко перепрыгивает с дерева на дерево. При этом
пользуется длинным пушистым хвостом как рулём. Хвост также служит белке
отличной грелкой в зимние холода. Устраивает гнёзда в дуплах или ветках
деревьев. Гнездо белки похоже на шар сложенный из мелких веточек,
кусочков коры, стеблей растений и мха.
Зимой шубка серо ­ коричневая, а летом рыжая. Кормится белка семечками
ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму,
белка делает много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные
останутся в целости. Враги белки ­ ястреб и хищники: куница, соболь и
другие звери.
«Волк» В нашей стране волки встречаются везде. Волки живут и в жаркой
пустыне, и в лесах, и в холодной тундре. Вопреки пословице: «Как волка не
корми, он все в лес смотрит», волк - зверь не лесной. Он житель открытых
пространств. волк не приспособлен к передвижению по глубокому и рыхлому

снегу. Главная же пища волка – лось, олень, кабан. Когда пищи мало, волки
нападают на домашний скот.
Спят волки, свернувшись кольцом, и под ними образуется круглая
проталинка­лунка. Часто звери валяются по снегу, перекатываясь с боку на
бок. Нередко долго отдыхают сидя.
10. Рефлексия
Воспитатель: Ну, вот, ребята, не заметили мы, как на прогулке в лесу
побывали и на телевидении выступили! Молодцы!
О чём новом узнали во время путешествия?
Воспитатель: Что едят лиса, волк, медведь? (Мясо других животных).
Воспитатель: А что едят заяц, белка, лось? (Грибы, орехи, лишайник, траву,
кору).
Воспитатель: Зверей можно поделить на группы, какие? (Хищные и
травоядные).