Сроки проведения первого дородового патронажа. Медицина. Сестринское дело

Дородовые патронажи

(патронаж означает покровительство)

Цель - рождение здорового ребенка. После взятия бер-ной на учет в ж/к, сведения передаются в детскую поликлинику, где фиксируются в специальном журнале. Участковая м\с осуществляет 2 дородовых патронажа. Полученные данные записывает в историю развития ребенка (ф.112)

1 дородовый патронаж проводится в течение 10 дней с момента поступления сведений из ж/к.

Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери.

М/с важно с первого общения установить контакт с семьей. Родители должны быть уверены, что она искренне заинтересована в судьбе ребенка, заботится о его здоровье. Анамнез включает в себя:

Паспортные данные (Ф И О, возраст женщины, адрес)

Кол-во беременностей и чем они закончились

Срок настоящей беременности, желанна ли она

Самочувствие, чем болела во время бер-ти, в какой срок, чем лечилась

Неблагоприятные факторы (проф. вредности, вред. привычки)

Наследственность

Состав семьи, психологический климат в семье

Дает советы по питанию, режиму дня, приглашает в «Школу молодой матери»

2 дородовый патронаж осуществляется на 32-34 неделе беременности.

Цель патронажа – проверка выполнения ранее данных рекомендаций, подготовка к послеродовому периоду. М/с

Собирает информацию об изменениях в состоянии здоровья женщины за прошедший период

Контролирует соблюдение режима дня, питания, получает ли она vit «Д» для проф-ки рахита

Уточняет предполагаемый срок родов и адрес, по которому будет жить ребенок

Оценивает социально-бытовые условия семьи

Подготовка молочных желез к кормлению во время беременности

    Для закаливания кожи сосков с первых месяцев бер-ти рек-ся ежедневное обмывание молочных желез водой комнатной t 0 , затем легкое растирание их сухим полотенцем.

    Воздушные ванны

    Для огрубения кожи сосков, с внутренней стороны бюстгальтера подшиваются кусочки холщевой ткани.

4. При необходимости вытягивание сосков (если сосок плоский или втянутый)

Патронаж к новорожденному

Патронаж к новорожденному – это когда м/с идет в семью с определенной программой, соответственно подготовившись, зная, на что нужно обратить внимание, на какие вопросы необходимо получить ответы.

Цель патронажа – оценить состояние ребенка, выявить риски для его здоровья, составить программу ухода за данным ребенком, оказать практическую помощь матери.

Первый патронаж к новорожденному м/с осуществляет в первые 2-3 дня после выписки реб. из р/д совместно с врачом. Первый ребенок в семье, дети с патологией в родах, из неблагополучной семьи, недоношенные осматриваются в день выписки из родильного дома.

Основные задачи :

    Оценить состояние здоровья матери, ее отношение к ребенку

    Выяснить уровень знаний матери о вскармливании ребенка, пропаганда грудного вскармливания

    Осмотреть молочные железы матери (наличие трещин соска, уплотнений)

    Посмотреть, как мать кормит ребенка, дать рекомендации

    Проконтролировать социально-бытовые условия, соблюдение гигиенического режима, организацию уголка ребенка, дать рекомендации

    Рассказать матери о причинах и проявлениях физиологических состояний

    Ознакомить родителей с режимом работы поликлиники

    Осмотреть ребенка, след от БЦЖ- вакцинации

    Обработать пупочную ранку

    Научить мать уходу за ребенком

    Выполнить назначения врача

Уголок ребенка

1. Детская комната должна быть светлой, без лишней мебели, освещение умеренное, t 20-22 0 С. В помещении поддерживается спокойная обстановка и тишина. Ежедневно необходимо проводить влажную уборку, комнату проветривать не менее 6 раз в сутки по 15-20 мин.

2. Детская кроватка не должна стоять под прямыми солнечными лучами, на сквозняке, возле отопительных приборов. Рядом с ней ставят стол для пеленания, тумбочку для предметов ухода. Кроватка должна быть с сетчатыми или решетчатыми стенками, дно жестким, на него кладут жесткий матрац. Под голову кладут пелёнку, свернутую в несколько слоёв (высотой 2-3см). Ребенка в кроватке кладут только на бок, со 2-го полугодия жизни можно на живот.

Обратить внимание матери, что :

Мягкий матрац и подушка способствуют искривлению позвоночника у ребенка.

Длительное пребывание ребенка в коляске способствует перегревания ребёнка и раздражению вестибулярного аппарата.

Предметы ухода

    Марлевые салфетки, вата, бинты хранят в стерильной упаковке или прокипячённых стеклянных банках с крышками.

    В отдельных стеклянных баночках хранят пипетки для глаз, носа

    3 термометра: комнатный, медицинский, водный

    Ванночка, рукавичка из байки для мытья ребёнка, детское мыло, кувшин

    Детский крем, прокипяченное растительное масло, присыпка, порошок калия перманганата, 1% спиртовой р-р бриллиантового зеленого, 3% р-р перекиси водорода

    Газоотводная трубка, резиновый баллон для клизмы

    Индивидуальные ножницы для стрижки ногтей

Одежда новорожденного

Комплект белья должен включать:

5 простынок для кроватки

2 клеенки: 100х100; 30х30 см

10 фланелевых и 20 ситцевых пеленок

20 подгузников

6 фланелевых и 6 ситцевых распашонок

5 байковых кофточек

1 легкое и 1 теплое одеяло

2-3 пододеяльника

1-2 хлопчатобумажных и 1 фланелевый чепчика

1 шерстяную шапочку

1. Одежда должна быть из легко стирающихся тканей, хорошо впитывать влагу, воздухопроницаема, без грубых швов, не стеснять движения ребенка.

2. Детское белье стирают и хранят отдельно от вещей взрослых. При стирке используют детское мыло или специальные моющие средства.

3. До заживления пупочной ранки белье обязательно кипятят и проглаживают с двух сторон.

Гигиенический режим

В квартире, где находится ребенок недопустимо курение

Перед тем как подойти к ребенку обязательно мытье рук

Частая стирка халата (платья), в котором осуществляется уход

Строгая изоляция заболевших членов семьи

Прогулки

Начинают сразу после выписки из роддома. Вначале длительность прогулки составляет 15-20 мин, постепенно увеличивают, затем – не менее 1-1,5 час 2-3 раза в день. При t до -5 0 прогулки разрешаются с 2-3 недельного возраста, при t до -10 0 с 3 месяцев жизни. Летом дети могут находиться на воздухе весь день, рекомендуется сон на свежем воздухе.

Во время патронажей м/с

    Постоянно изучает семью и ребенка, задает вопросы, выясняет жалобы матери, анализирует полученную информацию, выявляет факторы риска, обучает родителей, как уменьшить их влияние.

    Изучает санитарное состояние квартиры, условия жизни ребенка

    Тщательно осматривает ребенка, оценивает его кожные покровы, слизистые оболочки, пупочную ранку, грудные железы, характер стула и мочеиспускание.

    Постоянно контролирует физическое и психическое состояние ребенка. Для этого м/с должна знать основные параметры его развития.

    Контролирует кормление ребенка. Пропагандирует грудное вскармливание.

    Обучает родителей элементам ухода за ребенком.

    Дает советы по режиму дня, закаливанию, профилактике рахита, приобретению игрушек, воспитанию определенных навыков, характерных для возраста ребенка, профилактике травматизма.

ПАТРОНАЖ (франц. patronage покровительство) - форма организованной профилактической работы, осуществляемая в домашних условиях нек-рыми лечебно-профилактическими учреждениями (женскими консультациями, поликлиниками, диспансерами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами и др.).

Наиболее распространен П. в учреждениях охраны материнства и детства (см.). Его целью является охрана здоровья беременных женщин, матерей и детей. П. определенной категории психически больных предусматривает долечивание их в условиях семьи, производственно-трудового коллектива (колхоза) под постоянным контролем леч. учреждения, а П. инф. больных и реконвалесцентов - предупреждение рецидивов, осложнений и распространения инф. болезни.

П. в специализированных диспансерах (онкологических, туберкулезных, наркологических и др.) имеет целью контролировать соблюдение больными рекомендованного режима.

Особой формой П. является оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным, инвалидам войны и труда; он осуществляется об-вами Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР).

История

В дореволюционной России П. детей был впервые организован при детских консультациях в Москве, Петербурге, Киеве и нек-рых других крупных городах, но он не мог оказать существенного влияния на улучшение здоровья детей, т. к. сеть детских консультаций была незначительной (см. Консультация). П. беременных в СССР в ограниченных размерах впервые начал проводиться в 20-х гг. После издания Наркомздравом СССР в 1933 г. «Инструкции о работе консультаций для женщин» он стал обязательным элементом работы женских консультаций.

Наблюдение за инф. больными и контактировавшими осуществлялось еще в далеком прошлом. Оно носило характер поверхностного медосмотра и являлось частью примитивных противоэпидемических мероприятий. Более глубокое содержание в это понятие было вложено в период широкого проведения общегосударственных мер по борьбе с инф. болезнями в СССР в 1917-1935 гг. Начиная с 50-х гг., обязательным стало наблюдение за реконвалесцентами после перенесенных инф. болезней. Однако роль П. инф. больных постепенно сократилась и к началу 70-х гг, он был заменен диспансерным наблюдением за инф. больными и реконвалесцентами, которое осуществляют кабинеты инфекционных заболеваний (см.) поликлиник. В начале 20-х гг. в СССР вместе с созданием сети противотуберкулезных диспансеров (см. Диспансер) была разработана система П. туберкулезных больных.

П. психически больных впервые возник в 16 в. в г. Гееле (Бельгия) и во второй половине 19 в. в виде колоний посемейного призрения распространился почти во всех странах Западной Европы. В России П. психически больных впервые был организован H. Н. Баженовым в 1886 г. в Рязанской психиатрической б-це («у ворот больницы»); он заключался в расселении больных в близлежащих к психиатрической б-це местностях, что обеспечивало оказание им регулярной медпомощи и возможность в случае необходимости своевременного помещения обратно в б-цу. Однако просуществовал он недолго и под давлением консервативных членов земской управы был вскоре закрыт. В 1892 г. H. Н. Баженов вновь создает П. в селе Семеновском под Москвой. В 1893 г. П. психически больных был организован в Екатеринославской, в 1898 г.- в Нижнегородской (в г. Балахне - по инициативе П. П. Кащенко) и в Воронежской губерниях и получил всеобщее признание не только в качестве средства разгрузки психиатрических б-ц, но и как мера, имеющая определенное терапевтическое значение для больных, длительное пребывание к-рых в психиатрических б-цах приводит к развитию так наз. больничного слабоумия.

В годы первой мировой, а затем гражданской войны П. психически больных почти повсеместно прекратил свое существование. Позднее в ряде мест он был восстановлен. В 1954 г. были регламентированы основные организационные формы П. и обязанности психиатрических (психоневрологических) учреждений и семей или колхозов в отношении патронируемых больных, установлена сумма вознаграждения за патронирование психически больных.

По мере развития советского здравоохранения, создания мощной базы леч.-проф. учреждений особо широкое развитие приобрел П. беременных женщин, матерей и детей. В городах, рабочих поселках П. беременных женщин, матерей, детей осуществляется детскими, женскими консультациями и поликлиниками, а в сельской местности - центральными районными, районными и участковыми б-цами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами. Его проводят врачи, фельдшера, медсестры, акушерки (на фельдшерско-акушерских пунктах, как правило, одним лицом - фельдшером или акушеркой) гл. обр. по участковому принципу.

Более совершенные организационные формы разработаны и для П. психически больных, к-рый осуществляется психоневрологическими диспансерами (внеболь-ничный П.) и психиатричеокими (психоневрологическими) б-цами (больничный П.). П. одиноких и престарелых больных, инвалидов войны и труда возложен на патронажных медсестер об-в Красного Креста и Красного Полумееяца.

П. в социалистических странах организуется по аналогичному принципу. В капиталистических странах П. проводится в ограниченных размерах, имеет преимущественно сан.-просвет, характер, осуществляется государственной мед. службой или благотворительными и частно-капиталистическими организациями (страховыми компаниями).

Патронаж беременных

Патронаж беременных имеет целью обеспечить благоприятное течение беременности, родов и рождение здорового ребенка. Он способствует соблюдению правил личной гигиены беременной женщиной, улучшению сан.-гиг. условий в быту, проведению оздоровительных и профилактических мероприятий в семье. П. является частью диспансерного метода наблюдения (см. Диспансеризация), проводится планово, а в случае возникновения осложнений в течении беременности осуществляется также и вне плана. Патронажную работу выполняют участковые акушерки женских консультаций, амбулаторий, сельских врачебных участков, фельдшерско-акушерских пунктов, медсестры детских поликлиник под руководством и контролем врача.

Первое посещение беременной женщины на дому акушерка проводит в начале беременности, при этом она выясняет условия труда и жизни беременной, дает советы по улучшению гиг. обстановки дома, исходя из конкретных условий, выясняет состояние здоровья окружающих и взаимоотношения в семье, проводит беседы о личной гигиене, режиме труда и отдыха, рациональном питании, разъясняет советское законодательство по охране прав и здоровья женщин (в случае необходимости акушерка обращается к юристу женской консультации, к-рый оказывает практическую помощь в решении вопросов, волнующих женщину). Все советы и рекомендации акушерка вносит в тетрадь работы на дому патронажной медсестры (патронажный лист) для последующей проверки их выполнения. При повторных посещениях акушерка измеряет АД у беременной женщины, выслушивает сердцебиение плода, определяет его положение, дает советы о ношении бандажа, о подготовке молочных желез к кормлению ребенка и др. В случае жалоб, выявления осложнений или при подозрении на осложнение беременности (отеки, повышение АД, неправильное положение плода и др.) она приглашает беременную в женскую консультацию или сообщает об этом врачу, к-рый решает вопрос о возможности лечения беременной на дому или необходимости ее госпитализации. В последнем случае акушерка контролирует своевременность поступления женщины в стационар и продолжает активное наблюдение после выписки ее домой. Успех патронажной работы во многом зависит от умения установить и поддерживать с беременной женщиной оптимальный психологический, этический и деловой контакт.

Патронажные посещения проводятся и в тех случаях, когда беременная по каким-либо причинам не посещает консультацию с целью проверки состояния своего здоровья (беременная женщина должна посещать консультацию в первой половине беременности 1 раз в месяц, с 21-й нед. - один раз в 3 нед.; с 32-й нед.- 1 раз в 2 нед., с 37-й нед. до конца беременности - каждую неделю), а также если женщина пропускает занятия по физиопсихо-профилактической подготовке к родам в консультации. Акушерка выясняет причину пропуска и назначает другой день занятий. В нек-рых случаях (дальность расстояния до женской консультации, многодетность) акушерка проводит индивидуальные занятия на дому, обращая особое внимание на необходимость воспитания у беременной положительных эмоций и уверенности в благоприятном завершении родов для нее и ребенка. Желательно на занятия по подготовке к родам приглашать мужей, где они могут ознакомиться с физиологией беременности и родов и значением физиопсихопрофи л актической подготовки для благоприятного течения беременности и родов. Особое значение П. имеет в сельской местности, где акушерка не только посещает беременных, но и активно их выявляет.

В процессе П. участковая акушерка проводит сан.-просвет, беседы и рекомендует или выдает во временное пользование женщинам соответствующую популярную литературу (брошюры, листовки, памятки). Участковая медсестра детской поликлиники посещает на дому будущую мать по получении сведений о беременности из женской консультации и в конце беременности. Педиатр проводит дородовой П, только среди беременных с неблагоприятным течением беременности или с отягощенным акушерским анамнезом. Родильница, не посетившая консультацию через 2-3 нед. после родов, также подлежит П.

Патронаж детей

Патронаж детей - систематическое, непрерывное, активное наблюдение за развитием детей раннего возраста (до 3 лет) и за ослабленными детьми, независимо от возраста. Его проводят врачи-педиатры и участковые медсестры, начиная с дородового П. Патронажная медсестра педиатрического участка детской поликлиники должна осуществить дородовой П. в течение 10 дней после получения сведений о беременной из женской консультации. Второй раз медсестра посещает на дому будущую мать на 32-й нед. беременности. Она проверяет, как подготовлена семья к появлению ребенка, есть ли все необходимое для ухода и воспитания грудного ребенка, проводит беседу об особенностях поведения и развития новорожденного. После выписки из родильного дома врач-педиатр и медсестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 2-3 дня. Если в семье родился первый ребенок, это желательно сделать в первый день. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца после рождения. Участковый врач-педиатр на первом месяце жизни ребенка посещает его на дому 3-4 раза. Особое внимание при этом обращается на активность сосания, состояние пупочной ранки, кожных покровов, слизистых оболочек и др. Большую помощь участковому вра-чу-педиатру при первом посещении ребенка оказывает подробная история развития ребенка (см.), составленная в родильном доме.

Желательно, чтобы первичный П. проводил врач-педиатр совместно с медсестрой, к-рая обрабатывает пупочную ранку новорожденного (если это необходимо), выполняет другие назначения врача, получает указания по наблюдению за ребенком в дальнейшем. Матерям объясняют правила кормления ребенка грудью, туалета новорожденного, пеленания, купания, дают рекомендации, касающиеся режима, ухода за новорожденным, начала прогулок и др. Врач-педиатр на основании осмотра ребенка оценивает функц, состояние его органов и систем, особенно нервной системы, выявляет имеющиеся аномалии развития. Все полученные данные фиксируются в истории развития ребенка. Участковая медсестра свою работу фиксирует в тетради работы на дому - патронажном листе. При последующих посещениях медсестра отмечает в патронажном листе выполнение советов матерью и вносит новые предложения и рекомендации. Участковый врач-педиатр периодически проверяет записи медсестры и выполнение рекомендаций матерью.

Близнецы, недоношенные, дети, родившиеся с большим весом тела, с внутричерепной травмой, а также у матерей, страдавших патологией беременности и родов, относятся к группе риска и должны находиться под особым наблюдением врача.

Дети первого и второго года жизни наблюдаются по системе активного П. В возрасте 1 мес. ребенок должен быть осмотрен в детской поликлинике в специально отведенный для приема детей раннего возраста день. В дальнейшем здоровых детей наблюдают участковый врач-педиатр и патронажная медсестра 1 раз в месяц до 1 года жизни. Во время этих посещений следят за динамикой веса тела, роста, окружности груди, головы, становлением нервно-психического развития ребенка. С учетом полученных данных и состояния ребенка врач-педиатр дает рекомендации по вскармливанию, организации режима дня, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита и др. В истории развития ребенка делаются записи о проведенных профилактических прививках, о перенесенных инфекционных и других болезнях.

В возрасте до 3 мес. детей должен осмотреть хирург с целью выявления врожденных заболеваний, гл. обр. дисплазии тазобедренного сустава.

В конце первого года жизни врач-педиатр составляет эпикриз, в к-ром дает оценку состояния здоровья ребенка, его физического и нервно-психического развития, отражает характер вскармливания, данные о перенесенных заболеваниях, сведе-дения о специфической профилактике рахита, проведении массажа и гимнастики, намечает план наблюдения, а если нужно, и оздоровления на втором году жизни.

Участковый врач-педиатр и патронажная медсестра наблюдают ребенка второго года жизни 1 раз в квартал с проведением антропометрических измерений. Один раз в год ребенка с профилактической целью осматривает жгоматолог. Ребенку 1 раз в год делают анализ крови, мочи, кала на яйца глистов. Врач-педиатр дает подробное заключение о состоянии здоровья ребенка в возрасте двух лет, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие.

На третьем году жизни ребенка врач-педиатр осматривает его с профилактической целью 1 раз в 6 мес., одновременно проводятся антропометрические измерения. Патронажная медсестра наблюдает ребенка 1 раз в квартал. Один раз в год ребенка осматривают офтальмолог и стоматолог, кроме того, ему делают анализы крови, мочи, кала. Основное внимание на втором и третьем году жизни ребенка уделяется организации режима, проведению закаливающих мероприятий, гимнастике в соответствии с возрастом, рациональному питанию.

В конце третьего года жизни ребенка врач подводит итоги: оценивает состояние здоровья, динамику его физического и нервно-психического развития за этот период, составляет план оздоровления и лечения (по показаниям).

Патронаж больных туберкулезом

Особенностью П. больных туберкулезом является проведение профилактической, лечебной и воспитательной работы в очагах туберкулезной инфекции не только на дому, но также на производствах, в учреждениях и детских коллективах. П. осуществляется средним медперсоналом противотуберкулезного диспансера регулярно в течение длительного времени в связи с тем, что больной туберкулезом считается заразным на протяжении 2 лет после прекращения им бацилло-выделения. Работа в очаге проводится по плану, составленному врачом в зависимости от степени опасности очага, занесенному в карту участковой сестры (патронажную карту). Основная цель П. - оздоровление очага - достигается как осуществлением общих гиг. мероприятий (мытье и обеззараживание предметов, окружающих больного, р-рами хлорамина и хлорной извести, содержание помещений в чистоте, их регулярное проветривание) , так и привитием больному правил личной гигиены, правильного поведения дома, на1 работе, на улице. Важное значение П. состоит в контроле за осуществлением назначений врача относительно режима и лечения и выполнением предписанных лечебных мероприятий, а также в обучении членов семьи больного правилам предосторожности и профилактики, особенно лиц, ухаживающих за тяжелым бациллярным больным. Большая работа в порядке П. проводится по наблюдению и систематическому обследованию членов семьи, постоянно контактирующих с больным, особенно детей. Сразу же после выявления у больного открытой формы туберкулеза члены семьи берутся на учет противотуберкулезного диспансера, данные их обследования, сведения о противотуберкулезных прививках, сделанных детям, заносятся в патронажную карту. Важным элементом П. является проведение сан.-просвет, работы с больным и членами его семьи.

П. на производстве предусматривает учет и лечение больных туберкулезом, работающих на данном предприятии, регулярные профилактические осмотры лиц, особенно находящихся в непосредственном контакте с больными туберкулезом. В порядке П. осуществляют также охрану интересов больного на производстве, решают вопрос о его трудоустройстве, следят за соблюдением инструкций, согласно к-рым не допукаются к работе в пищевых и коммунальных предприятиях, детских дошкольных, школьных и других учреждениях больные туберкулезом с активным бацилловыде-лением.

Патронаж психически больных

Патронаж психически больных предназначен для больных, к-рым дальнейшее пребывание в закрытых леч. учреждениях не показано, но в силу психической несостоятельности они не могут включиться полностью в обычную жизнь. Целью П. является долечивание психически больных во внебольничных условиях.

В связи с появлением нейролептических средств и интенсивным развитием социально-реабилитационного направления в психиатрии (см. Реабилитация) П., особенно в сельской местности, придают большое значение как организационной форме внебольничной психиатрической помощи, предоставляющей наиболее благоприятные возможности вовлечения больных в разнообразные трудовые процессы в условиях здоровой окружающей среды. П. организуется при психоневрологических и психиатрических учреждениях и может осуществляться в семье больного, в чужих семьях отдельными лицами и производственно-трудовыми коллективами (колхозами).

Выбор колхозов и семей, в к-рые могут быть помещены больные, направление их на П. и снятие с П. производится патронажной комиссией, состоящей из гл. врача психоневрологического или психиатрического учреждения, врача, осуществляющего функции заведующего П., и лечащего врача.

Договаривающиеся стороны заключают патронажный договор (соглашение), предусматривающий вза^ имные обязательства психоневрологического или психиатрического учреждения и патронирующих лиц или колхоза в отношении больных, помещаемых на П.

Помещению на П. не подлежат беспокойные больные, опасные для себя и окружающих, склонные к бродяжничеству, или же слабые, неопрятные больные, а также страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями или заразными болезнями (туберкулез, сифилис и т. д.). Запрещается перевод на П. больных, находящихся на принудительном лечении.

Наблюдение за больными, патронируемыми в семьях, их лечение и содержание осуществляется путем регулярного посещения (не реже одного раза в 3 мес.) на дому участковыми психиатрами и средним медперсоналом психоневрол, диспансеров, диспансерных отделений и кабинетов. В сельской местности, где на колхозный П. помещаются иногда значительные группы больных, для наблюдения за ними, осуществления мероприятий по социально-трудовой реадаптации психиатрическим учреждением, как правило, психиатрической б-цей, выделяется специальный медперсонал.

Больной находится на П. до изменения его психического состояния; при ухудшении состояния его переводят в соответствующее стационарное леч. учреждение, а при улучшении он может быть снят с П.

Библиография: Белова А. П. Организация медицинской помощи детям в условиях крупного города, JI., 1978; Бойцова О. С. Организация амбулаторнополиклинической помощи детям, М., 1978; Гребешева И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям, М., 1977; Дорошенко К. Г., JI e х-те р А. М. и П ь я н ы х А. М. Кабинет инфекционных заболеваний и противоэпидемическая работа на врачебном участке, Томск, 1976; E p e н к о в В. А. Медицинский работник и больной, с. 60, Кишинев, 1976; Методические указания по работе врача кабинета инфекционных заболеваний, сост. А. Ф. Подлевский, JI., 1971; Новгородцев Г. А., Д e м-ченков.а Г. 3. и Полонский М. JI. Диспансеризация населения в СССР, с. 100 и др., М., 1979; Практическое акушерство, под ред. Я. П. Сольского, с. 15, Киев, 1976; Реформатский H. Н. Семейное призрение душевнобольных в России и за границей, Спб., 1907; Серебрякова 3. Н. Организация психиатрического патронажа и перспективы его развития в СССР, М., 1965, библиогр.; Справочник по акушерству и гинекологии, под ред. JI. С. Персианинова и И. В. Ильина, с. 8, М., 1978.

И. В. Шаткин; В. П. Бисярина (пед.), Г. С. Клочкова (фтиз.), В. В. Кочемасова (ак.), 3. Н. Серебрякова (психиат.).

Проводится при постановке беременной на учет в женской консультации в сроки 8–13 недель. Задачей первого дородового патронажа является знакомство участковой медицинской сестры с будущей матерью, беседа с ней о важности, счастье и большой ответственности быть матерью. При первом дородовом патронаже участковая медсестра должна выяснить состояние здоровья беременной, узнать, как протекает беременность, в каких условиях будущая мать живет и трудится. Патронаж должен отличаться особой скрупулезностью, стремлением как можно точнее выявить все обстоятельства, которые могут оказать вредное влияние на здоровье будущего ребенка. Особое внимание должно быть обращено на возможность токсического воздействия на плод вследствие употребления матерью никотина, алкоголя и других токсических веществ.

В зависимости от характера заполнения документации в детских поликлиниках создаются картотеки дородовых патронажей или истории развития будущих пациентов. В целях наиболее полного охвата всех необходимых вопросов и экономии времени медсестры для выполнения дородовых патронажей используются специальные схемы. При использовании любых схем медсестра при первом дородовом патронаже должна дать беременной следующие советы:

· 1.Исключить рабочую вредность, если таковая имеется.

· 2.Чередовать работу и дом, труд и отдых.

· 3.Постараться избегать конфликтных ситуаций в семье и квартире.

· 4.Наладить правильное питание в пределах допустимого для беременной: сырые и вареные овощи, фрукты, молоко, творог, отварное мясо, витамины А, Д и др. по назначению врача.

· 5.Отремонтировать помещение, приобрести своевременно все необходимое для новорожденного.

· 6.При наличии в семье Тbc-больных подумать, где будет находиться мать и ребенок первые два месяца после выписки из роддома.

Второй дородовой патронаж

Второй дородовой патронажучастковая медсестра выполняет в период декретного отпуска беременной на 31–32-й неделе.



Участковые педиатры выполняют дородовые патронажи беременных с тяжелой экстрагенитальной патологией, токсикозом, а также при наличии других показаний.

Основная цель второго дородового патронажа беременной - контроль выполнения назначений врача женской консультации и рекомендаций, данных медсестрой детской поликлиники при первом патронаже и в школе будущих матерей.

При втором дородовом патронаже выясняют самочувствие беременной, переведена ли она, если это было нужно, на легкую работу, сроки декретного отпуска. Во время второго дородового патронажа уже прослеживается забота о будущем ребенке: сюда входит подготовка молочных желез матери к лактации, организация уголка новорожденного, приготовление для него белья, одежды и т.д. Уточняется адрес, по которому будут жить мать с ребенком.

Третий дородовой патронаж

Третий дородовой патронаж в зависимости от обстоятельств выполняет участковая медсестра или участковый педиатр. Показаниями к выполнению этого патронажа являются тяжелая соматическая патология беременной, неблагополучный акушерский анамнез, тяжелый токсикоз беременной, а также неблагоприятные социально-бытовые условия. О подобных пациентках в детскую поликлинику сообщает старшая медсестра женской консультации. Кроме того, показания к третьему дородовому патронажу формируются на основании изучения предыдущих дородовых патронажей, выполненных участковой медсестрой. Третий дородовой патронаж сугубо индивидуален, и поэтому выполняется по индивидуальной для каждого случая схеме.

По результатам дородовых патронажей участковый педиатр определяет группу «риска» среди беременных, т.е. выявляет контингент будущих матерей, дети которых должны будут находиться под особо пристальным вниманием участкового врача и врачей соответствующих специальностей. В группу «риска», несомненно, следует отнести экстрагенитальные заболевания будущей матери, профессиональные вредности и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет (фертильный возраст, по данным ВОЗ, с 14 до 49), токсикозы первой и второй половины беременности, угрозу выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД во время беременности, т.е. факторы, наличие которых будет определять распределение детей по группам здоровья.

Основными задачами КЗР являются (Положение № 8 к приказу МЗ СССР №60 от 19.01.83):

· пропаганда здорового образа жизни в семье;

· обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание, гигиенический уход);

· санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний, подготовка к поступлению в ДДУ;

· контроль за НПР детей.

В обязанности медсестры КЗР входит:

· прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год, 2-го года жизни - не менее 4-х раз в год, 3-го года жизни - не менее 1 раза в полугодие, старше 3-х лет - один раз в год;

· в соответствии с назначениями врача:

§ а) консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка,

§ б) обучение матери методике проведения массажа и гимнастики,

§ в) проведение контрольного кормления, выполнение расчета питания,

§ г) выполнение назначений врача по профилактике рахита,

§ е) проведение диагностики НПР детей.

· обучение родителей методике и особенностям вскармливания;

· освещение вопросов профилактики возникновения вредных привычек;

· обучение методике гигиены полости рта;

· обеспечение родителей методическими материалами;

· консультация участковых медсестер по вопросам воспитания и развития детей, физического воспитания и закаливания детей, диагностики НПР детей;

· оказание помощи участковому врачу в проведении занятий для беременных, в школе молодой семьи;

· участие в подготовке детей к поступлению в ДДУ;

· осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой;

· ведение в истории развития ребенка ф.112/у - вкладыша-карты посещения КЗР;

· оформление в комнате ожидания КЗР стендов и выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей;

· распространение новых методических материалов по вопросам санитарного просвещения.

Медицинская документация КЗР

1. Учетная форма № 112/у - вкладыш-карта посещения кабинета по воспитанию здорового ребенка.

2. Учетная форма № 039/у - табель рабочего времени врача.

3. Учетная форма № 038/у - табель рабочего времени медсестры.

Оснащение КЗР

Оснащение кабинета здорового ребенка и необходимые методические материалы:

№ п/п Наименование оборудования (оснащения) Количество, штук
1. Стол
2. Стул
3. Весы электронные для детей до года
4. Весы
5. Аппаратура для инфракрасной терапии
6. Бактерицидный облучатель воздуха
7. Пособия для оценки психофизического развития ребенка по требованию
8. Стетофонендоскоп
9. Термометр медицинский
10. Тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года
11. Шпатель по требованию
12. Пеленальный стол
13. Стол массажный
14. Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов
15. Емкость для дезинфицирующих средств по требованию

Осмотр новорожденного ребенка

Период новорожденности - один из наиболее важных периодов детского возраста. Это период адаптации ребенка к новым условиям жизни. Обеспечение в неонатальный период оптимального выхаживания новорожденного , совершенствование методов диагностики и лечения уже возникших заболеваний, необходимо для формирования здоровья во все последующие годы.

Общий осмотр новорожденного имеет большое диагностическое значение. Во время осмотра врач получает общее представление о состоянии здоровья ребенка, его развитии, своевременно выявляет возможные отклонения.

Если ребенок спит будить его в начале осмотра не следует. Данные частоты пульса и дыхания при этом будут наиболее точными.

Для подсчета дыхания врач подносит фонендоскоп к носу ребенка и фиксирует время. Подсчет частоты дыхания проводится за одну минуту, в связи с не регулярным дыханием и периодическими остановками - апноэ. Средняя частота дыхания составляет 40 в минуту во сне и 60 во время бодрствования.

Осмотр проводится на полужестком пеленальном столике, при температуре окружающего возраста не менее 22 градусов Цельсия.

Новорожденного обследуют не ранее чем через час после кормления, что позволяет создать комфортные условия для ребенка и произвести тщательное обследование.

Теплыми руками, осторожными движениями его полностью раздевают.

Пока ребенок спокоен, осматривают сердечную область. Пальпируется верхушечный толчок. Аускультация сердца проводится по общепризнанной методике, в типичных точках. Тоны сердца ясные, ритмичные. Довольно часто в области сердца выслушивается короткий систолический шум, обусловленный становлением гемодинамики.

Частота сердечных сокращений новорожденного составляет примерно 140 ударов в минуту.

Легкие выслушиваются в симметричных участках с обеих сторон по передней, боковым поверхностям. Дыхание у новорожденного везикулярное, несколько ослабленное. Затем дыхание выслушивается по задней поверхности.

Живот имеет округлую форму, активно участвует в акте дыхания. Во время спокойного бодрствования проводится пальпация органов брюшной полости. Передняя брюшная стенка эластичная и упругая, живот мягкий.

Край печени пальпируется по среднеключичной линии. Выступает из-под реберной дуги на 1-1,5 сантиметра.

Селезёнку определяют в левом подреберье - в норме она не пальпируется.

Оценивается состояние пупочной ранки, которая заживает к концу второй неделе жизни. Пупочные вены и пупочные артерии в норме не пальпируются.

Кожные покровы осматриваются детально. Пальпация кожи проводится в разных участках. Окраска кожи новорожденного ярко розовая из-за тонкого эпидермиса и хорошо выраженной сети капилляров. Кожу осматривают последовательно сверху - вниз. Особенно тщательно за ушами, в складках шеи, в подмышечных областях, в паховых областях – где могут развиваться опрелости.

На ощупь кожа новорожденного нежная, эластичная, бархатистая. Физиологическая эритема к концу первой неделе жизни исчезает.

Проверяется эластичность кожи: при попытке собрать её - складка моментально расправляется.

Развитие подкожно-жировой клетчатки проверяется визуально и пальпаторно на конечностях, на животе и под лопатками.

Тургор мягких тканей проверяется ощущением сопротивления при сдавлении на внутренней поверхности плеча, бедра.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

1. Работа в кабинете участкового педиатра. Правила оформления листка первого патронажа новорожденного.

Задание к самостоятельной работе:

1. Проведение первого дородового патронажа (совместный с патронажной сестрой)

Цель : Познакомиться с семьей, дать советы беременной по питанию, режиму дня, по обеспечению комфортных условий развития плода.

Срок патронажа:10 – 12 недель

2. Дата заполнения патронажа.

4. Возраст беременной.

5. Профессия и место работы.

6. Профессиональные вредности.

7. Данные об отце: Фамилия, Имя, Отчество, профессия, место работы, профессиональные вредности.

8. Сбор генеалогического анамнеза (начертить генеалогическое дерево).

9. Бытовые условия и гигиена жилища.

10. Материальные условия и обеспеченность.

11. Здоровье родителей и членов семьи: туберкулез, венерические, нервно-психические, сердечно-сосудистые, аллергические, эндокринные, онкологические заболевания.

12. Вредные привычки: алкоголизм, курение матери и отца.

13. Акушерский анамнез: беременность по счету ___, закончилась родами ______, живых детей ____, мертворождения ______, причины смерти _________, выкидыши (да, нет) причины.

14. Срок настоящей беременности, течение беременности, дата взятия на учет в женской консультации.

15. Состояние здоровья.

16. Самочувствие.

17. Перенесенные острые заболевания в период беременности и в какие сроки.

18. Исключены ли профвредности и с какого месяца беременности. (если профвредности имеются)

19. Выполняет ли режим сна, отдыха, прогулок.

21. Предполагаемый срок родов.

22. Интерпретация диагноза. Отметить состояние беременной, ребенок желанный или нет, степень риска для плода: высокая, низкая.

23. Рекомендации по характеру и режиму питания, сна, отдыха, по исключению конфликтных ситуаций в семье (по возможности), профессиональных вредностей, если они имеются, приглашение в Школу материнства по подготовке к встрече новорожденного). Рекомендации должны быть расписаны подробно!



Студент: (подпись)

СХЕМА 2-го ДОРОДОВОГО ПАТРОНАЖА

Цель: прогнозирование состояния здоровья будущего ребенка, определение группы риска, прогнозирование возможностей гипогалактии, своевременное принятие профилактических мер. Готовность семьи к рождению ребенка.

Срок патронажа: 32-34 недели

2. Дата заполнения патронажа.

3. Фамилия, Имя, Отчество беременной женщины.

4. Состояние здоровья беременной женщины, ее самочувствие.

5. С какого времени в декретном отпуске.

6. Перенесенные острые заболевания с момента первого патронажа и их течение, применение лекарственных средств.

7. Выполнение режима дня.

8. Характер питания

9. Соблюдение личной гигиены.

10. Подготовка грудных желез к кормлению ребенка.

11. Проводится ли антенатальная профилактика рахита, анемии.

13. Оказать помощь по организации уголка для новорожденного: подобрать место для кроватки, дать советы по приобретению необходимых предметов ухода за новорожденными, белья, медикаментов.

Студент: (подпись )

Схема первичного патронажа новорожденного ребенка

2. Дата выполнения патронажа.

3. Фамилия, Имя, Отчество ребенка.

4. Дата рождения (число, месяц, год).

5. Дата выписки из роддома (число, месяц, год).

6. Фамилия, Имя, Отчество матери, возраст.

7. Фамилия, Имя, Отчество отца, возраст.

8. От какой по счету беременности родился ребенок.

9. Течение настоящей беременности (протекла нормально, был ли токсикоз в I или во II половине беременности, угроза выкидыша, нефропатия, острые заболевания, анемия, травма и др.)

10. Принимала ли мать медикаменты во время беременности.

11. Прибавка веса.

12. Наследственная отягощенность соматическими, аллергическими заболеваниями, злокачественные новообразования у родителей.

13. Группа крови и резус-фактор матери.

14. Течение родов (физиологическое, стремительное, затяжное, неправильное положение плода).

15. Продолжительность родов.

16. Стимуляция родов: да, нет.

17. Оперативные вмешательства.

18. Где отошли воды.

19. Безводный период.

20. Ребенок родился доношенный, недоношенный.

21. Масса при рождении.

22. Масса при выписке.

23. Рост при рождении.

24. Ребенок закричал сразу.

25. Через какое время приложен к груди.

26. Сосал активно, нет. Часто, обильно срыгивал.

27. Вид вскармливания

28. Состояние ребенка в роддоме (вялый, возбудимый, рвота, гнойная инфекция).

29. Сделана ли БЦЖ.

30. На какие сутки отпала пуповина.

31. Состояние пупочной ранки в роддоме.

32. Желтуха (время проявления, выраженность, продолжительность).

33. Кожа (окраска, высыпания, продолжительность).

34. Состояние грудных желез.

35. Состояние пупочной ранки (сухая, мокнущая).

36. Состояние слизистых.

37. Размеры большого родничка.

38. Открыт ли малый родничок, размеры.

39. Движения в суставах (в полном объеме, ограничены).

42. Органы дыхания (перкуссия, аускультация). Лечебное дело.

43. Сердечно-сосудистая система (границы относительной сердечной тупости, аускультация). Лечебное дело.

44. Форма живота.

45. Печень (пальпация).

46. Стул (характер, сколько раз в сутки).

47. Мочеиспускание (свободное, задержка, сколько раз в сутки)

48. Рефлексы новорожденного (Робинсона, Море, Бабинского, Бауэра).

Студент: (подпись)

Примерная схема патронажа грудного ребенка

Цель: контроль за состоянием здоровья, развитием ребенка, питания, социальными условиями жизни, дата рекомендаций по организации режима, ухода, закаливания в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ребенка, контроль за выполнением советов, данных на предыдущем патронаже, своевременное выявление и коррекция дефектов питания, воспитания, режима дня.

1. Фамилия, имя, отчество ребенка, возраст

2. Жалобы матери на состояние ребенка.

3. Нервно-психическое развитие по основным линиям развития

4. Физическое развитие

5. Условия, социальные и санитарно-гигиенические: уборка помещения, проветривание, содержание белья.

6. Уход за ребенком: частота купания, содержание предметов ухода Самочувствие ребенка, его активность Выполнение режима дня: число кормлений, длительность дневного сна, бодрствование, прогулки.

7. Вскармливание (грудное, смешанное, искусственное), введение прикормов, корригирующих добавок, докорма.

8. Перенесенные заболевания за истекший период.

9. Состояние кожи, слизистых характер развития кожно-жирового слоя и толщина складки его на уровне пупка.

10. Состояние костной системы (форма головы, размеры большого родничка, состояние его краев, наличие зубов, форма голеней, предплечий, грудной клетки и др.).

11. Мышечная система (тонус, сила мышц).

12. Физиологические отправления.

13. Диагноз (заключение о состоянии ребенка, нервно-психическом развитии).

Вносится коррекция, если есть отклонения в выполнении матерью назначений, рекомендованных ранее;

Советы по питанию, правилам введения корригирующих добавок, прикормов, их приготовлению;

Советы по физическому воспитанию; знакомство с новыми комплексами массажа;

Советы по развитию новых умений и навыков у ребенка; занятия с ребенком по развитию самостоятельной деятельности.

Первый дородовый патронаж

проводится после постановки беременной на учет в женской консультации (которая и передает информацию в детскую поликлинику), желательно в сроке 8 – 12 недель.

Цель : обеспечение максимально комфортных и безопасных условий для развития плода.

При первом дородовом патронаже выявляются все неблагоприятные факторы, которые могут негативно повлиять на плод, и составляется план мероприятий по охране плода. Беременная, у которой выявлены факторы риска, ставится на учет для контроля, наблюдения и оказания ей помощи.

Условно выделяют следующие группы риска беременных женщин:

· женщины до 18 лет и первородящие старше 30 лет;

· женщины, имеющие массу тела менее 45 кг или более 91 кг;

· женщины, имеющие свыше 5 беременностей;

· женщины, с угрозой прерывания беременности (имеющие недоношенные или переношенные беременности в анамнезе);

· женщины с многоплодной беременностью;

· женщины с отягощенным акушерским анамнезом (аборты, выкидыши, мертворождения, узкий таз, пороки развития матки, рубцы матки и т. д.);

· женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, пороки развития сердца);

· женщины с социальными факторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные);

· женщины с профессиональными вредностями (медики, учителя, работницы лакокрасочных, гальванических цехов, фабрик, по производству моющих средств, почтальоны);

· женщины с вредными привычками (наркомания, табакокурение, токсикомания, алкогольная зависимость).

Групп риска может быть одна или несколько.

проводится в сроке 30 – 32 недели, т. е. при выходе женщины в декретный отпуск.

Цель: подготовка беременной и ее семьи к появлению новорожденного.

Медсестра должна дать семье информацию по следующим вопросам:

· подготовка комнаты для новорожденного;

· приданое для новорожденного;

· предметы ухода за новорожденным;

· аптечка для новорожденного;

· подготовка молочных желез к кормлению;

· питание и режим матери на период вскармливания;

· признаки родовой деятельности и тактика беременной;

· набор белья для выписки новорожденного из роддома.

В нашей стране проводится ряд обязательных мероприятий по антенатальной охране плода, независимо от групп риска беременной.

Это 3 основные программы:

1. медико – генетическое консультирование семей, отягощенных наследственными заболеваниями;

2. обязательная 3-х кратная (по необходимости и более) ультразвуковая диагностика беременных в сроке 6 – 12 недель, 14 -20 недель, 26 -32 недель.

3. проведение специальных исследований по показаниям, например: первобеременным 35 и более лет – определение сывороточных белков – маркеров ряда заболеваний.


Тема: «Неонатальный период».

Внеутробная жизнь человека начинается с момента перевязки пуповины.

Ребенок вступает в период новорожденности. С момента рождения прекращается плацентарное кровообращение и начинают функционировать легкие. Первый крик ребенка – это его первый вдох. Частота дыхания новорожденного 40 -60 в минуту, дыхание поверхностное, частота и глубина могут меняться. Во время периода новорожденности происходит адаптация организма к внеутробному существованию. Этот период длится 4 недели.

В периоде новорожденности выделяют 2 подпериода:

· ранний неонатальный - от рождения до 7 дней;

· поздний – с 8-го до 28 дня жизни.

В это время начинает функционировать малый круг кровообращения, наступает обратное развитие сосудов пуповины.

Ребенок переходит на энтеральное питание.

Начинает образовываться и выделяться моча.

Все системы организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия.

Новорожденный, родившийся в сроке 38 – 42 недели, с массой тела от 2501г. и более и длиной тела 46см и более, считается доношенным .

Но сначала надо определить признаки живорождения:

· самостоятельное дыхание;

· сердцебиение;

· пульсация пуповины;

· произвольные движения мышц.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков, ребенку немедленно оказывается реанимационная помощь.

Если отсутствуют все 4 признака, ребенка считают мертворожденным.

Оценку состояния новорожденного по шкале Вирджинии Апгар проводят в конце 1-й и 5-й мин жизни. В дальнейшем, если требуется продолжение реанимационных мероприятий, оценку повторяют каждые 5 мин до 20-й мин жизни.

Оценка по шкале Апгар складывается из суммы цифровых показателей 5 признаков:

* сердцебиение;

* дыхание;

* мышечный тонус;

* рефлекторная возбудимость;

* окраска кожи.

При хорошем состоянии новорожденного оценка по Апгар 8 - 10 баллов;

6 - 7баллов - удовлетворительное состояние;

5 и ниже – тяжелое состояние .