Татуировка сэр значение. Что именно нельзя колоть

Удивительно, но очень часто людей, абсолютно далеких от блатных понятий и воровского мира, тянет узнать значение той или иной татуировки. Конечно, от тюрьмы не зарекаются, все об этом знают. «Покажите мне человека с татуировкой, и я покажу Вам человека с интересным прошлым», писал Джек Лондон.

Что ж, порой, возвращаясь домой на общественном транспорте, Вы действительно можете заметить человека «с интересным прошлым», увидев разукрашенные дешевой краской пальцы или кисть руки. В этой статье мы поговорим о значениях распространенных тюремных татуировок, и и начнем мы с наколок в виде перстней на пальцах.

Тюремные тату перстни на пальцах и их значение

Уголовники в семье. Традиционно ассоциируется с аббревиатурой ЗЛО, которая расшифровывается как «заветы любимого отца».
Малолетка за плечами. Детство, проведенное в воспитательных колониях и исправительных лагерях.
Как правило такие перстни «носят» мусульмане. Полумесяц и диагональная линия обозначают отбытое наказание в исправительном учреждении строгого режима.
Сплошной черный перстень. Означает отбытый срок «от звонка до звонка». Вышел согласно приговору суда, без досрочного освобождения.
Можно встретить как у мужчин, так и у женщин. Опознавательный знак отбывших наказание в знаменитых Крестах — тюрьме в городе Санкт-Петербург.
Перстень сидящего за грабеж.
Одна из татуировок «опущенных» и «парашников». В основном делается принудительно. В 90е года можно было встретить карточных должников с таким перстнем. После освобождения зэки с таким клеймом часто закрашивали белую часть квадрата, превращая татуировку в черный сплошной черный квадрат (его значение написано выше).
Черный квадрат с поперечной белой полосой по диагонали. Обладатель такого перстня прошел зону и вышел на свободу.
Тату в виде диагональной белой полосы с тремя черными точками внутри на черном фоне. Это так называемый перстень «петуха»-гомосексуалиста. Такая наколка относится к касте опущенных и обиженных в тюрьме.
Черно-белая пиковая часть, разделенная косой линией. Обычно расшифровывается как «совершеннолетие встретил на зоне».
Перстень с червовой мастью справа внизу. Масть педофила — осужденного за развратные действия в отношении несовершеннолетней.
Знак авторитета. На перстне изображены червовая и трефовая масти в шахматном порядке.
Двуцветный перстень, разделенный косой чертой. В белой части расположен знак трефовой масти. Татуировка обозначает «прошел через Кресты» — знаменитую тюрьму в городе Санкт-Петербург.
Чаще всего такой перстень наносится принудительно. Его наличие на пальце обозначает срок за изнасилование несовершеннолетней — «Целкарик».
Татуировка «бубновый туз». Характеризует владельца как профессионального карточного шулера.
Такой символ можно встретить не только на пальцах. Обозначает «баклана», сидящего за хулиганство. Перстень выглядит как перевернутая пика на белом фоне.
И мужская, и женская татуировка. Обозначает тюремный срок за кражу. Распространенная воровская наколка.
Татуировка с изображением тюльпана на белом фоне. Ее владелец отбыл наказание в исправительно-трудовой колонии. Вокруг цветка также могут изображаться лучи, обозначающие срок или количество ходок.
Одна из татуировок «отрицал». Для обладателей таких наколок характерна фраза «Жить значит бороться». Владелец не отступит, не сдастся, готов прибегнуть к насилию.
Данный перстень обозначает «пахана», вора в законе. Тату выглядит как корона на белом фоне. Может изображаться с расходящимися лучами, число которых обозначает количество судимостей.
Татуировка со свастикой в белом круге. Знак отрицания, не имеет ничего общего с нацизмом. Символ анархизма, жестокости, агрессии на зоне.
Перстень с изображением серпа и молота. Его владелец не согласен с приговором. Тату встречается совместно с аббривиатурой БОГ: «был осужден государством».
Перстень в виде фигурного креста. Обозначает память об умерших родителях.
Знаменитый «собор». Наносится как в виде перстней, так и на больших участках тела. Наносится зеками, имеющими минимум три ходки. Количество куполов символизирует количество сроков.
Черный крест с расходящимися лучами, также обозначает судимость и количество тюремных сроков.
Тату в виде черного креста на белом фоне. Также обозначает тюремный срок. Может изображаться с цифрами, обозначающими длительность срока или количество ходок.
Перстень того, кто начал преступную деятельность будучи несовершеннолетним. Тату выглядит как черный крест с точкой и расходящимися лучами. «Один в кругу друзей».
Могильный крест — неоднозначная татуировка. Иногда встречается у отрицал. Может обозначать память об ушедних родственниках.
Черный крест на белом фоне как правило наносится на указательный палец. Обозначает отбытый срок. Можно встретить как у мужчин, так и у женщин.
Отличительный знак шестерки — зэка, выполняющего приказы авторитетов на зоне.
Достаточно редкая татуировка, обозначающая совершенное преступление по религиозным мотивам. Перевернутая звезда считается знаком сатанистов.
Перстень, обозначающий принадлежность к еврейскому сообществу. Классическая сионистская звезда Давида. «Прошел зону, но веру не предал».
Согласно тюремным понятиям знак пацифиста имеет совершенно отличное от классического значение. Такая тату наносится злостным нарушителям тюремного режима, служит знаком агрессии.
Кинжал, воткнутый в погон. Обозначает судимость за преступление против сотрудника правоохранительных органов. Расшифровывается как «смерть ментам».
Перстень «КОТ»: коренной обитатель тюрьмы. Татуировка означает долгое нахождение в тюрьме. Воровской символ.
Изначально морская татуировка. На перстне присутствуют сердце, якорь и сердце. Расшифровывается как «любовь и свобода».
Татуировка на пальце в виде зайца характеризует своего обладателя как склонного к развратным действиям или связям с проститутками.
Такая татуировка может быть на пальце как мужчины, так и женщины. Две полосы обозначает две ходки.
Знак отбывающего срок за убийство. Кинжал со змеей обозначает агрессию, жестокость.
Очень распространенный перстень. На спине паука располагается белый крест. Символ осужденного за грабеж.
Характерный символ «мужика» — соблюдающего нейтралитет на зоне.
Зачастую женская татуировка, обозначающая утраченную молодость. НА перстне изображены солнце и чайки.
«Прошел сучью зону».
Бывший вор, соблюдающий воровской кодекс. На татуировки изображены два белых треугольника на черном фоне. Цифра в верхнем обозначает срок, в нижнем — число судимостей.
Одна из воровских татуировок. Обозначает судимость за воровство.
Классическая женская тюремная татуировка. Обозначает ходку за хулиганство.

Что означают другие тату на зоне

Перстни — не единственный вид тюремной татуировки. Перед тем, как показать Вам другие наколки зэков, которые наносятся на совершенно различные части тела, должен сказать, что тюремная тату культура меняется так же стремительно, как и искусство нательной живописи.

Те значения, о которых мы говорим в данной статье, были актуальны к 90х и 2000х годах. Безусловно традиция блатных наколок жива в российских тюрьмах до сих пор и будет жить еще долго. Татухи до сих пор бьют самодельной краской из жженых подошв с добавлением йода. Но долго ли все будет именно так, сказать сложно.

Кстати, и среди известных личностей есть обладатели подобных работ. Одним из них является скандальный , о котором Вы можете прочитать в отдельной статье.

Женский перстень «воровка» Женская тату «первая судимость»
Вафлер Шестерка
Воровской авторитет Отрицала Убийца Собор
]
«Круглый сирота»

Реальные фото тюремных наколок

Наверняка вы слышали о знаменитой воровской тату звезды на коленях. О ее значении мы писали в отдельной статье. Это самая известная воровская наколка , за которую администрация тюрьмы без лишних вопросов избивает заключенного (исходя из рассказов бывших зэков), для того чтобы проверить, правда ли те не встают на колени. Ниже Вы найдете несколько фото распространенных тюремных наколок.

ВОТ, ЧТО НАС ГУБИТ!

«Живи людям себе!»

(древняя русская пословица)

Недавно на улице города я стал невольным свидетелем такого разговора, который до глубины души затронул меня и явился последней каплей, заставившей взяться за эту статью.

Беседовали двое молодых мужчин в присутствии своих жён и 10 – 12 летних детей: мальчика и девочки. Речь шла об их общем знакомом. Вот отрывок из этого диалога:

Я ему говорю: зачем ты звонишь мне? Ведь я не донимаю тебя своими проблемами! Вот и сейчас тоже… Какое мне дело, что у тебя пропал сын?! Это твоя проблема, у меня и своих хватает!

Он и мне сегодня утром звонил. Тоже жаловался! Назойливый, как муха. Делится своими неприятностями, плачется в чужую жилетку! Не хочет понять, что его проблемы никому не интересны!

Какой-то неизвестный мне человек искал помощи, сочувствия, соучастия у своих, видимо, довольно близких знакомых, а встретил жестокое равнодушие чёрствых эгоистов! Такими же будут (если уже не стали) их жёны и дети.

Не помнят они старинной русской пословицы: «Пьём, едим, как люди: чем же мы нелюди!»

В метро на станции «Невский проспект» часто вижу пожилую, полную, болезненного вида женщину. Опершись о стену и широко расставив ноги, она виртуозно исполняет на скрипке классические вещи. На полу перед ней - тарелка с несколькими монетами. Без сомнения она – профессионал, скорее всего преподаватель. У неё, наверняка, когда-то было много уважающих и любящих учеников. Может быть, кто-то из них многого достиг в жизни. Скорее всего, у неё хорошо развито чувство собственного достоинства, она помнит былую честь, оказываемую ей учениками и коллегами. Но мизерная пенсия, современная тяжёлая жизнь заставили «выйти на панель». Людям бы ей посочувствовать. А вместо этого слышу: «Знаешь, сколько эти попрошайки зашибают!?»

На тротуаре лежит человек. Может быть, он мёртв, болен или просто пьян. Прохожих это не интересует! Они, обойдя его или даже перешагнув, спокойно продолжают свой путь. Так он может пролежать очень долго. А если ему была необходима срочная медицинская помощь, и он её не дождался?

В автобусе, битком набитом пассажирами, молодой тщедушный парень вытащил из кармана сгорбленной старушки кошелёк. Она схватила его за рукав, держит и взывает о помощи. Однако рядом стоящие крепкие, рослые молодые люди, по виду студенты, мирно продолжают беседу. Их много, а воришка один. Не думаю, что они боятся его. Просто не хотят связываться: равнодушны к чужой беде! На остановке вор с кошельком спокойно выходит из автобуса. Пенсионерка рыдает. Возможно, она лишилась своей пенсии и на месяц осталась без средств к существованию!

Телевидение сообщает: забеременела одиннадцатилетняя девочка, тринадцатилетний мальчик задушил своего одноклассника, мошенники продали за один доллар морское судно и т. д. и т.п. Возмущения общества (электората, как сейчас принято называть население) не слышно!

В обывательской среде я не заметил бури негодования и по поводу бесподобных по жестокости и бесчеловечности событий в Беслане, взрывов в Москве и других наших городах, тем паче, - террактов за рубежом. Страх за себя у людей есть, а желания взяться всем миром за искоренение общего зла – нет!

Идёт очередной призыв в российскую армию. Опрос призывников показал: только четырнадцать процентов готовы защищать Отечество. Остальные заявили, не стесняясь, что в случае войны сразу дезертируют или сдадутся в плен! Думаю, что это даже «нашему» правительству не должно понравится! Кто же его безграничные возможности по обогащению будет защищать!? МВД и охрана здесь не помогут! Они пригодны только для войны с безоружными стариками на демонстрациях!

Большинство людей равнодушны даже к действиям правительства, направленным со всей очевидностью против них самих: повышению тарифов на жильё, инфляции, продаже земли, лишению заслуженных льгот и т.п. В акциях протеста участвуют только очень немногие! Естественно, в данном случае апатия властям на руку: народ безмолвствует – можно спокойно продолжать обирать его и дальше!

Хорошим показателем равнодушия наших людей является отношение к выборам депутатов всех ступеней. На избирательные участки с каждым годом приходит всё меньше и меньше. Даже денежные и водочные подачки кандидатов стали мало помогать. Россияне разуверились в возможность изменения своего положения в лучшую сторону, а в худшую – привыкли! Привыкли ко лжи властей, их обещаниям райской жизни, морям крови в теле боевиках, назойливым страшилкам жёлтой прессы и….перестали реагировать!

При желании, каждый читатель может к приведенным мною примерам сегодняшнего равнодушия соотечественников к ближнему, обществу, государству может добавить десятки других, своих!

Народа, как монолитного коллектива, объединённого и сплочённого общей идеей, единым порывом на достижение общих целей в нынешней России уже нет! Либерал-демократы своего добились! Каждый живёт сам по себе и для себя. Лозунг: «Пепси! Бери от жизни (для себя любимого) всё!» реализован. А кто же будет восстанавливать разрушенную экономику (удваивать внутренний валовой продукт), возрождать Россию как мировую державу, с оружием в руках защищать её интересы? Да и будет ли вообще существовать страна, если никому ни до чего, кроме самого себя, дела нет!?

Л.Н. Гумилёв в своих работах приводит массу исторических примеров, как исчезали народы, рушились государства и империи в результате утраты пассионарности, апатии, равнодушия людей. Не эта ли судьба ждёт и Россию? Может быть, нам пора очнуться, вспомнить: какими мы были, и постараться вернуться к прошлому!?

О былой доброте, любви к ближнему, неравнодушии, склонности к сопереживанию русских людей хорошо написал один из крупнейших историков XIX -го века В.О. Ключевский в статье «Добрые люди древней Руси». … «Когда видишь, что человек тонет, первое движение – броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление на него произведёт наша помощь!» То есть, первой Заповедью русского человека всегда было неравнодушие к судьбе ближнего. Русское общество под руководством Православной церкви в продолжение веков училось понимать и исполнять и вторую из двух основных Заповедей – Заповедь о любви к ближнему. Эту любовь наши предки всегда видели в сострадании к нуждающемуся, страждущему. И первым требованием полагали личную милостыню (помощь). Идея этой милостыни была положена в основу практического нравоучения, потребность в ней у русских людей воспитывалась всеми средствами. Любить ближнего, как считали наши предки, – это значит, не пройти мимо нуждающегося, протянуть ему руку помощи, накормить голодного, напоить жаждущего. Человеколюбие считалось высшей добродетелью. В.О. Ключевский даёт множество примеров проявления высокого человеколюбия русских людей, принадлежащих к разным слоям общества, в различные периоды русской истории. Заветом наших предков нам – потомкам служит мысль: «Жить – значит любить ближнего, т.е. помогать ему жить; больше ничего не значит жить и больше не для чего жить!» Удивительно замечательные слова! Можно ли их забывать!?

У казаков издревле существовал обычай о появлении в доме гостя оповещать всю округу выстрелом из ружья. Это означало, что хозяин готов защищать его всеми средствами. Этот прекрасный обычай сохранился и по ныне у некоторых восточных народов.

Неравнодушие, неприязнь, ненависть к врагам Отечества всегда культивировались особо, ибо эти чувства помогают поддерживать высокий моральный дух воинов и являются необходимым условием их победы в войне.

Старшее поколение может вспомнить трудные годы Великой Отечественной войны и годы послевоенной разрухи. В СССР было уничтожено семьдесят тысяч городов и сёл, погибло более двадцати миллионов граждан! Материально жилось много труднее, чем сегодня! Но советские люди были совершенно другими, не похожими на сегодняшних! В них жила общая идея, порыв, жажда победы над врагом и восстановления утраченного. Только благодаря этому наш народ победил в войне, по сути, всю Европу; в кратчайшие сроки восстановил народное хозяйство и пошёл дальше – создал великое и могучее Советское государство, уважаемое всем миром! По многим показателям государство, превзошедшее Соединённые Штаты Америки, войной не разрушенные, а на ней ещё больше разбогатевшие!

Равнодушие людей (по В.И. Далю – это покой, косность души, сердца, чувств, рассудочность, холодность, безучастность) начало заметно проявляться в нашем обществе уже во времена Хрущёва. Постепенно расширяясь и углубляясь, оно достигло апогея в наши безрадостные и бездуховные реформенные дни. В короткой статье вряд ли возможно вскрыть все причины этого народного бедствия, но основные из них назвать следует.

Материальное житейское благополучие, технические достижения цивилизации, как и всё в мире, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Широкое жилищное строительство и расселение коммуналок в шестидесятых – семидесятых годах, внедрение в быт советских людей телевидения существенно повлияли на их единение, способствовали внедрению в их сознание индивидуализма. Имея персональную квартиру с телевизором и телефоном, люди стали реже ходить в гости друг к другу, замкнулись в своём семейном мирке. Вечера стали проводить не в беседах на общей кухне или за доминошным столом во дворе дома, а перед телевизором. Телефон во многих случаях заменил личное, душевное общение. Стали ослабевать и рваться даже родственные и семейные связи. Индивидуализм наступал быстрыми темпами. (Кстати, этот процесс охватил не только нашу страну, но и весь западный цивилизованный мир). Своя квартира потребовала обустройства – стали расти частнособственнические настроения. Хрущёв в своей экономической политике сделал ставку на материальную заинтересованность. Это «подлило масла в огонь». Подняли головы диссиденты – сторонники западного образа жизни, либеральной идеи, поклонники потребительства; люди, в системе ценностей которых материальные ценности преобладали над духовными. Как известно, либеральная идея реализуется в политике в форме буржуазной демократии, в экономике – в форме капитализма и предполагает свободу предпринимательства во всех сферах общественной жизни. Предпринимательство же зиждется на эгоизме. Что бы ни говорили нынешние ангажированные буржуазией СМИ, но предприниматель работает на себя, для личной выгоды и он не может быть одновременно эгоистом в производстве и альтруистом в других видах общественной жизни. Иными словами, либеральное общество – это общество эгоистов!

Эгоизм (от латинского еgo – я) – это принцип поведения, заключающийся в том, что человек следует только своим личным интересам, не считаясь с интересами других, с интересами общества. В либеральном обществе с его понятием Добра и Зла это вовсе не порок, а норма, а его антипод – альтруизм (от латинского alter – другой, бескорыстное служение другим людям) – это условность, глупость, мешающая красиво жить. Конечно, и в буржуазном обществе есть и альтруисты, но их меньшинство. Ведь государство служит буржуазии и всеми средствами проповедует её ценности и взгляды. Благодаря огромному влиянию СМИ очень многие люди и не принадлежащие к классу буржуазии, т.е. не имеющие капитала и не использующие его для получения прибыли, тоже становятся равнодушными эгоистами.

Хочется отметить ещё одну – психологическую причину апатии сегодняшних россиян. Либеральное государство в начале девяностых годов заменой системы ценностей социалистической на буржуазную обесчестило и унизило человеческое достоинство огромной массы образованных, т.е. наиболее мыслящих и активных людей: учёных, инженеров, офицеров, учителей, врачей, работников культуры и т.п. В советском государстве было очень престижно иметь высшее образование, тем паче, учёные степени и звания. Известно, что этические категории честь и достоинство человека определяются его оценкой обществом и самооценкой соответственно. Высокая честь и достоинство человека жёстко связаны между собой и стимулируют его общественную активность. Снижение общественного статуса интеллигенции – лишение бывшей ранее высокой чести и достоинства – привело к снижению её общественной активности. Невостребованная масса прежде почитаемых людей опустила головы, ушла в себя, став апатичной ко всему.

Вот, вкратце, на наш взгляд основные причины, по которым мы – русские люди пришли к нынешнему бездушному, эгоистическому буржуазному обществу. Остаётся только добавить, что до 1917-го года буржуазия с её либеральной идеей в России хотя и существовала, но господствующей никогда не была. В те времена государственной была не буржуазная эгоистическая, а аристократическая система ценностей, в которой индивидуализм, эгоизм не были приоритетными, и высшими добродетелями считались воинские доблести, служение вере, царю и Отечеству. Из всего сказанного следует только один вывод: если мы хотим сохраниться на Земле как нация со своим государством, то либеральную идею следует заменить более плодотворной, ибо иначе она нас погубит.

Новая идея обустройства общества – это новая система взглядов на мироздание, принципиально новое мышление, в котором должны соединиться материализм и идеализм, наука и религия, духовное и материальное. Этот процесс объединения ещё недавно казавшегося несовместимым уже идёт в сознании передовых людей.

[email protected]

Крепко связан с преступным миром, ведь именно здесь зародилась традиция наносить на тело определенные рисунки, имеющие глубокую символику и способные рассказать абсолютно всё о своем владельце. В России даже тем, кто не является частью воровского мира , хорошо знакома татуировка бардак, фото которой Вы видите в нашей статье.

Татуировка бардак на плече

История тюремной татуировки

Клеймение нарушителей закона специальным тавром существовало еще в Российской Империи, где им удостаивались те преступники, которых посылали на каторгу в Сибирь. Со временем уголовники сделали нательные рисунки частью своей культуры, способной рассказать о месте осужденного в криминальной иерархии, его преступлениях, отношениях с законом и властью, идеологии и взглядах на жизнь.

Огромное значение тюремной наколки в России подтверждается и тем, что уже в 1930-х годах были созданы целые отделы в правоохранительных органах, занимающиеся изучением и протоколированием нательной живописи осужденных.

С помощью этих материалов можно было установить склонность человека к определенным видам преступлений, понять психологию преступника и его отношение к власти. Во времена советской власти тюремные татуировки могли быть причиной для подозрения в совершении преступления.

Способы нанесения рисунков за колючей проволокой никогда не отличались особой гигиеничностью, что нередко приводило к ампутации частей тела или даже смерти заключенных. Распространенным способом татуирования было использование игл или скоб от книг, заточенных об каменные стены и примотанных к спичке. Чернилами служила паста из шариковых ручек или же смесь сахара и сажи.

Художественность рисунка никогда не стояла на первом месте, но нередко и в тюрьмах можно найти настоящие шедевры на телах преступников.

Еще один вариант татуировки бардак на плече заключенного

У меня есть татуировка бардак на ноге . Выполнена очень художественно , так что не стыдно и людям показать, да и никакого негативного значения она не несет.

Александр, Нижний Новгород

Азартная татуировка бардак

Бардак

Очень популярна за колючей проволокой татуировка бардак, значение которой находится в обширных пределах и определяется исходя из конкретного изображения.

Бардак представляет собой комбинацию элементов, которые воплощают человеческие пороки, присущие носителю наколку. Как правило, эта татуировка лишь указывает на связь человека с криминальным миром, не определяя его место в иерархии, поэтому нанести ее на зоне может любой желающий. Иногда рисунок может набиваться по решению сокамерников, но только при согласии самого человека.

Уголовная татуировка бардак на спине зэка

Это интересно . Исследователи тюремной татуировки считают, что бардак может наноситься на тело с двумя противоположными установками. С одной стороны, человек может любить свой разгульный образ жизни, веселый кутеж. С другой стороны, некоторые набивают бардак в знак предостережения самого себя от пагубных привычек.

Череп в татуировке бардак

Символика рисунка часто воплощается во фразе «то, что нас губит» и содержит произвольную комбинацию следующих элементов:

  • Оружие . Револьверы, ружья, патроны, ножи , кинжалы .
  • Женщины . Обычно изображают схематичные фигуры девушек или женские головы .
  • Алкоголь . Бутылки со спиртным, стопки, рюмки.
  • Наркотики . Изображение шприцов, игл, ампул.
  • Азартные игры . Деньги, нарды, карты.

Художественное выполнение такой композиции приподнимает человека в глазах других заключенных.

Бардак на плече зэка

Место нанесения и цветовая гамма

Так как этот рисунок не имеет строгой формы, его наносят на самые различные части тела. Чаще всего бардак можно увидеть на плече, предплечье или груди . Встречается он также на ногах или спине.

Но где бы ни размещалась татуировка бардак, эскизы ее классически выполняются в синем цвете, как и большинство рисунков преступного мира.

Эскиз одного из вариантов татуировки бардак

Фотокорреспондент «ВЧ» Сергей Васильев объездил более 40 колоний и тюрем, изучая и фотографируя татуировки на телах заключенных.

Если вы видите выколотую на груди незнакомца обнаженную женщину, то это совсем не значит, что владелец этого тела — любитель эротики. В зависимости от сюжета он может быть женоненавистником, убийцей, мирным членом общества или «голубым». Все дело в трактовке. Обнаженная женщина, привязанная к пылающему столбу. Носитель наколки был осужден за убийство женщины. Поленья могут указывать срок наказания.

Палач с топором, полуобнаженная женщина, плаха: татуировка встречается у лиц, осужденных за убийство родственника. Вторичное значение — «смерть изменнице».

Обнаженная женщина, обвитая змеей, с яблоком в руке, библейский сюжет о змее-искусителе: «На преступление толкнула женщина».

«Женщина-искуситель»: (Если такая татуировка на спине, то перед вами пассивный гомосексуалист.)

Изображение женщины и дьявола: «попал в зону из-за женщины».

Обнаженная женщина, распятая на кресте с надписью «Аминь»: абстрагированный символ мести. Наколка наблюдается среди воровских лидеров и наносится на грудь или бедро.
Тюремная решетка, роза и кинжал: Хозяин наколки отбывал срок за хулиганство в воспитательно-трудовой колонии.
Если кинжал и роза без решетки — «кровь за измену». Голова девушки — «Совершеннолетие встретил в ВТК».

Череп, пробитый кинжалом, роза, змея, обвивающая кинжал: воровской символ. Корона над змеей указывает на татуировку воровского авторитета — вора в законе.

Русалка на якоре: встречается у моряков и у лиц, отбывавших наказание за изнасилование или развратные действия. Реже наблюдается у пассивных гомосексуалистов.

Скрещенные стрела и ключ: символ квартирного вора — домушника.

Сабля без ножен: татуировка символизирует агрессивность и тайную угрозу. Наносится на предплечье, запястье. Сабля в ножнах означает, что уголовник «завязал».

Крест с цепью: выкалывается в верхней части груди и указывает на веру в свой рок. Если крест изображен в виде трефовой масти, то хозяин наколки — вор.

Джинн, вылетающий из кувшина: татуировка наркоманов.

Паук в паутине — татуировка наркоманов. Может выкалываться на голове под волосами.

Паук без паутины означает карманника.

Три карты, пробитые стрелой: нательный знак карточных шулеров.

Палач, казнящий обнаженных женщин: татуировка иногда дополняется аббревиатурой БОГ (был осужден государством). Символизирует ненависть к законам. Такое же значение имеет изображение черта.

Дракон, летящий над замком: татуировка встречается у расхитителей государственной или коллективной собственности, «цеховиков». Означает также полную конфискацию имущества.

Бегущий олень: «Я родился свободным и умру свободным». Наносится на грудь и указывает на склонность к побегу.

Ковбой с голой девушкой на коне: рисунок может сопровождаться аббревиатурой ОМУТ (от меня уйти трудно).Означает склонность к риску и авантюрам.

Рука в кандалах, сжимающая нож, также надпись «МИР»: «Меня исправит расстрел». Наколка встречается у отрицал, паханов.

Голова тигра или гладиатор: носителями татуировки выступают «быки» и бойцы (лица, чинящие физическую расправу по приказу вора в законе).

Руки в кандалах, сжимающие крест с распятием Иисуса Христа: символизирует веру в блатное братство, преданность воровскому делу.

Орел с чемоданом в когтях: означает гастролера. Если в лапах женщина — осужден за изнасилование.

Роза с шипами: владелица сего — лесбиянка.

Скрипка со смычком: пассивный гомосексуалист. Несколько музыкальных инструментов означают групповой секс.

Корона с изображением четырех карточных мастей: «Король всех мастей» — гомосексуалист, склонный ко всем формам разврата.

К числу насильственных татуировок, наносимых в местах лишения свободы, относятся татуировки, сделанные не оплатившим карточный долг или осужденным по «грязным» статьям — за изнасилование, мужеложство, растление несовершеннолетних, а также уличенным в «неблаговидных» поступках в местах лишения свободы — стукачестве, сотрудничестве с администрацией, кражи у своих и тому подобное. Наносятся насильственные татуировки обычно на спину, реже — на ягодицы. После освобождения обладатель насильственной татуировки чаще всего пытается от нее избавиться: удаляет часть кожи или дополняет рисунок новыми деталями.

Татуировки на ногах присущи отрицалам. Обычно изображаются кандалы и наколенные звезды.

АББРЕВИАТУРЫ

АЛЕНКА — а любить ее надо, как ангела.

БОГ — бог отпустит грехи; был осужден государством; боюсь остаться голодным; буду опять грабить.

БОСС — был осужден Советским Союзом (или советским судом).

ВУЗ — вечный узник закона; веселым умру зеком.

ГУСИ — где увижу, сразу изнасилую.

ДНО — дайте немного отдохнуть.

КЛЕН — клянусь любить ее навек.

КОТ — коренной обитатель тюрьмы.

МИР — меня исправит расстрел.

СЭР — свобода — это рай.

Во многих криминальных мужских татуировках фигурируют женщины. При этом рисунок совсем не обязательно символизирует любовь или лирические чувства.

Каталог криминальной татуировки

Для уголовной живописи характерно отсутствие смысловой привязки к рисунку или тексту. Полуобнаженная женщина с цветком может символизировать жестокость, благозвучное «БОГ» означает «был осужден государством», а наколка кота указывает на «коренного обитателя тюрьмы».

Здесь приведен классический каталог татуировок, которые чаще всего встречались среди профессиональных уголовников.

Значение татуировок

1. Полуобнаженная женщина в гусарском одеянии, сидящая на пушке с горящим факелом в руке. «В мире прекрасны два явления - любовь и смерть». Символизирует верность женщине и скрытую угрозу мести за измену. Наносится на грудь или спину.

2. Обнаженная женщина, привязанная к пылающему столбу. «Смерть за измену». Означает, что носитель наколки был осужден за убийство женщины. Поленья могут означать срок наказания. Место татуировки - грудь, бедро.

3. Палач , казнящий обнаженных женщин. Татуировка иногда дополняется аббревиатурой «БОГ» (см.). Символизирует ненависть к законам и админорганам.

4. Женщина и дьявол . «Любовь и ненависть (добро и зло) всегда рядом». Означает, что владелец татуировки попал в места лишения свободы из-за женщины. Наносится на грудь или бедро.

5. Женщина на крыльях . Татуировка небольшого размера, наносится на запястье. Символизирует удачу, фарт, случайное везение. Чаще всего встречается у воров.

6. Обнаженная женщина с горящим факелом в руке, тюремная решетка, змея, крест, человеческий череп, топор, деньги. «Ничто не вечно в этом мире». «На все воля Божья». Татуировка лагерного авторитета. Может сопровождаться текстом о бренности мирского существования. Наносится только на грудь.

7. Фрагмент колючей проволоки . Обобщенный символ, указывающий на то, что владелец татуировки прошел исправительно-трудовое учреждение. Наносится на запястье.

8. Палач с топором , полуобнаженная женщина, плаха. Татуировка встречается у лиц, осужденных за убийство родственника (или родственников). Вторичное значение - «Смерть изменнице». Наносится на грудь.

9. Средневековый шлем . Символ борьбы, братства, решимости. Вначале наносился лишь на запястье, теперь встречается на плече и бедре. Указывает на вора или грабителя.

10. Штык . Старейший символ воровского мира. Символизировал угрозу, предостережение, силу. Наносился на запястье, предплечье, иногда на бедро. Татуировка встречалась среди рецидивистов. Сегодня наблюдается крайне редко.

11. Обнаженная женщина, распятая на кресте с надписью «Аминь ». «Я сполна отомстил за измену». Абстрагированный символ мести (не обязательно женщине). Наколка наблюдается среди воровских лидеров и наносится на грудь или бедро.

12. Тюремная решетка, роза и кинжал . Хозяин наколки отбывал срок за хулиганство в воспитательно-трудовой колонии. Наносят на предплечье или плечо. Если кинжал и роза без решетки - «Кровь за измену».

13. Голова девушки . «Совершеннолетие встретил в ВТК». Место татуировки - плечо, реже - грудь.

14. Обнаженная женщина на крылатом колесе. «Колесо фортуны ». Символизирует веру в удачу. Наносят на грудь.

15. Череп , пробитый кинжалом, роза, змея, обвивающая кинжал. Воровской символ. «Наша жизнь - борьба». Корона над змеей указывает на татуировку воровского авторитета - вора в законе, положенца, смотрящего. Встречается на плече, реже - на груди.

16. Крест с цепью . Выкалывается в верхней части груди и указывает на веру в свой рок. Если крест изображен в виде трефовой масти, то хозяин наколки - вор.

17. Обнаженная женщина , обвитая змеей, с яблоком в руке . Библейский сюжет о змее-искусителе. «На преступление толкнула женщина». «Женщина-искуситель». Наносится на грудь, плечо. Татуировка иногда встречается среди пассивных гомосексуалистов (обычно на спине).

18. Рука с тюльпаном , обвитая колючей проводкой. «В ВТК встретил 16 лет». Место татуировки - плечо.

19. Руки в кандалах , держащие розу. «18 лет встретил в ВТК» (кандалы символизируют «полноценного уголовника»). Наносят на плечо.

Две последние татуировки распространены также среди женщин.

  • Каталог :

20. Русалка на якоре . Встречается у моряков и у лиц, отбывавших наказание за изнасилование или развратные действия. Реже наблюдается у пассивных гомосексуалистов. Татуировка наносится на грудь или спину.

21. Вилы . Один из старейших преступных символов России. Сначала он служил отличительным знаком крупных малин и воровских авторитетов. Его оставляли на тюремных стенах, используя как средство связи. Позже стал наноситься на плечо, бедро или предплечье. Символизирует угрозу, силу. Сейчас встречается редко.

22. Восьмиконечная звезда . Татуировка лагерных авторитетов - воров в законе, отрицал, паханов. Наносится под ключицу.

23. Полуобнаженная женщина, сидящая на магическом шаре . Над головой - полумесяц. Символизирует веру в потусторонние силы. Наносится на грудь или спину. Встречается у мусульман и евреев.

24. Медведь , держащий средневековый топор с изображением трефовой масти. Указывает на медвежатника - взломщика. Может также означать, что осужденный отбывал наказание на «лесоповале» - в ИТУ, специализирующихся на заготовках леса. «Закон - тайга, черпак - норма, медведь - прокурор».

25. Скрещенные стрела и ключ . Символ квартирного вора - домушника. Наносится на предплечье или бедро.

26. Женщина с обнаженной грудью и прижатым к губам указательным пальцем. «Silentium!» - «Молчание !» Символизирует недоверие к женщине. «Пока в миру существуют женщины, тайн не будет». Наносится на грудь.

27. Звезда Давида , обвитая крылатой змеей. Владелец татуировки - еврей и принадлежит к крылатым - лагерным авторитетам.

28. Сабля без ножен . Татуировка символизирует агрессивность и тайную угрозу. Наносится на предплечье, запястье. Сабля в ножнах означает, что уголовник «завязал». Встречается очень редко.

29. Надпись Hoc est in votis . «He люби деньги - погубят, не люби женщин - обманут, а люби Бога (или свободу)».

30. Женщина, пистолет, деньги, бутылка, шприц, нож, карты . «Вот, что мы любим» или «Вот, что нас губит». Символизирует разгульную жизнь, расточительство.

31. Лев в окружении средневекового оружия - меча, топора, лука, стрел, булавы. Символизирует силу и власть. Лежащая перед львом книга означает мудрость. «Жесток, но справедлив». Татуировка авторитетов. Наносится почти всегда на грудь.

32. Летящий демон . Рисунок может дополняться надписью «Fatum» (рок). Наносится на грудь и означает жестокость. «Мой бог - злой Демон». «Грехи оплатит сатана». Встречается у быков, бойцов, отрицал.

33 и 34. Татуировки наркоманов. Джинн , вылетающий из кувшина. Наносится на грудь, плечо или переднюю часть бедра. Паук в паутине может выкалываться на голове под волосами. Паук без паутины означает карманника.

35. Три карты , пробитые стрелой. Нательный знак карточных шулеров.

36. Орел на вершине горы. Символ власти и свободы. Татуировка лагерных авторитетов.

37. Черт . Наколка относится к так называемым «оскалам» и символизирует ненависть к административным структурам. Наносят на грудь. Сопровождается текстами антигосударственного содержания.

38. Амур с луком, змей-искуситель, голуби, пробитое стрелой сердце. Художественная татуировка. «Искушен тобой навеки». Наносится на грудь или спину.

39. Дракон , летящий над замком. Татуировка встречается у расхитителей государственной или коллективной собственности, «цеховиков». Означает также полную конфискацию имущества. Наносится на грудь и спину.

40. «КОТ - коренной обитатель тюрьмы ». Изображение кота наносят рецидивисты, сравнивающие себя с этим животным. В кошке сочетаются гордость и привязанность к дому (дом вора - тюрьма). Рисунок может сопровождаться текстами типа «И вот я дома».

41. Символ власти фараона . Сначала встречалась лишь у лагерных авторитетов. Затем татуировку стали накалывать воры, перепродающие краденые вещи. Сейчас встречается редко. Наносилась на руки.

42. Горящее распятие с женщиной. «На преступление толкнула женщина». «За измену отомщу». «Осужден за убийство женщины».

43. Бегущий олень . «Я родился свободным и умру свободным». Наносится на грудь и указывает на склонность к побегу.

44. Рыцари . «Сила и верность». Наносится на грудь.

45. Ковбой с голой девушкой на коне. Рисунок может сопровождаться аббревиатурой «ОМУТ» («От меня уйти трудно»). Означает склонность к риску и авантюрам. Татуировка наносится на грудь.

46. «Cowgirle » - девушка-ковбой. «Миром правит золото и дерзость». Распространена среди злостных нарушителей лагерного распорядка.

47. Женщина, роза, кинжал . «Месть за измену». Место татуировки - предплечье.

48. Женщина со шпагой, нанизывающая сердца. «Разбила сердце». «Сердцеедка ». Татуировка посвящена даме сердца и наносится на грудь или бедро. Встречается также У женщин. Число сердец указывает на количество покоренных мужчин.

49. Женщина в подкове , обвитой колючей проволокой. «Тюрьмой обязан женщине».

50. Рука в кандалах , сжимающая нож. «Руку - вору, нож - прокурору». «Меня исправит расстрел». Символизирует жестокость, насилие. Наколка встречается у отрицал, паханов.

51. Крест , объятый пламенем, с надписью «Верь в Бога, а не в коммунизм». Политическая татуировка. Как правило, ее наносили политзаключенные (см. главу «Политические татуировки»).

52. «Вот что от нас осталось ». Владелец татуировки мною лет провел в тюрьмах и лагерях (число колючек на проволоке может указывать на исправительно-трудовой стаж). Вторичное значение татуировки - «За все легавым отомщу». Встречается на груди и спине.

53. Зэк, плачущий за решеткой . «Будь проклят тот о г века и до века, кто тюрьмой решил исправить человека». Наносится на грудь или спину. Как и предыдущая наколка, указывает на лагерного старожила.

54. «Ну, мент, погоди! » Карикатура на сотрудника милиции. Часто волка изображают в форменной фуражке, кителе и с портупеей. Наносится на бедро и поясницу.

55. Пляшущие скелеты . Символизирует риск, бесстрашие, презрение к смерти. Впервые татуировка появилась в Мексике и была «импортирована» в Советский Союз в 60-х годах. Место наколки - плечо или грудь.

56. Нептун . Сила и власть. «Жалость к человеку унижает вора». Рисунок встречается и у моряков.

57. Индеец . «Лишен гражданских прав». Подобные татуировки наносили политзаключенные и диссиденты.

58. Парусник . «Вечный бродяга» или «Вечный странник». Указывает на гастролера. Белые паруса означают вора, черные - гопника. Иногда число мачт указывает на количество судимостей. Наносится на грудь и бедро.

59. Дерущиеся быки . «Кто сильнее, тот и прав». Символизирует агрессию, борьбу за власть. Наносят лагерные авторитеты. Рисунок может сопровождаться текстом. Место татуировки - грудь.

60. Голова тигра . «Жестокость и ярость». Носителями татуировки выступают быки и бойцы (лица, чинящие физическую расправу по приказу вора в законе). Встречается на груди и плече.

61. Латинская буква «D» , тигр, держащий в лапе череп, корона, пиковая масть. Символизирует насилие. Татуировка характерна для гопников.

62. Гладиатор . Наносится быками и бойцами. Чаще всего - на грудь. С меча может стекать кровь, что указывает на бойца со «стажем».

63. Пират с ножом в зубах. На ноже надпись «ИРА» («Иду резать активистов»). Татуировка встречается у отрицал. Лагерный актив - Служба внутреннего порядка («СВП»). Эту службу отрицалы называют «Сука вышла погулять» и «Суке вышла половина» (досрочное освобождение).

64. Руки в кандалах , сжимающие крест с распятием Иисуса Христа. Символизирует веру в блатное братство, преданность воровскому делу.

65. Монах с гусиным пером. Указывает на «писаря» - карманного вора, совершающего кражи с помощью остро-заточенных предметов - бритвы, монеты, кольца.

66. Орел с чемоданом в когтях. Означает гастролера. Если в лапах женщина - «Осужден за изнасилование». Наколка может свидетельствовать о склонности к побегу.

67. Женщина со змеей на шее. Подразумевает жестокость и насилие. Встречается у восточных народов.

68. Наполеон . Символ власти и авантюризма.

69. Жук . «Желаю удачной кражи». Татуировка воров-карманников. Она наносится между большим и указательным пальцами. Вместо жука может изображаться паук без паутины или блоха.

70. Рука с кинжалом , пронизывающая дьявола. Наколка антисемитов. «Бей жидов, спасай Россию!», «Убийство еврея не преступление, а очищение мира от посланников Сатаны». Подобные татуировки считались политическими и уничтожались.

71. Черт с мешком . «Было счастье, да черт унес». Владелец татуировки имеет большой воровской опыт.

72. Женщина с обнаженной грудью. На груди - амулет в виде буквы «М» и короны. «Месть за измену ». Символизирует агрессивность, насилие, жестокость.

73. Плачущая муза . Татуировка символизирует скитание, непризнанный талант, разочарование. Встречается также у женщин.

74. Грифон . «Хранитель тайн». Распространен среди восточных народов.

75. Север — «Отбывал наказание на Севере».

76. Орел меж двух деревьев разных климатических поясов. Означает вора-гастролера и склонность к побегу. Череп в когтях символизирует насилие.

А.В.Кучинский