Трехкомпонентная теория любви. Роберт Стернберг

Экология жизни. Психология: Различные стадии и типы любви могут быть объяснены как различные комбинации этих трех элементов...

Любовь складывается из 3-х факторов:

Близость – охватывает чувства близости, связности, и тайных чувств души.

Страсть – двигатель, которые приводит к роману, физической привлекательности и сексуальным отношениям.

Обязательства – охватывает в ближайшей и долгосрочной перспективе решение остаться с данным человеком, общие достижения и планы, связанные с этим человеком.

  • "Количество" любви , которую каждый испытывает, зависит от абсолютной силы этих трех компонентов;
  • "тип" любви, которую каждый испытывает, зависит от их сил друг относительно друга.

Различные стадии и типы любви могут быть объяснены как различные комбинации этих трех элементов. Отношения, основанные на единственном элементе, менее вероятно выживут, чем отношения, основанные на двух или трех элементах.

Отсутствие любви = Отсутствие всех трех из компонентов любви

Симпатия / дружба = Близкая симпатия характеризует истинную дружбу, в которой человек чувствует тайны/комплексы, теплоту, и близость с другим, но отсутствует страсть и долгосрочные обязательства.

Увлеченная любовь (страстная) = Чистая страсть. Романтичные отношения часто начинаются как увлеченная любовь и становятся романтичной любовью, поскольку близость развивается в течении долгого времени. Однако, не развивая близость или обязательство, увлеченная любовь может внезапно исчезнуть.

Пустая любовь = Пустая любовь характеризована обязательством без близости или страсти. Иногда, более сильная любовь трансформируется в пустую любовь. В культурах, в которых распространены устроенные браки, отношения часто начинаются как пустая любовь и развиваются в одну из других форм с течением времени.

Романтическая любовь = Романтическая любовь связывает людей эмоционально через близость духовную и физическую, посредством страстного возбуждения.

Дружеская любовь = Близкий, нестрастный тип любви, которая более сильна, чем дружба, из-за элемента долгосрочных обязательств. Сексуальное желание отсутствует как элемент дружеской любви. Этот тип любви часто встречается в браках, в которых страсть ушла из отношений, но остается глубокая привязанность, и обязательства. Любовь, идеально разделенная между членами семьи, является формой дружеской любви, как любовь между близкими друзьями, у которых есть платоническая, но сильная дружба.

Глупая любовь (роковая) = Может иллюстрироваться ураганным ухаживанием и браком, в котором обязательства мотивированы в значительной степени страстью без стабилизировавшегося влияния близости. Отношения складываются посредством того, что одна сторона соглашается на сексуальную жизнь для решения проблем (обязательства) или оказывает давление/вынуждение в половых актах. Имеет тенденцию больше к Пустой любви.

Также интересно:

Совершенная (идеальная) любовь = Полная форма любви, представляющая собой идеальные отношения, к которым стремятся люди. Из семи вариантов если присутствует Совершенная любовь, то можно говорить о том, что это и есть «прекрасная пара». Согласно теории Стернберга, такие пары продолжают иметь потрясающий секс более пятнадцати лет или больше в отношениях, они не могут вообразить себя счастливыми с кем-либо еще, они преодолевают свои трудности изящно, и восхищаются друг другом. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Дружеские отношения взрослых людей

Установление близких отношений

Поиск партнера, создание тесной эмоциональной связи, построение долговременных отношений - задачи, стоящие перед большинством молодых взрослых людей. Однако множественные стили и виды взаимоотношений не поддаются простому анализу. Здесь мы сделаем обзор различных предположений и подходов.

610 Часть IV. Взрослость

По мнению Беверли Ферр (Fehr, 1996), дружеские отношения составляют сущность жизни взрослого человека. Хотя, выражаясь словами Ферр: «Существует столько определений дружбы, сколько есть социальных ученых, изучающих данную проблему», есть несколько общих для всех дружескизготношений аспектов. Близкие друзья - это люди, которым мы доверяем, на{которых рассчитываем, сталкиваясь со сложными ситуациями, они всегда готовы помочь, нам нравится проводить с ними время. Подобно романтическим отношениям, дружба обычно характеризуется позитивной эмоциональной привязанностью, удовлетворением потребностей и взаимозависимостью (Brehm, 1992). В главе 16 мы вернемся к дружеским отношениям взрослых; важно отметить, что дружба часто включает элементы, очень похожие на компоненты, входящие в состав любви.

Трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга (Sternberg, 1986, 1997) демонстрирует сложности, встречающиеся на пути достижения любовных отношений. Стернберг полагает, что любовь имеет три составляющих, как показано на рис. 14.4. Первая из них - интимность, чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Интимность - чувство привязанности или тесных отношений с любимым человеком. Нам хочется сделать жизнь любимых лучше. Мы искренне любим их и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они окажутся рядом с нами в трудную минуту, и стараемся всегда сделать то же самое для них. У нас общие занятия, мы разделяем с ними бытовые проблемы, мысли и чувства. Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в отношения любви, супружеские или подобные супружеским.

Страсть - вторая составляющая любви. Этим понятием обозначается физическое влечение, возбуждение и сексуальное поведение в отношениях. Сексуальные потребности важные, но не единственные потребности, мотивирующие поведение человека в процессе взаимоотношений. Например, потребности в самоуважении, принятии и принадлежности также могут играть важную роль. Иногда интим-

Рис. 14.4. Трехкомпонентная теория любви Стернберга. Источник: Sternberg, 1986; адаптировано по Feldman, 1998

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 611



ность приводит к возникновению страсти; в других случаях страсть предшествует интимности. Кроме того, бывает, что страсть существует без интимности или интимность существует без страсти (как в отношениях сиблингов).

Вершина треугольника любви Стернберга - решение/обязательство. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект - решение о наличии влюбленности или ее осознание. Долговременный аспект - осознание важности сохранения этой любви. Связь составляющей «решение/обязательство» с двумя другими составляющими может иметь различный характер. Для демонстрации возможных комбинаций Стернберг (Sternberg, 1986) разработал систематику любовных отношений, приводимую нами в табл. 14.1. Очевидно, что большинство людей, заинтересованных в супружеских отношениях, надеются, что они будут сравнимы с совершенной любовью. Но, к сожалению, не одна пара ошибочно принимала слепое увлечение за любовь; а во многих браках умирает страсть, и с ее уходом отношения теряют романтичность.

Интимность может разрушаться отрицательными чувствами, в частности гневом. Страх быть отвергнутым также создает преграды близости, особенно когда он приводит к ложной идентичности, в основе которой лежит желание угодить другому человеку, а не реализация важных личностных потребностей. Традиционные способы ухаживания могут разрушить интимность, если они состоят из одних лишь ритуальных действий и разворачиваются на уровне фасадного общения. Некоторые виды поведения наносят близости еще больший вред: случайный секс, садистическая правдивость, напускная холодность не являются благодатной почвой для развития интимности.

Таблица 14.1 Систематика видов любви, основанная на трехкомпонентной теории Стернберга

Виды любви Компонент
Интимность Страсть Решение/ обязательство
Симпатия + - -
Страстная любовь - + -
Пустая любовь - - -
Романтическая любовь + + -
Любовь-товарищество + - +
Слепая любовь - + +
Совершенная любовь + + +
Примечание: «+» - компонент присутствует; «-» - компонент отсутствует. Эти виды любви представляют собой предельные случаи, базирующиеся на трех компонентах теории любви Стернберга. Большинство реальных любовных отношений попадают впромежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви выражаются континуально, а не дискретно.

Кто-то сказал: "У любви тысяча лиц, и ни одного истинного". Разработанная американским психологом Робертом Стернбергом "Трехкомпонентная теория любви" опровергает этот тезис. В настоящее время эта психологическая концепция широко используется во всем мире.

Из чего сделана любовь

Согласно Стернбергу, в основе любой формы любви лежат три компонента. Это близость , страсть и обязательства .

Близость - чувство эмоциональной общности, единства, привязанности, сопричастности друг другу. Это чувство возникает, например, когда у вас есть общая тайна, общая цель, и т.д.

Страсть - сильное притяжение к объекту, желание его; включает в себя влюбленность и чувство сексуальной или романтической привлекательности.

Обязательства - в краткосрочной перспективе решение оставаться с партнером, создавать, поддерживать и развивать отношения; в долгосрочной перспективе планирование совместного будущего или совместных достижений.

Конечно, идеальные отношения, с точки зрения Стернберга, содержат все три компонента, а различные комбинации этих психологических составляющих любви создают семь различных ее видов, которые охватывают практически все отношения.

Близость Страсть Обязательства
Нелюбовь
Симпатия/дружба х
Влюбленность х
Пустая любовь х
Романтическая любовь х х
Дружеская любовь х х
Роковая* любовь х х
Совершенная любовь х х х

* Роковая любовь по-английски звучит как "fatuous love" - то есть "глупая любовь" (прим. перев.)

Виды любви и нелюбовь

Нелюбовь - просто отсутствие всех трех компонентов любви. Нелюбовь характеризует большинство наших отношений, если они являются просто случайными взаимодействиями.

Симпатия/дружба - включает набор чувств, которые мы обычно испытываем в дружеских отношениях: близость, привязанность, и теплоту без сильной страсти и долгосрочных обязательств.

Влюбленность - это страсть при отсутствии душевной близости и взаимных обязательств. Страсть может явиться основой будущей романтической любви. Все, что для этого нужно - появление у влюбленных чувства близости. Романтическим отношениям сложно возникнуть на пустом месте, потому что для развития близости требуется время. Имея в своей основе только страсть, и будучи лишена близости и обязательств, влюбленность может исчезнуть так же внезапно, как и возникла.

Пустая любовь характеризуется обязательствами без близости и страсти. Сильная любовь может со временем превратиться в пустую любовь. В обществах, где распространены браки по соглашению родителей ("устроенные" браки), супружеские отношения могут сначала иметь характер пустой любви, но с течением времени развиться в другую ее форму, потому что пустая любовь - это вовсе не конец отношений. "Напротив", - пишет Стернберг, - "это скорее их начало".

Романтическая любовь происходит из комбинации близости и страсти, влюбленные связаны не только физическим влечением друг к другу, но также чувством эмоциональной близости. Такие отношения глубоки и страстны, но влюбленные не берут на себя никаких обязательств.

Дружеская любовь - близость без особенной страсти. Такая форма любви более сильна, чем простая дружба, из-за присутствия в ее основе элемента долгосрочных обязательств. Такой тип любви мы видим, когда супруги живут в браке уже много лет. Страсть понемногу утихла, уступив место глубокой привязанности и твердым обязательствам. Любовь друг к другу членов семьи является по своей форме именно дружеской, также как и любовь между близкими друзьям, связанными узами платонической, но сильной дружбы.

Роковая любовь . Головокружительное ухаживание и стремительный брак, почти полная невозможность сопротивляться засасывающему влюбленных водовороту страсти, - и возникающие сразу серьезные обязательства. Эта форма любви не случайно в английской транскрипции звучит как "глупая": ведь влюбленные принимают на себя обязательства тогда, когда между ними еще нет и намека на эмоциональную близость. Очень часто позже страсть проходит, а обязательства остаются.

Совершенная любовь - идеальная любовь, к которой стремятся все люди. Именно такие отношения имеют в виду, когда говорят: "посмотрите, какая прекрасная пара". Согласно Стернбергу, эти пары продолжат иметь прекрасный секс спустя пятнадцать - или больше - лет в отношениях, они не представляют себя более счастливыми с кем-то еще, кроме своего партнера, свои незначительные проблемы они преодолевают изящно, и выражают свое восхищение друг другом. Однако Стернберг предостерегает, что поддержание отношений совершенной любви едва ли не более трудно, чем их достижение. Он подчеркивает большую важность активной демонстрации друг другу в отношениях всех трех компонентов любви. “Без выражения", - предупреждает Стернберг, - «даже самая идеальная любовь может умереть". Таким образом, совершенная любовь, возможно, не является постоянной. Если страсть утихает из-за того, что прошло время, совершенная любовь, скорее всего, перерастет в дружескую любовь.

Попробуйте составить список всех своих знакомых и напротив каждого имени напишите тот тип отношений, который между вами существует. Возможно, Вы обнаружите, что Ваша любовь больше (или меньше), чем Вы думали.

Предсказание Любви

Раз уж мы говорим о любви, вкратце коснемся психологических исследований о тех людях, с которыми нам суждено испытать это удивительное чувство.

Вопреки нашим фантазиям о том, как возникает любовь (в толпе людей вы внезапно встречаетесь глазами с незнакомцем/незнакомкой, и это - любовь с первого взгляда), основные предвестники любви намного более прозаичны, чем многие из нас думают.

Оказывается, с наибольшей вероятностью мы вступаем в отношения с теми, с кем знакомы , кто похож на нас, и с кем мы близки . Психологи обнаружили, что то, насколько и как близко Вы знакомы с человеком, определяет, вступите ли Вы с ним в отношения. Другими словами, весьма маловероятно, что Вы отправитесь на свидание с абсолютным незнакомцем.

Подобие - тоже один из главных критериев выбора человека для знакомства. Интересно, что психологи в большей части своих исследований, касающихся этого фактора отношений, обнаружили, что старая пословица “противоположности притягиваются” является в значительной степени несоответствующей действительности. Вы с большей степенью вероятности вступите в отношения с тем человеком, который разделяет Ваши ценности, интересы, взгляды на жизнь, и т.д.

Наконец, наиболее удивительно, что вступлению в отношения способствует близость . Причем не только эмоциональная, но и физическая!
Например, исследователям удавалось предсказать образование пар, измеряя физическое расстояние между комнатами в общежитиях университетских городков. Чем ближе физически Вы находитесь к кому-то (сидите в одном классе, посещаете одну и ту же прачечную, стоите в одной и той же очереди, живете в одном и том же блоке общежития, и т.д.), тем с большей вероятностью Вы вступите с ним в отношения.

Конечно, фантазии очень привлекательны. Однако результаты психологических исследований мало согласуются со сказкой о "горячем и страстном незнакомце, не сводящем с меня глаз". И конечно, каждый выбирает сам: жить в реальности или плакать над несбывшейся фантазией.

Любовь - одно из явлений, остающихся необъясненными, несмотря на то, что современная наука объяснила почти все. Некоторые утверждают, что мы никогда не сможем до конца понять, что такое любовь. И раз у нас пока нет приемлемой теории, соединяющей все кусочки разрозненного любовного паззла (химические, когнитивные, физиологические) воедино, мы можем, по крайней мере, классифицировать ее психологически. Кто знает, может быть, именно это поможет Вам посмотреть на свои отношения под новым углом и открыть в себе что-то важное, сделав еще один шаг по пути личностного роста.

В 1986 году американский психолог Роберт Стернберг предложил свою трехкомпонентную теорию любви. На его взгляд, любовь имеет три составляющие: интимность (в некоторых переводах - близость, но мне кажется слово «интимность» более точным), страсть, обязательства. В идеале - для продолжительных полноценных отношений в супружестве необходимо сочетание всех трех компонентов. Это совершенная любовь. По сути, все люди именно к ней и стремятся, но не тут-то было. Нельзя сказать, что такого сочетания в жизни не случается.

Во-первых, довольно часто в начале отношений мы можем наблюдать именно такое сочетание - люди, движимые страстью, взаимным сексуальным притяжением, чувствуют эмоциональную близость, взаимный обмен и поддержку, и готовы взять на себя обязательства друг перед другом. Хочется верить, что именно в таком состоянии люди и принимают решение соединить свои жизни в семью. Но дальше все происходит по-разному. Или до того все происходит по-другому. Некоторым парам удается сохранить это соотношение всю жизнь. Но - увы! - их не слишком много.

Страсть - это мотивационная составляющая любви. Она включает в себя сексуальное притяжение, сексуальное влечение и сексуальное поведение. В каком-то смысле страсть подобна наркотику; оказывая стимулирующее воздействие и являясь источником наслаждения, она способна вызывать неутолимый любовный голод. Но нужно понимать, что страсть может быть шире сексуальности. Это некоторая одержимость, и может включать упоение властью и другие сильные эмоции. Как правило, страсть связана с потребностью в близости, в эмоциональной привязанности, и порождает стремление к интимности. Но не всегда. Бывают ситуации, когда страсть не сопровождается близостью, и наоборот - близость может существовать без страсти. К сожалению, современные тенденции общественного сознания, признающие и - часто пропагандирующие «секс без обязательств», сексуальные контакты как кратковременные связи обесценивают необходимость близости в сексуальных отношениях.


Интимность (близость)- это эмоциональная составляющая любви. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом близкими связями. Эта близость имеет несколько различных проявлений. Любящим хочется сделать жизнь тех, кого они любят, лучше и легче. Любящие искренне симпатизируют любимым, испытывают удовольствие, когда общаются с ними. Они искренне готовы поддержать любимых в трудную минуту и рассчитывают получить то же самое в отношении себя. У них общие интересы, увлечения, занятия. Они делятся друг с другом своими мыслями, чувствами и вещами. Иногда между ними возникает ощущение взаимопонимания без слов. Фактически, как считает Стернберг, именно общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любовь. Но интимность может возникать между людьми и без всякой страсти, как братско-сестринские отношения. Извечный гендерный вопрос - может ли существовать дружба между мужчиной и женщиной имеет конкретный практический ответ - вполне может, если есть близость, но нет страсти и сексуального влечения. Потребность в принятии, тепле и взаимопонимании в некоторых случаях может оказаться сильнее сексуальной потребности. Кстати, довольно часто случается, что брак, где давно улеглась страсть и сошло на нет сексуальное влечение оказывается достаточно устойчив, если сохранена интимность.

Обязательства (в некоторых переводах - привязанность, но более точным будет именно «обязательства») - это когнитивный компонент любви. Это решение человека о том, что он любит кого-то (кратковременный аспект) или решение сохранять отношения (долговременный аспект). Помните, как при венчании - беру тебя в горе и радости, в богатстве и в бедности, в болезни и здравии. Это что-то про это. Довольно часто случается, что в браке уже и секса нет, и взаимных интересов - но взятые обязательства о воспитании детей, совместная собственность, материальные обязательства удерживают людей вместе.

Итак, три компонента, и их сочетания могут быть разные.

Восемь разновидностей любви по Стернбергу, обусловленные различными комбинациями трех компонентов - страсти, интимности и обязательств

Легко догадаться, что в первом случае отношений никаких не будет, а восьмой встречается не очень часто. Стернберг считал, что если присутствуют два компонента, то отношениям есть, на чем держаться, хотя доля дискомфорта будет присутствовать. Ну а если только один компонент - то, увы, риск для пары очень большой.Тремя компонентами любви, согласно треугольной теории, являются близость, страсть, и обязательства.

Отсутствие любви представляет собой отсутствие всех трех компонентов любви. Отсутствие любви характеризует подавляющее большинство наших личных отношений, повседневное взаимодействие.

1) Симпатия/Дружба: Человек чувствует близость, связанность и теплоту по отношению к другому, без чувства сильной страсти или долгосрочных обязательств.

2) Влюбленность: увлеченная любовь появляется при пробуждении страсти в отсутствии близости и обязательств. Романтические отношения часто начинаются как безрассудная любовь и превращаются в романтическую любовь с появлением близости со временем. Без появления близости или обязательств, влюбленность может исчезнуть внезапно.

3) Пустая любовь характеризуется обязательствами без близости или страсти. Более сильная любовь может вырождаться в пустую любовь. В культурах, в которых распространены устроенные браки, отношения супругов могут начинаться как пустая любовь и развиться в другую форму, демонстрируя «как пустая любовь не обязательно является конечной стадией длительных отношений…[но] скорее началом чем концом.

4) Романтическая любовь происходит из сочетания близости и страсти в любви.Романтические любовники не только обращены физически друг к другу, но также связаны эмоционально — однако не имеют поддерживающих обязательств.

5) Дружеская любовь это близкий, не страстный тип любви, сильнее чем дружба благодаря элементу долгосрочных обязательств.Этот тип любви наблюдается в долгих браках, где страсти больше нет, но где глубокая привязанность и обязательства остаются.

6) Роковая любовь может быть представлена головокружительным ухаживанием и браком — ее глупость в том что обязательства строятся на базе страсти без стабилизирующего влияния близости.

7) Совершенная любовь это полная форма любви, представляется как идеальные отношения к которым люди стремятся. Из семи вариаций любви, совершенная любовь в теории является той любовью, ассоциируемой с понятием «идеальной пары». Согласно Стенбергу, эти пары продолжают иметь отличный секс спустя более пятнадцати лет отношений, они не могут представить себе более счастливые длительные отношения с кем-то ещё, они решают свои малочисленные затруднения с легкостью, и каждый наслаждается в отношениях с партнером.Хотя, Стенберг предупреждает что поддержание совершенной любви может быть даже сложнее чем её достижение. Он подчеркивает важность переноса компонентов любви. Хотя, совершенная любовь не может быть вечной. Если страсть теряется со временем, она может перейти в дружескую любовь.

Р. Стернберг говорит о том, что любовь имеет три составляющих.

Первая составляющая -- интимность. Это чувство близости, которое любящие люди испытывают друг к другу. Оно может проявляться по-разному: это и желание сделать жизнь любимого человека лучше, и чувство удовольствия оттого, что он находится рядом; это готовность прийти ему на помощь в трудную минуту и расчет на то, что и он поступит также.

Вторая составляющая -- страсть. Это физическое влечение, приводящее к сексуальным отношениям. Но страсть базируется не только на сексуальных потребностях, в нее входят и компоненты близости, такие, как потребность в принадлежности кому-то, потребность в поддержке, потребность в самоуважении. В межполовой любви иногда страсть предшествует близости, иногда наоборот, сначала формируется чувство близости. Когда речь идет вообще о человеческой любви, один из этих компонентов может отсутствовать, например, любовь братьев и сестер включает компонент близости, но не сопровождается страстью.

Третья составляющая -- обязательство. Мы принимаем на себя некие обязательства перед другим человеком -- решаем, что он является для нас особенным, сохраняем ему верность и т. п. Это то, что Р. Мэй обозначает термином «воля в любви» -- любовь предполагает не просто предпочтение одного человека другому, но выбор, что означает отказ от всех других вариантов, а значит, предполагает волю.

Все перечисленные составляющие любви могут присутствовать в ней в различной степени выраженности. Если предположить, что все три составляющие достигли своих крайних значений, положительных или отрицательных, то получатся следующие возможные комбинации, дающие «виды» любви.

Симпатия. В ней присутствует интимность, а страсть и обязательства отсутствуют.

Страстная любовь. Здесь присутствует только компонент страсти, интимность и обязательства отсутствуют.

Придуманная любовь. Такая любовь встречается чаще всего в подростковом возрасте. Она предполагает наличие обязательств, принятых только одной стороной, например, подросток решает, что он будет любить какого-то человека, которого часто даже не знает лично (киноактер, певец и т. п.), что естественно исключает интимность и страсть.

Романтическая любовь. Такая любовь чаще всего также встречается в юности. В ней присутствуют интимность и страсть, но ей недостает ответственности зрелого человека, так как в ней отсутствуют обязательства.

Любовь-товарищество. В такой любви присутствуют интимность и обязательства, а компонент сексуального влечения (страсти) не выражен. К такой любви могут приходить пары после длительной супружеской жизни.

Слепое увлечение предполагает страсть и обязательства, но интимность в ней отсутствует.

Совершенная любовь. В ней присутствуют все три компонента.

Используя классификацию Р. Стернберга, можно обратить внимание клиента на то, что не все виды любви подходят для брака. Это относится, например, к страстной или романтической любви, в которых отсутствует компонент обязательств. Опираясь на данную классификацию, можно также показать, что одни виды любви могут сменяться другими -- романтическая любовь должна закономерно перейти с течением времени в любовь-товарищество благодаря появлению обязательств и т. д.

Другой работающей в практике консультирования классификацией может быть названа классификация Т. Кемпера. Основанием для выделения различных видов любви здесь выступают различные сочетания двух факторов -- власти и статуса. Власть -- это способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, или возможность наказывать партнера. Статус -- это желание идти навстречу требованиям партнера, т. е. желаемый результат достигается не благодаря силе, а благодаря положительному отношению партнера. Т. Кемпер выделяет семь видов любви.

Романтическая любовь. Партнеры в равной степени обладают и статусом, и властью по отношению друг к другу. Самое страшное наказание -- потеря проявления любви со стороны партнера. Эта любовь яркая, страстная, мучительная и трагическая, многократно описанная в художественных произведениях.

Братская любовь. Партнеры обладают высоким статусом и не обладают властью, не могут наказывать друг друга. В такой любви каждый готов уступать и идти навстречу друг другу. Принуждения нет, отсутствует ревность.

Харизматическая любовь. («Харизма» -- благодать, авторитет.) Один партнер обладает статусом и властью, другой -- только статусом. Примером подобных отношений могут быть отношения между учителем и учеником.

«Измена». Один партнер обладает властью и статусом, другой -- только властью. Примером может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг еще обладает властью, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус.

Безответная любовь. Один из партнеров обладает и статусом, и властью, другой -- ни тем, ни другим.

Поклонение. Один из партнеров обладает статусом, но не обладает властью, другой не обладает ни тем, ни другим. Примером может быть ситуация влюбленности в актера, певца и т. п. при отсутствии реальных отношений с ним.

Детско-родителъская любовь. Один партнер обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой -- низким статусом (так как любовь к нему еще не сформировалась), но высокой властью (родитель). Примером могут служить отношения между родителями и маленьким ребенком,

В этой классификации традиционным представлениям о любви в разнополой паре соответствует романтическая любовь. (Харизматическая обычно характеризуется значительным возрастным или социальным неравенством.)

Данная классификация интересна тем, что подчеркивает момент несвободы и отрицательных переживаний в любви, что связано с наличием в ней компонента власти.

Т. Кемпер не единственный, кто трактует любовь как некую слабость и зависимость человека. В более выраженном виде эта позиция представлена в теории любви Л. Каслера, который считает, что любовь представляет собой сплав различных эмоций, где доминирующую роль играет страх. Речь идет о страхе потери любимого человека, который является источником удовлетворения многих потребностей, поэтому влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Постоянный страх потери делает человека зависимым, тревожным, несвободным, мешает его личностному развитию. По Л. Каслеру, действительно свободный человек -- это человек, не испытывающий любви.

Вероятно, следует согласиться с Т. Кемпером и Л. Каслером в том, что любовь может восприниматься как несвобода и зависимость, и такой любовью является романтическая любовь, рассматривается Т. Кемпером. Но это относится не ко всем видам любви. В гуманистической психологии существуют другие описания любовных переживаний, которые можно найти у А Маслоу и Э. Фромма.

Э. Фромм в своей работе «Искусство любить» выделяет зрелую и незрелую любовь, что связано с личностной зрелостью или незрелостью любящего.

Незрелая любовь. С точки зрения Э. Фромма, влюбленность и любовь не равны. Влюбленность можно рассматривать как незрелую любовь. Это кратковременное переживание, очень сильное, но непрочное. Оно может смениться разочарованием и скукой по мере того, как люди узнают друг друга и близость перестает быть чудом.

Влюбленность может перейти в зрелую любовь. Это непрерывно длящееся состояние, очень долгое и спокойное.

В обыденном сознании под «любовью» обычно понимают именно незрелую любовь, или влюбленность. Считается, что человек впадает в это состояние как в аффект. Оно не зависит от человека, а захватывает его как какая-то внешняя сила. Это представление репрезентирует себя в виде следующих психологических установок:

· главная трудность любви состоит в проблеме поиска достойного объекта, а не в проблеме формирования способности любить самому;

· любви учиться не нужно.

Таким образом, большинство людей ориентированы на поиск объекта любви и на то, чтобы стать объектами любви другого. Эти цели достигаются по-разному. Мужчинам нужно преуспеть в жизни, достигнуть власти и богатства; женщинам -- стараться быть красивыми внешне, способными внушать любовь (обладать смесью обаяния и сексуальной привлекательности).

Незрелая любовь часто выступает в виде симбиоза. Симбиоз может существовать в пассивной и активной форме.

· Пассивная форма -- мазохизм. Человек избавляется от одиночества, становясь неотъемлемой частью другого, отдает ему свободу, чтобы другой им руководил. Психологическая выгода этой формы состоит в том, что мазохист ничем не рискует, никогда не остается в одиночестве, но и никогда не бывает независимым. Такой человек «не вполне родился». Если у него появляется половое влечение, то он подчиняется партнеру и душой, и телом. Он отрекается от своей целостности и становится орудием другого.

· Активная форма -- господство, садизм. Человек освобождается от плена одиночества, делая другого человека своей частью. За счет этого он растет в своих глазах. Садист включает в себя как часть другую личность, которая его боготворит. Однако и он сам зависит от того, кому причиняет боль, так как не чувствует себя хорошо без обожания со стороны другого.

В одном человеке могут сочетаться обе формы симбиоза. Э. Фромм приводит в пример Адольфа Гитлера, рассматривая его как садиста по отношению к народу и мазохиста к себе (об этом свидетельствует его самоубийство).

Зрелая любовь. В отличие от незрелой любви, зрелая любовь предполагает сохранение целостности человека. Два человека существуют отдельно, сохраняя собственную индивидуальность, разделяя при этом жизнь. Такая любовь помогает преодолеть человеку одиночество и вместе с тем позволяет сохранить себя. Зрелая любовь активна, деятельна. Это не «впадение» в любовь, а пребывание в ней, в отличие от влюбленности. Любовь -- это, прежде всего, готовность давать, а не получать.

Комментируя термин «давать», Э. Фромм поясняет, что человек с рыночной психологией может охотно отдать что-то, но и хочет получить нечто в обмен. А отдать и не получить -- значит считать себя обманутым. Для направленной на плодотворную любовь зрелой личности «давать» -- высшее проявление могущества. Переживание этой силы дает ощущение радости и полноты бытия. Это справедливо как для мужчины, так и для женщины. Они отдают свои эмоции, делятся самими собой, своей жизнью, и такое поведение не воспринимается ими как жертвенное. В зрелой любви человек, обогащая другого, тем самым побуждает его к сотворчеству.

По Фромму, любви надо учиться. Любовь -- это искусство, которое требует труда и знаний. Чтобы избежать в любви неудач, необходимо овладеть теорией и практикой любви, относясь к этому как к самому важному делу.

Теория любви. Теория любви, разработанная Э. Фроммом, базируется на его понимании основной сути человеческого существования, жизни. Человек есть жизнь, осознающая себя. Для существования человеку необходимо оторваться от слияния с природой, выйти из мира инстинктивной адаптации. Человек, в отличие от животных, начинает осознавать свою конечность. «Выход из рая» сопровождается чувством отдельности и связанного с ней одиночества. Осознание одиночества и беспомощности перед лицом смерти превращает существование человека в «каторгу». Человек, рождаясь, «изгоняется» из среды благоприятной в среду ненадежную, открытую, незащищающую. Переживание своей отчужденности вызывает тревогу, внутреннее беспокойство. В итоге человек испытывает стыд, чувство вины. Это мешает ему жить счастливо.

Самая глубокая потребность человека -- потребность вырваться из плена одиночества.

Любой человек любой эпохи, культуры сталкивается с одним и тем же вопросом -- как справиться с одиночеством и вернуть утраченное воссоединение с другими. История философии и религии дает нам варианты ответов на этот вопрос. По мнению Фромма, число этих ответов ограничено. Ответы больше зависят от степени самосознания. Например, у младенца самосознание развито слабо. Одиночество снимается физическими прикосновениями к матери. По мере взросления физических прикосновений становится недостаточно, и используются другие способы. На заре цивилизации весь род человеческий находился как бы на стадии младенчества -- люди соединялись с природой.

Освобождаясь от первичных уз, человек начинает поиск устранения чувства одиночества. Один из этих путей -- оргии. Оргии удовлетворяют желание достичь особого эмоционального состояния -- экстаза, экзальтации. Это делается с помощью наркотических средств или специальных ритуалов, например, слияние с группой в моменты ритуальных танцев, песен. Сексуальное переживание также может быть отнесено к оргиастическим, так как характеризуется высокой силой и страстностью, а также генерализованностью (такое состояние охватывает всего человека -- душу и тело). Однако оргиастические переживания отличаются недолговечностью -- они заканчиваются и необходимо их снова возобновлять. При выходе из сексуального экстаза вновь усиливается чувство одиночества и появляется подсознательное чувство вины и стыда.

Следующий путь «бегства от одиночества» -- подчинение группе, обычаям, верованиям, образу жизни. Для того чтобы избежать одиночества, человек входит в некую группу, становясь ее частью, сливаясь с ней: «если я похож на любого другого, если у меня нет мыслей и чувств, отличных от других, и я следую образцу, то я в безопасности, я спасаюсь от ужасающего чувства одиночества». Идя по этому пути, человек расплачивается потерей собственного «Я».

Третьим способом преодоления чувства одиночества является творческая деятельность. Человек становится творцом и объединяется с материалом. Это относится к плодотворному труду, когда человек сам планирует свою деятельность и определяет ее результаты. Но ощущение единства с миром, достигаемое через творчество, не является межличностным.

Таким образом, все перечисленные способы являются лишь частичным решением проблемы человеческого существования. Полное решение проблемы освобождения от одиночества связывается Э. Фроммом со способностью человека к зрелой любви.

Зрелая любовь всегда предполагает выполнение ряда функций по отношению к любимому человеку.

Забота. Эта деятельность предполагает заинтересованность в благополучии жизни партнера.

Ответственность. Нести ответственность -- означает быть способным и готовым ответить на запрос другого человека.

Уважение. Уважать другого -- значит быть внимательным и видеть другого таким, какой он есть, видеть его индивидуальность. Это означает заинтересованность в том, чтобы партнер двигался по собственному пути, развивался для себя самого, а не для того, чтобы «служить мне». В итоге и я сам могу быть независимым, «могу стоять и ходить без поддержки», я не нуждаюсь в том, чтобы использовать кого-то в своих целях.

Практика любви. Практика любви, по Э. Фромму, требует следующего.

· Дисциплины и терпения. Человек не прекращает учиться любви, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.

· Сосредоточенности. Для этого человеку необходимо учиться находиться наедине с самим собой. Одна из важных способностей любви -- это умение быть одному, не испытывая при этом страха или тревоги.

· Предельной заинтересованности. Предельная заинтересованность предполагает умение сосредоточиваться на партнере, т. е. умение слушать и слышать. В этом умении есть барьеры, например погруженность в себя, эгоцентризм, неуважение, гордыня. При осознании этих барьеров человек научается слушать.

· Умения быть в настоящем, «быть здесь и сейчас». В противном случае общение превращается в контакт со своим прошлым опытом (например негативным) либо с будущим (переживание последствий).

· Способности чувствовать самого себя. Зрелый человек доверяет своему телу и своим ощущениям, допускает появление негативных чувств и эмоций, которые не перечеркивают весь опыт общения с любимым человеком.

Таким образом, способность к любви, по Э. Фромму, связана с личностной зрелостью человека, т. е. с его индивидуальными качествами.

Похожих взглядов относительно того, способен индивид переживать зрелую или незрелую зависимую любовь, придерживается А. Маслоу. Он пишет о том, что самоактуализирующиеся зрелые партнеры испытывают постоянный растущий интерес друг к другу, заинтересованы в делах друг друга. Они хорошо знают друг друга, и в их восприятии практически отсутствуют искажения, приписывания партнеру положительных качеств, свойственные романтической любви. Они сочетают трезвую оценку другого с принятием его таким, каков он есть. Отношения этих людей в любви равноправны, у них нет двойного стандарта и различий в моральных требованиях друг к другу. Они сохраняют верность партнеру как в повседневной жизни, что проявляется в отсутствии измен, так и в критических ситуациях, например при болезни. Способность к такой любви А. Маслоу также связывает с личностными особенностями, среди которых важное место занимает высокий уровень самопринятия.

Таким образом, только индивид, хорошо относящийся к себе, оказывается способным к принятию другого и может испытывать чувство зрелой любви. Стабильность зрелой любви связана еще и с тем, что она постоянно удовлетворяет существующие потребности роста, а не дефицитарные потребности, удовлетворение которых приводит к их снятию. Потребности роста также характерны для самоактуализирующихся личностей.

Зрелая любовь возникает из незрелой (романтической любви, или влюбленности) благодаря личностному росту партнеров. При этом чувства, которые испытывают партнеры друг к другу, не ослабевают, а, напротив, возрастают с увеличением длительности отношений, т. е. эмоциональные отношения стабилизируются. Стабилизация эмоциональных отношений предполагает их изменение в содержательном, внутреннем плане. Характерные для влюбленности внутренняя конфликтность и напряженность заменяются на непротиворечивые, более спокойные переживания. Целью подобных отношений является обеспечение благополучия и личностного роста, как своего собственного, так и партнера.

Подводя итог сказанному о психологии влюбленности и любви, следует еще раз подчеркнуть следующее:

· возникновение и течение эмоциональных отношений имеет определенные закономерности;

· необходимо различать «влюбленность» и «любовь» как незрелую и зрелую формы любви;

· зрелой любви обычно предшествует этап влюбленности, которая начинается с возникновения симпатии;

· со временем роль различных характеристик индивида, обеспечивающих успешность общения, меняется: значимость внешних характеристик (физические данные индивида, социально-демографические характеристики, поведение при общении) со временем в значительной мере снижается, а значимость особенностей личности, напротив, возрастает;

· способность человека к зрелой любви зависит от его личностных качеств, в частности, от уровня самопринятия и личностной зрелости.