Речевое развитие транспорт старшая группа. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Комплимент»

Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок - придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

Какая будет наша машина?

А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

Дунаева Лилия Григорьевна, учитель-логопед ДОУ № 287 г. Донецка
Описание: Данный конспект может быть полезен для воспитателей старших дошкольных групп, воспитателей коррекционных старших дошкольных групп. Занятие направлено на развитие познавательных, речевых способностей у детей. Данное занятие можно использовать как итоговое по теме «Транспорт»
Цель: Закрепление представлений о транспорте специального назначения.
Задачи:
1.Расширять знания о транспорте специального назначения, характерных признаках машин, профессиях людей, работающих в сфере транспорта, телефонах экстренных служб, уточнять и расширять словарь по теме.
2.Развивать зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, логическое мышление, общую моторику, внимание, память.
3.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
Материал: демонстрационный материал «Машины специального назначения», серия сюжетных картин, атрибуты для игры «Срочный вызов», компьютер, запись звуков сирен специального транспорта.
Предварительная работа: беседы о транспорте, рассматривание картин всех видов транспорта, чтение стихов, загадок, наблюдение за транспортом во время прогулок.

Ход занятия

Логопед: Ребята, сегодня я шла на работу и услышала очень громкий звук на дороге (звучит звук сирены машины скорой помощи). Вам знаком этот сигнал? Какая машина мчалась, обгоняя другие машины?
Дети: Это машина скорой помощи.
Логопед: Почему у машины скорой помощи такой громкий и необычный сигнал?
Дети: Потому что скорая помощь спешит к больному человеку.
Логопед: Правильно, поэтому её пропускают другие машины. Предлагаю вам поговорить о машинах специального назначения. Рассмотрим такие машины на картинках. Какой транспорт специального назначения вам знаком? (ответы детей) Специальные машины нужны для ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: роет котлован, поднимает грузы на высоту, перевозит продукты, ремонтирует оборванные провода, тушит пожар…

Логопед: Зимой на наших улицах появились необычные машины:
Чудо-дворник перед нами,
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб.
Дети: Машина для уборки снега.
Логопед: Правильно, это снегоуборочная машина. Когда эти машины появляются на улицах города?
Дети: Зимой, когда выпадает много снега. После снегопада на дорогах появляются снежные заносы. Эти машины чистят дороги от снега.
Логопед: Чей труд заменяют снегоуборочные машины?
Дети: Труд дворников.
Логопед:
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
Дети: Это поливальная машина.
Логопед: Зачем поливальные машины поливают улицы?
Дети: Чтобы улицы были чистыми, а в жару после полива становится свежее.
Логопед: Какую работу ещё может выполнять поливальная машина?
Дети: Может поливать цветы, деревья, газоны.
Логопед:
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар!
Дети: Это пожарная машина. Она едет, обгоняя всех и никто её не задерживает. Пожарным надо быстро добраться до места пожара и скорее потушить огонь.
Логопед: Правильно. Как вы думаете, почему пожарные машины красного цвета?
Дети: Чтобы все видели эти машины издалека.
Логопед: Как пожарная машина может сообщить всем, что спешит на пожар и ей нужно освободить дорогу?
Дети: Пожарная машина включает сирену, она очень громко воет, а вверху, на крыше кабины, горит мигалка.

Логопед: Верно. И пешеходы, и машины, услышав сигнал, должны освободить проезжую часть и пропустить машину, спешащую на пожар. Чем оборудована пожарная машина для тушения пожара?
Дети: У машины есть длинные шланги, раздвижная лестница, чтобы можно было добраться до верхних этажей, большой бак с водой.
Логопед: Как называется профессия людей, работающих на пожарных машинах?
Дети: Пожарные.
Логопед: В какую специальную одежду одеты пожарные?
Дети: На голове – каски, костюмы специальные, которые защищают от огня.
Логопед: Как вы думаете, какими качествами должны обладать пожарные?
Дети: Они должны быть смелыми, сильными.
Логопед: В случае пожара срочно вызывают пожарную машину по специальному номеру телефона. Запомните его и вы – 101.
Логопед:
Эта машина поможет всегда
Сменить обгоревшие провода,
Развесить на праздник фонарики,
Достать улетевшие шарики.
Дети: Это аварийная машина, она ремонтирует порванные провода.
Логопед: Правильно. Эта машина называется электротехническая. Вы наблюдали на улице за работой этой машины? Как она работает?
Дети: Вверх поднимается вышка, в ней находится мастер, который чинит провода.
Логопед: Как вы думаете, в каких случаях на машине включают проблесковый маячок?
Дети: Если случилась авария, остановились троллейбусы и надо быстро добраться до места аварии.
Логопед: Как вы думаете, в каких ещё случаях может помочь электротехническая машина?
Дети: Может помочь повесить украшения к празднику, заменить сгоревшие лампы в фонарях, украсить высокую новогоднюю ёлочку.

Игра «Мы шофёры»

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Мы шофёры». Вы будете шофёрами, думаю, что вы хорошо знаете свои машины и сможете назвать части машины.
(дети называют части машины и повторяют за логопедом движения, изображая детали)
Капот (руки вытянуты вперёд), двери (руки согнуть в локтях, ладони «смотрят» друг на друга; развести ладони в стороны - двери открываются), багажник (руки отвести назад), мотор (ладони сжать в кулак, вращать по кругу, длительно произносить звук Р), кабина («крыша» из ладоней над головой), фары (сжимать и разжимать кулаки), руль (крутить воображаемый руль перед собой), кресло (присесть, руки на колени), педаль (поднимать и опускать правую стопу, пятка на полу), колёса («рисовать» указательными пальцами круги, длительно произносить звук Ш).

Игра « Вызываем специальный транспорт»

Логопед: Ребята, поиграем в игру «Вызываем специальный транспорт». Посмотрите на картинки, на них изображены разные ситуации. Какой специальный транспорт нужно вызвать в каждом случае? Покажите эту машину на картинке.
Демонстрируется первая картинка.
Дети: Эта машина сломалась, она не может ехать сама. Надо вызывать эвакуатор. Эвакуатор отвезёт машину на станцию техобслуживания.
Демонстрируется вторая картинка.
Логопед: Посмотрите на эту картинку. Скажите, какая машина нам поможет?
Дети: Нам нужен мусоровоз. Эта машина собирает мусор, вывозит его из города. Город становится чистым.
Демонстрируется третья картинка.
Логопед: Как вы думаете, какая машина должна приехать в этом случае?
Дети: Если случилась драка, кто-то нарушает порядок, нужно вызывать полицейскую машину. Полицейские заберут хулиганов в полицию.
Логопед: В чём заключается работа полицейских?
Дети: Полицейские следят за порядком, за соблюдением закона.
Логопед: Чем похожи профессии пожарных и полицейских?
Дети: Пожарные и полицейские спасают жизни людей, иногда рискуют своими жизнями.
Логопед: Нам надо запомнить телефонный номер, по которому вызывают полицию – 102.
Демонстрируется четвёртая картинка.
Логопед: Какая машина поможет людям на хлебном поле собрать пшеницу?
Дети: Пшеницу косит комбайн.
Логопед: Как вы думаете, зачем комбайну нужен проблесковый маячок, ведь эта машина не спешит на срочный вызов.
Дети: Комбайн – очень большая машина, когда комбайн едет по дороге, он занимает очень много места на дороге. Поэтому водители других машин должны быть очень внимательными.
Демонстрируется пятая картинка.
Логопед: Какую машину нужно срочно вызывать в этом случае?
Дети: Если кто-то заболел, надо срочно вызывать скорую помощь. Приедет доктор и назначит лечение. А если человеку очень плохо, скорая помощь отвезёт больного в больницу.
Логопед: Правильно, иногда для спасения чьей-то жизни может срочно потребоваться помощь. Тогда вызывают специальную машину скорой помощи. Врачи оказывают человеку первую помощь и, если это нужно, могут быстро отвезти тяжелобольного в больницу. Как мы узнаём машину скорой помощи?
Дети: Машина скорой помощи белого цвета с красным крестом.
Логопед: Чем оборудована машина скорой помощи?
Дети: Специальным оборудованием для лечения и спасения жизни людей.
Логопед: Запомним телефонный номер, по которому вызывают машину скорой помощи – 103

Игра «Срочный вызов»

Предлагаю организовать игру, в которой машины специальных служб будут спешить на помощь людям, попавшим в беду. Разделимся на три бригады: бригада скорой помощи, пожарная бригада, полицейский наряд. Тревожные вызовы будет принимать диспетчер Полина. Алёна будет вызывать аварийные службы.
Алёна: Алло! Здравствуйте! Я звоню по номеру 102. На улице Зимней, дом 1 дерутся хулиганы. Пришлите полицию.


Полина: Здравствуйте. Вы позвонили в полицию. Ваш адрес улица Зимняя, дом 1? Высылаем наряд полиции.
Дети из «полицейского наряда»:
Если к дому вор крадётся,
Заприметите едва,
Вам 102 набрать придётся!
Номер помните? 102!
Завязалась если драка,-
Не помогут тут слова!
Знает каждый человек -
Вызывать пора 102!
(под звук полицейской сирены «выезжает» наряд полиции)


Алёна : Алло! Здравствуйте! Я звоню по номеру 103. У ребёнка высокая температура. Пришлите срочно скорую помощь по адресу улица Летняя, дом 2.
Полина: Здравствуйте. Вы позвонили диспетчеру скорой помощи. У вас заболел ребёнок? Ваш адрес улица Летняя дом 2? Высылаем бригаду скорой помощи.
Дети из «бригады скорой помощи»:
Поднялась температура?
В горле боль? Болит живот?
Может быть нужна микстура,
Но какая подойдёт?
Погоди, малыш, не плачь!
Если болен, нужен врач!
Номер «скорой» набери,
Поскорей звони 103!
(под звук сирены «выезжает» бригада скорой помощи)


Алёна: Алло! Здравствуйте! Я звоню по номеру 101. У соседей пожар! Адрес улица Весенняя, дом 3. Срочно пришлите пожарную машину!
Полина: Здравствуйте. Пожарная приняла вызов. Ваш адрес улица Весенняя дом, 3? Пожарная машина уже выехала.
Дети из «пожарной бригады»:
В переулке за прудом
Загорелся чей-то дом!
Медлить некогда! Беда!
Эй, пожарные, сюда!
«101», скорей, спешите,
Дом горящий потушите!
При пожаре, всем известно,
101 набрать уместно.
(под звук сирены «выезжает» пожарная бригада)

Цель занятия : Активизация словарного запаса по теме.

Задачи:

1. Расширять знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.

2. Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.

3. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.

Предварительная работа:

1. Беседа «Каким бывает транспорт»;

2. Дидактические игры: «Светофор», «Назови профессию»;

3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта.

Материал к занятию: наглядный материал по теме транспорт и профессии, доска с проектором, ноутбук, разрезные картинки, мяч.

Ход занятия:

1) Введение

Воспитатель: Ребята! Вы помните историю про то, как в сказке «Репка» все помогали друг другу и шли к одной цели. Они справились, т.к. помогали друг другу и стали настоящими друзьями. Они хотят познакомиться с ребятами, которые сегодня дружно и слажено, будут проходить все испытания и задания. А сейчас мы все вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет.

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов –

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Слайд 1

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

(Автобусы) Слайд 2

Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее.

Пассажирский, грузовой,

Иногда сверхзвуковой.

(Самолет) Слайд 3

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок.

(Грузовик) Слайд 4

По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед.

(Поезд) Слайд 5

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, -

Набери скорей ноль-три...

И приедет...

(Скорая помощь) Слайд 6

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы.

(Пожарная машина) Слайд 7

2) Основная часть

Воспитатель: Ребята вы догадались какая у нас тема нашего урока.

Дети: Транспорт (Слайд 8)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Плывет, едет, летает» .

(дети перечисляют разные виды транспорта и выставляют их на наборном полотне)

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Этот весь транспорт можно разделить на 3 группы. Как вы думаете какие?

Дети: 1-грузовой 2-пассажирский

Воспитатель: А еще есть специальный транспорт. В каких случаях мы вызываем специальный?

Дети: в случаи опасности.

Воспитатель: А какие цифры надо набрать по телефону если у нас пожар?

Дети: 01 .

Воспитатель: Кто-то заболел?

Дети: 03

Воспитатель: А такие службы, мы называем -служба спасения. Ребята а какие люди работают в службе спасения

Дети: сильный, смелые, отважные и выносливые.

(Дети садятся на стульчики)

Те - те – те – летим мы на самолете;

Лет – лет – лет - готов к взлету самолет;

Лёта – лёта - далеко до самолета;

Лёту – лёту – подвезли нас к самолету;

Летом – летом – внизу земля под самолетом;

Лёте – лёте – летать не страшно в самолете;

Воспитатель : я очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно.

Самолет летит на посадку и я предлагаю немного поиграть.

Игра: « Кто чем управляет» - проводится с использованием мяча. (дети стоят полукругом на ковре).

Кто управляет самолетом? (летчик)

Кто управляет машиной? (шофер, водитель)

Кто управляет ракетой? (космонавт)

Кто управляет пароходом? (капитан)

Кто управляет вертолетом? (летчик)

Кто управляет автобусом? (водитель)

Кто управляет поездом? (машинист)

Как одним словом назвать то, что вы назвали? (профессии)

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте).

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши).

Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль).

Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями).

Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах).

Игра «2, 5» Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два, пять)

Назовите профессию на своей доске. (Дети называют).

А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей.

2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов.

3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов.

Воспитатель: А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.

1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Машинист.

3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит, Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, чем заправляется автотранспорт. -

Можно ли сказать, заправляется электричеством (присоединяется, подключается)

А) Троллейбусу нужно электричество, а автобусу – бензин.

Б) Трамваю нужно электричество – а маршрутному такси – газ.

Воспитатель: Я составлю предложение по своей картинке «Легковой автомобиль состоит из кузова, капота, багажника и колёс. Его приводит в движение бензин, автомобилем управляет водитель, автомобиль движется по земле.»

А теперь вы попробуйте, составить предложение о грузовом автомобиле.

1-2 ребенка составляют предложения

Воспитатель: Другое задание выложить транспорт городской из разрезанных частей

Я тоже буду выкладывать и о своем транспорте составлю рассказ, а поможет мне схема. «Это пассажирский транспорт, состоит из кузова в нем есть салон, капот, колеса. Заправляется бензином, управляет им шофер. Едет всегда по дороге. Перевозит людей». Рассказ 2-3 ребят.

Почему так назвали?

Самолёт- сам летает.

Вездеход- везде ходит.

Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).

Самосвал- сам сваливает груз.

Самокат- сам катится

Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.

3) Рефлексия

Воспитатель : Вот мы закончили наше путешествие. Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?

Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?

О чем мы говорили сегодня на уроке (о транспорте) О каком?

Что еще делали? Составляли рассказ по схеме о транспорте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Транспорт, профессии на транспорте»

Подготовительная группа

Воспитатель

Отченаш Олеся Викторовна

Согласовано

Зам. заведующего по УВР

Симанковой И.В.

22.01.2016

Санкт-Петербург

2016 год

Цель занятия : Активизация словарного запаса по теме.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.
  2. Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.
  3. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.

Предварительная работа:

  1. Беседа «Каким бывает транспорт»;
  2. Дидактические игры: «Светофор», «Назови профессию»;
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта.

Материал к занятию: наглядный материал по теме транспорт и профессии, доска с проектором, ноутбук, разрезные картинки, мяч.

Ход занятия:

  1. Введение

Воспитатель: Ребята! Вы помните историю про то, как в сказке «Репка» все помогали друг другу и шли к одной цели. Они справились, т.к. помогали друг другу и стали настоящими друзьями. Они хотят познакомиться с ребятами, которые сегодня дружно и слажено, будут проходить все испытания и задания. А сейчас мы все вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет.

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов –

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Слайд 1

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

(Автобусы) Слайд 2

Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее.

Пассажирский, грузовой,

Иногда сверхзвуковой.

(Самолет) Слайд 3

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок.

(Грузовик) Слайд 4

По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед.

(Поезд) Слайд 5

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, -

Набери скорей ноль-три...

И приедет...

(Скорая помощь) Слайд 6

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы.

(Пожарная машина) Слайд 7

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята вы догадались какая у нас тема нашего урока.

Дети: Транспорт (Слайд 8)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Плывет, едет, летает» .

(дети перечисляют разные виды транспорта и выставляют их на наборном полотне)

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Этот весь транспорт можно разделить на 3 группы. Как вы думаете какие?

Дети: 1-грузовой 2-пассажирский

Воспитатель: А еще есть специальный транспорт. В каких случаях мы вызываем специальный?

Дети: в случаи опасности.

Воспитатель: А какие цифры надо набрать по телефону если у нас пожар?

Дети: 01 .

Воспитатель: Кто-то заболел?

Дети: 03

Воспитатель: А такие службы, мы называем -служба спасения. Ребята а какие люди работают в службе спасения

Дети: сильный, смелые, отважные и выносливые.

(Дети садятся на стульчики)

Упражнение «Повтори чистоговорку»

Те - те – те – летим мы на самолете;

Лет – лет – лет - готов к взлету самолет;

Лёта – лёта - далеко до самолета;

Лёту – лёту – подвезли нас к самолету;

Летом – летом – внизу земля под самолетом;

Лёте – лёте – летать не страшно в самолете;

Воспитатель : я очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно.

Самолет летит на посадку и я предлагаю немного поиграть.

Игра: « Кто чем управляет» - проводится с использованием мяча. (дети стоят полукругом на ковре).

Кто управляет самолетом? (летчик)

Кто управляет машиной? (шофер, водитель)

Кто управляет ракетой? (космонавт)

Кто управляет пароходом? (капитан)

Кто управляет вертолетом? (летчик)

Кто управляет автобусом? (водитель)

Кто управляет поездом? (машинист)

Как одним словом назвать то, что вы назвали? (профессии)

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте).

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши).

Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль).

Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями).

Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах).

Игра «2, 5» Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два, пять)

Назовите профессию на своей доске. (Дети называют).

А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей.

2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов.

3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов.

Игра с мячом «Кто что делает?»

Воспитатель: А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.

Шофер.

1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Машинист.

3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит, Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, чем заправляется автотранспорт. -

Можно ли сказать, заправляется электричеством (присоединяется, подключается)

А) Троллейбусу нужно электричество, а автобусу – бензин.

Б) Трамваю нужно электричество – а маршрутному такси – газ.

Воспитатель: Я составлю предложение по своей картинке «Легковой автомобиль состоит из кузова, капота, багажника и колёс. Его приводит в движение бензин, автомобилем управляет водитель, автомобиль движется по земле.»

А теперь вы попробуйте, составить предложение о грузовом автомобиле.

1-2 ребенка составляют предложения

Воспитатель: Другое задание выложить транспорт городской из разрезанных частей

Я тоже буду выкладывать и о своем транспорте составлю рассказ, а поможет мне схема. «Это пассажирский транспорт, состоит из кузова в нем есть салон, капот, колеса. Заправляется бензином, управляет им шофер. Едет всегда по дороге. Перевозит людей». Рассказ 2-3 ребят.

Игра: «Почему так называются?»

Почему так назвали?

Самолёт- сам летает.

Вездеход- везде ходит.

Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).

Самосвал- сам сваливает груз.

Самокат- сам катится

Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.

  1. Рефлексия

Воспитатель : Вот мы закончили наше путешествие. Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?

Почему?

Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?

О чем мы говорили сегодня на уроке (о транспорте) О каком?

Что еще делали? Составляли рассказ по схеме о транспорте.


Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

« Транспорт »

Подготовила логопед: Кривогузова О.П.

Задачи :

Коррекционно - образовательные :

    Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.

    Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.

    Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– употреблять глагол «ехать» с разными приставками,

Составлять деформированные слова,

Точному употреблению предлогов,

Составлять описательный рассказ

Коррекционно - развивающие :

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)

    Логического мышления.

    Развитие конструктивного праксиса.

    Развитие темпо-ритмических компонентов.

    Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Коррекционно - воспитательные :

    Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

    Формировать умение детей работать самостоятельно, договариваясь для достижения результата.

Ход занятия:

    Орг момент

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

    Основная часть

Я сегодня получила письмо. Вы хотите узнать от кого оно?

Письмо

Здравствуйте ребята ! Пишут вам Винтик и Шпунтик гениальные изобретатели из Цветочного города . У нас случилась беда , мы конструировали новый транспорт для путешествий , но налетел сильный ветер и все наши чертежи перепутал . Мы просим вас помочь нам в создании нашего транспорта .

Дети, вы готовы помочь Винтику и Шпунтику? Отлично, тогда вы все зачислены в команду конструкторов – изобретателей.

Скажите, а зачем нужен транспорт?

На чем удобно путешествовать?

А как вы думаете, удобно ли отправляться в далекое путешествие на троллейбусе или трамвае?

На какие 3 вида можно разделить весь транспорт?

Посмотрите на экран, что вы видите? Это части, какого транспорта?

Игра « Из чего какой

Если колесо сделано из резины, оно какое?

Дверца из металла (какая?) - …

Руля из пластмассы (какой?) - …

Сидение из кожи (какое?) - …

Окно из стекла (какое?) - …

Молодцы, а теперь давайте вспомним историю про машинку, которая, как и жители Цветочного города, очень любила путешествовать.

Будьте внимательны, смотрите на экран.

Сказка « Путешествие маленькой машинки

Скажите, кто управляет автомобилем? А сейчас выходите в круг, мы будем водителями.

Физминутка

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорость мы переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

Дети, что вы сейчас слышите? Это звук чего?

Самолет передвигается по..

Значит это какой транспорт? Какой еще воздушный транспорт вы знаете? Кто управляет самолетом? А ракетой?

Давайте сравним самолет и ракету.

Игра с мячом «Закончи предложения»

Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Дыхательная гимнастика

Каждый возьмите самолет, мы сейчас будем отправлять их в полет.

Посмотрите на доску, случилась неприятность – слова рассыпались на части. Подумайте, как соединить эти части, чтобы получились слова.

Прочитайте слова, сколько слогов в каждом слове?

Как вы думаете, можно ли путешествовать на корабле?

Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.

Так давайте же для Винтика и Шпунтика сконструируем корабль, на котором они отправятся в путешествие со своими друзьями.

    Самостоятельная работа (конструирование)

Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.

Составление названия корабля

Д – какой первый звук в слове дом?

Р – какой последний звук в слове шар?

У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.

Ж – с какого звука начинается слова жираф?

Б – назовите первый звук в слове буква

А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

А что такое дружба?

    Итог занятия

Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.

Награждение медалями.