Тяжела ли ноша старшего ребенка? Старшие и младшие дети в семье

Можно ли в многодетной семье поручать старшему ребенку заботиться о младших, воспитывать их? С какого возраста и в каком объеме? Как не перегрузить старшего ответственностью? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистров, мама одиннадцати детей.

О подводных камнях

Екатерина, допустимо ли, что родители поручают старшим детям заботиться о младших братьях-сестрах? Нет ли тут каких-то подводных камней?

Смотрите, топор - отличный инструмент, нужный в определенных случаях, но он может быть опасным и с его помощью можно серьезно поранить. Или огонь - полезен, но маленький огонь может перерасти в пожар. Или соль - отличная вещь. Немножко соли - прекрасно, а бухнешь в тарелку всю солонку - и есть станет невозможно.

Вопрос о том, в каком объеме перекладывать на старших детей ответственность за воспитание младших, всегда решается индивидуально. Собираясь прибегать к помощи старшего ребенка, важно оценить меру его желания и занятости. Да, когда старший ребенок свободен, он готов помочь. Но это бывает крайне редко. Прежде всего - потому что наши дети невероятно загружены, мы сами им организуем такую жизнь, что свободного времени фактически нет. Другое дело летом, если ребенок не уезжает в развивающие, обучающие поездки - тогда времени становится больше.

Но если в семье несколько детей, мне кажется правильным посмотреть уровень нагрузки, расписание, чтобы выделить время на семейную жизнь и в том числе - на участие в жизни младших.

- Когда родители делегируют старшим часть заботы о младших, что можно им поручить, а что не стоит?

Мне кажется, забота о младших должна вписываться в обязанности в той мере, в какой она соответствует возрасту старшего ребенка. Вообще, обязанности детей должны соответствовать их возрасту и индивидуальным особенностям, и родители, как правило, сами понимают, способно ли их десятилетнее чадо помыть полы или сварить борщ. И тут важно трезво оценивать возможности ребенка.

В одной семье старшую девочку оставляли с четырьмя младшими братьями на три, а то и пять часов. Ей надо было переодеть, помыть младенца, посмотреть за полуторагодовалым, что-то даже приготовить. Понятно, что это в семье было не от хорошей жизни, но это как раз то, чего следует избегать. Ребенок справился, но получил внутренние проблемы, от напряжения и большой ответственности у нее возникли некоторые страхи. То есть такие люди вырастают, берут ответственность за всех, а при этом могут быть очень несчастными. У людей, которые выросли старшими в очень больших семьях, нередко возникают проблемы с собой, и с Богом, с мирозданием.

Тут важно смотреть еще, как ребенок воспринимает свой статус старшего. Есть дети, которые педагоги от природы, любят это все, с радостью увлекают малыша, а есть не педагоги, им вообще это сложно, они минут 15 посидят с ребенком - и устали психологически, им это не интересно. Зато они могут все структурировать, спланировать, сходить за покупками, что-то помочь организовать. То есть нужно знать, у кого какие таланты.

О планировании

- По времени сколько может старший ребенок посидеть с младшими?

Повторяю, дети очень разные. Если старшему ребенку, скажем, шесть лет, он может помочь с младшим 10–15 минут. Если ребенку 8 лет - 25-30 максимум. Если ребенку 10 лет - 40 минут, час уже сложно - только как форс-мажор.

Вообще важно смотреть, чтобы ребенок не устал психологически от ответственности и от того, что нужно все время реагировать на младших. Здесь лучше недозагрузить, чем перегрузить.

Да, иногда бывают безвыходные ситуации. Мне рассказывал уже взрослый мужчина, что он был старший из семи детей, дело было в девяностые. Семеро детей - и он старший. Он приходил из школы, а родители уходили на работу, так что он оставался с младшими на полдня. Родители могли по-другому? Нет, не могли. На него это повлияло? Повлияло, и не в самую лучшую сторону. Он справился? Да, он справился.

Но никогда ребенок не сидит с другими детьми так, как взрослый. Он не может так удовлетворять эмоциональные потребности. У него младшие живы, здоровы, они не подерутся, они могут быть не грязные, не голодные… но реагировать, как взрослые, он не может.

Так что нужно найти минимум, без которого семье не обойтись, но который не будет тяжелым для ребенка. Здесь как с прикормом: когда ребенку только начинают вводить твердую пищу, ему дают что-то лизнуть, погрызть, чтобы познакомить - люди едят не только молоко. Дальше он начинает пробовать больше. Вот так и с помощью старших - важно вводить это очень постепенно. Сначала это скорее уроки практической педагогики, чем реальная помощь - лет до 11- 13-ти, пока ребенок не окрепнет, не повзрослеет.

- А если говорить о 15-17-ти летних?

Надо хорошо понимать, как развивается ребенок, какой у него тип пубертата, какая нагрузка, насколько он внутренне свободен, какие жизненные обстоятельства у семьи. По идее, если вы его не перегрузили раньше, уже в возрасте 12-13 лет пробуждается самосознание. И ребенок начинает видеть, что маме и папе порой трудно. Он говорить: «Давай я сделаю. Давай я почитаю малышам, их искупаю».

Кстати, бывают перегибы и в другую сторону. В одной семье, где несколько мальчиков, старший очень одаренный. И его невероятно берегут. Он будто и не является страшим в многодетной семье, он ни разу никому не помог, все занимаются его одаренностью. Это тоже неестественная ситуация.

- Стоит ли мотивировать старшего ребенка, чтобы он помогал с младшими братьями-сестрами?

Я вообще сторонник договоренности с подростками, со школьниками по поводу участия их в домашнем хозяйстве, в общих делах: в уборке, готовке, покупке продуктов и другой помощи. Я стараюсь, чтобы договоренность была сформулированная, желательно - записанная, а не в «ручном» режиме каждый раз.

Ребенок должен сам сказать: «Да, я готов, например, час в неделю помогать с малышами». Или: «Я готов раз в неделю выгуливать средних». Или: «Я готов забирать братика с бокса». Или: «Я готов помогать делать английский сестренке».

Раз в какое-то время - раз в полгода, раз в три месяца - к этому договору стоит возвращаться и говорить: «Ты по-прежнему готов это делать? Или давай что-то поменяем». Тогда это все работает.

Иногда может быть гибкий договор: сегодня у тебя контрольная и ты не можешь понянчиться, но ты предупредил заранее.

Иногда бывают форс-мажоры - в театр отвезти детей или на праздник, на день рождения, то есть сверх договора. Это жизнь, у нас и на работе бывают форс-мажоры. Такие моменты можно оговорить отдельно.

Что касается больших дел, когда родителям вдруг нужно и на целый день уехать, то 15-летний подросток прекрасно посидит с малышами. Но это больше, чем есть в договоре. Здесь уже возможны какие-то бонусы, например, засчитать это какчасть оплаты какой-то поездки, нового телефона, которого он ждет, какой-то вещи, которую ребенок очень хочет, но просто так бы себе не позволил. Если, конечно, у семьи есть возможность «премировать» подростка. Обычно, если обстоятельства совсем узкие, если с деньгами совсем тяжко, то дети это понимают, они более отзывчиво реагируют.

- Если ребенок говорит, что готов, например, делать уроки с младшим, а сидеть не готов, или наоборот…

Это здоровая, нормальная реакция. Человек понимает, что ему нормально, а что тяжело. Тем более надо же понимать, что отношения братьев-сестер продлятся всю жизнь, важно видеть долгосрочную перспективу. Если вы сейчас перенапряжете старшего, то в отдаленном будущем у него будет не все гладко с младшими. Так что, если есть возможность нанять в помощь взрослого, лучше это сделать, чтобы не перегружать ребенка.

Опять же, одно дело - отпустить родителей на сорок минут прогуляться вокруг дома, другое - остаться на половину единственного выходного.

Еще такой момент: кому-то несложно пойти и побыть с ребенком в роли взрослого на каком-то празднике. А для другого подростка того же возраста и пола это просто невозможно. Ему очень некомфортно, неудобно, он стыдится, что все малыши с родителями, а тут он пришел. Вот такой он, и ни в коем случае не нужно его ломать.

В «Клубе многодетных» мы работаем с родителями, у которых по многу детей, но сами они, как правило, росли единственными или в семье из двух детей. Мы идем по пути, который сами не знаем. Мы не знаем, каково быть ребенком в большой семье. Потому я очень рекомендую обращаться за опытом к людям, которые в таких семьях выросли. Это потрясающий опыт.

Нюансы многодетности

- Вот вы говорите, что нужна няня, а если на нее категорически нет средств?

Мне кажется, нужно звать волонтеров. Группы взаимопомощи организуются, например, в социальных сетях. В крайнем случае сегодня ты посидела с ребенком соседки, а завтра она посидела с твоим. Или пришли волонтеры, выгуляли малышей, и для мамы это просто глоток воздуха. А потом, возможно, появились небольшие деньги - и можно пригласить старшего ребенка из другой многодетной семьи.

- Как контролировать педагогические права старшего?

Тут, мне кажется, очень важно каждый раз смотреть, что за характер у каждого. Если, допустим, старший жесткий, а младший мягкий, то не надо разрешать старшему наказывать младшего. А если, наоборот, младший жесткий, а старший мягкий и младший старшего тиранит, требует чего-то, обзывает, провоцирует, старшему может быть выдан какой-то карт-бланш. Ведь вы знаете, что старший мягкий, он не будет никогда делать ничего лишнего.

- Есть нюансы в больших семьях и в семьях с двумя, тремя детьми?

Конечно! Обычно в действительно большой семье - растяжка возрастов. Есть те, кто уже подрос и им не так сложно помочь с младшими, они уже почти как взрослые. Если они не очень переутомлены и благорасположены, они могут сделать за взрослых какие-то дела. А когда детей двое-трое, часто они все еще маленькие.

В большой семье между младшим и старшим может быть 10-20 лет разницы, то есть, получается, там не один старший ребенок. Сегодня один посидел с малышом, завтра другой, послезавтра третий.

И между старшими и младшими уже нет конкуренции - у самых старших по отношению к самым младшим возникают почти родительские чувства.

А если в семье три ребенка, то может сохраняться конкуренция. Обычно, конечно, конкурируют соседние номера. Дети через одного - старший уже будет покровительствовать младшему, если старшего не очень обделили вниманием и он не очень перегружен.

Важно не навязывать младших, если они старшим не очень интересны. Надо понимать, что они сейчас могут быть не интересны друг другу, но это еще ничего не значит, из этого не надо делать далеко идущих выводов. Во взрослом возрасте они могут невероятно сдружиться. Для детей разница в четыре-пять лет огромна, а для взрослых уже особо не существенна.

Беседовала Оксана Головко

Первый ребенок в семье… Все родительское внимание безраздельно принадлежит ему, первенцу, любимцу семьи и всеобщему баловню. Но появляются другие дети, и из единственного он превращается в старшего. И тогда этому «счастливчику» нередко достаются и лишние упреки, и повышенные требования, и порой – непосильные обязанности. Ведь он старший! Каковы типичные трудности в воспитании старшего ребенка? Какие ошибки допускают родителей и как их избежать?

Екатерина Бурмистрова

– Пока ребенок еще единственный в семье, он привыкает быть “центром вселенной” для родителей. И нередко болезненно переносит потерю этого внимания с появлением братьев и сестер – возникают ревность, . Можно ли предупредить появление таких проблем и заранее подготовить старшего к появлению младших детей?

– Очень многое зависит от того, сколько времени ребенок проводит как единственный. Если разница в возрасте маленькая, меньше двух-трех лет, она, конечно, физически тяжела для матери, но это тот возраст, когда старший себя фактически не помнит без младшего. Если разница больше, то этот период уже помнится ребенком и оказывает влияние на характер.

Основная ошибка, которой очень сложно избежать – это потворствующий стиль воспитания. А если по-простому, то это то, что ребенок является для родителей «зеницей ока» и «пупом земли». Этого очень сложно избежать, пока ребенок единственный. У нас в России такая ситуация, что взрослых много, а детей мало, поэтому каждый ребенок, первенец для своей семьи – «зеница ока». И зная то, что вы будете иметь склонность баловать его, вы должны сознательно себя в этом останавливать. Потому что если ребенок будет первые три года расти как царь, ему потом будет очень сложно потесниться и поставить рядом второй трон. Положение ребенка в семье изначально не должно быть главенствующим.

– А что делать, если проблема уже существует, если ребенок уже избалован вниманием и страдает от того, что внимание родителей перешло к младшим, а он, первый и “главный”, вдруг остался в тени?

– Тут проще построить разговор о том, чего не нужно делать, какие типичные ошибки приведут к усилению этой ревности и затруднению контакта.

Ни в коем случае не нужно говорить старшему ребенку, что раз он теперь старший, значит, должен уступать во всем маленькому. Все изменения в его жизни должны связываться не с тем, что появляется младший ребенок, а с тем, что это он, первый, стал старше, он стал настолько большой, чтобы делать то или иное. Эти изменения должны преподноситься как привилегия, связанная с возрастом, как некое повышение статуса. «Ты стал такой большой, что ты можешь сам покушать, и за тобой не надо смотреть, ты уже можешь сам одеться и положить одежду аккуратно, когда ты раздеваешься».

Можно еще попробовать отследить, в каких ситуациях эта возникает особенно сильно. В каждой семье это свои ситуации, и про каждую семью мама должна знать их наперечет. Почему старший начинает себя как-то не так вести, когда, например, мама долго укладывает малыша, или когда пытается с ним заниматься…

Нужно знать про свою семью какие-то моменты и думать уже адресно, что можно сделать в этот момент, как можно переориентировать поведение старшего ребенка, чем его занять, что ему сказать.

Если необходимо уделить время младшему, важно научить старшего тому, что у мамы два режима: «мама с ним» и «мама не с ним». И перед тем, как мама должна быть «не с ним» по времени, нужно вместе как-то позаниматься, насытить ребенка режимом «мама рядом». Очень часто первенцы, которые выросли на потворстве, вообще не привыкли, что мама может куда-то отойти от них, и через этот рубеж все равно нужно пройти, старшему придется научиться делить внимание мамы. И это очень хороший опыт. Если его нет, то вырастает махровый эгоцентрик, у которого потом жизнь будет сложная, и семью, и отношения ему будет строить сложно…

– Нередко родители возлагают на старших детей часть своих забот, нагружая обязанностями в отношении младших. Но ребенок не всегда готов к этому, и эта «привилегия» старшинства может превратиться в непосильный груз. Как не перегнуть палку и не перегрузить ребенка взрослыми заботами?

Источник: photosight.ru

– Есть привилегия, а есть парентификация, наделение старшего ребенка какой-то частью опекающих родительских обязанностей. И это совсем разные вещи. Если говорить про привилегию, то речь идет о каких-то вещах, связанных с самообслуживанием старшего и с какой-то номинальной помощью – роль почетного помощника.

А вот если есть парентификация, то тут старший ребенок иногда действительно используется матерью. Родителям нужно хорошо понимать, для какого возраста какая нагрузка возможна. Бывает, что маме очень нужно, чтобы старший реально чем-то помог, но помощь его нужно использовать минимально. Если вы можете обойтись без нее, нужно обходиться. Если можно, то лучше привлечь какого-то взрослого – бабушку, или дядю, или какого-то волонтера.

Нужно четко знать, какие обязанности в семье ребенок может хорошо исполнять. Есть совершенно четкие критерии для каждого возраста, чего от ребенка можно ждать и что ему можно поручить, их можно найти в специальной литературе. Или, если такой возможности нет, то можно смотреть на других детей такого возраста: с чем они справляются, а с чем пока нет.

Другой показатель – смотреть, как ребенок реагирует на те или иные задачи. Например, пока мама отошла на кухню, старшему поручили следить и держать малыша, чтобы тот не упал с кровати. Если ребенку нет шести-семи лет, то это для него очень большая нагрузка. Он, конечно, будет это делать, и будет стараться, но когда вы вернетесь и посмотрите на его глаза, вы увидите по его реакции, что он очень переживал и тревожился. Или даже он забыл, ушел, и малыш упал….

Нужно четко понимать, какую ответственность ребенок может на себя взять. Если в ребенке была изначально воспитана бытовая самостоятельность, то можно потом ожидать от него какой-то помощи, но если не была, то этой помощи ждать нельзя. И тут общий принцип, что лучше недогрузить, чем перегрузить.

– Старший ребенок раньше всех становится полноправным членом семьи – с ним уже советуются, он уже помогает родителям…. Он чувствует себя «важнее», сильнее, и это может перейти в превозношение над младшими, создать дистанцию между детьми. Как избежать такого перекоса, как воспитать в ребенке и правильное понимание своего места и положения в семье?

– Вопрос – как подать. В любом случае, чем старше ребенок, тем выше его статус. В семье, где есть дети, должна возникать иерархическая структура, полной уравниловки тут не может быть. Главное, чтобы это не принимало уродливые формы.

Если старший будет понимать, что он старший, и у него больше обязанностей, но при этом и больше прав, то это нормально. А если у старшего только права, а обязанностей никаких, то это неправильная расстановка сил. Он должен понимать, что если ему семь, а младшему, например, два, то когда младшему будет семь, то он тоже это все будет мочь. То есть, грубо говоря, это не ты такой крутой, хороший, а это функция возраста, ты просто дорос до семи лет. Для ребенка существует мистика возраста, не случайно, разговаривая в первый раз, они спрашивают друг друга – сколько тебе? Возраст для них – это определенный ранг.

– Если возникают конфликты между старшим и младшими детьми, то родители часто автоматически встают на защиту младшего, как более беззащитного, не всегда вникая в суть конфликта. Разумеется, в этом случае возникают обиды. Какой должна быть позиция родителей по отношению к старшему ребенку в конфликте?

– Родители должны знать, что, начиная с полутора-двух лет, младшие дети, при небольшой возрастной разнице, становятся виртуозными провокаторами конфликтов. И то, что выглядит как особая вина старшего ребенка, на самом деле часто является следствием провокации со стороны младшего. Пример тому – младший подошел и куснул, старший развернулся и ударил его, а младший, естественно, в крик. Приходит мама, и что она видит? Что старший напал на младшего. Потому что для матерей свойственно долго не видеть в младших их оборотной стороны. Конечно, стоило бы все-таки разбираться в сути конфликтов. Семь раз отмерь, прежде чем обвинить старшего, потому что это может привести к нарушениям отношений, когда старший всегда оказывается виноват, а маленький всегда хороший. Это неравное отношение оно очень мешает отношениям.

Самый правильный вариант, когда за любую стычку замечание от родителей получают оба ребенка. Тогда эти ссоры не выгодны никому, и что бы ни произошло, никто из детей от этого не выиграет: если дело дошло до конфликта, и пришлось вмешаться родителям, мама не будет выяснять, кто начал, а кто продолжил…

Еще одна ошибка родителей – превращение семьи в арбитражный суд. Если вы не договорились, у вас не мирно, значит, виноваты в этом оба. Что бы ни произошло, мама ругает, расстраивается, лишает чего-то обоих детей – метод «сажания в одну лодку». И это действует довольно быстро. Когда нет выигравшего, получившего бонусы в виде маминой ласки, родительского поощрения, количество конфликтов может очень резко пойти на убыль. И если вы даже видите, что виноват старший, то все равно нужно десять раз подумать, прежде чем предъявлять ему обвинения. Сглаживание конфликтов, оправдание ребенка – это лучший способ, чем постоянное его обвинение. Это то, что остается в отношениях и между братьями и сестрами, и между детьми и родителями. Не всегда даже стоит докапываться до истины и искать справедливости, нужно думать, прежде всего, о том, что может сократить количество конфликтов.

– По мере взросления ребенка, у него появляются новые увлечения, и с младшими ему уже не интересно, по отношению к ним могут остаться лишь навязанные родителями обязанности, а может, еще и старые обиды. Как не допустить полного разрыва? Как сохранить единство и взаимную привязанность старших и младших детей в те периоды, когда их интересы совершенно расходятся?

– Все семьи разные, и если разница в возрасте большая, то отрыв действительно может возникнуть, потому что это уже разные поколения. И родителям нужно предпринимать специальные усилия, чтобы объединять их. Не перегружать старшего обязанностями и не делать из него няньку, позволять ему иметь свою жизнь и интересоваться ей, участвовать в его жизни, а не погружаться только в малышей. Но при этом иногда стоит просить об участии, но не обязывая, мягко подключать к какой-то деятельности. Например, можно попросить помочь отобрать лучшие фотографии малыша, или придумать вместе, как устроить ему праздник… Что-то, что ребенку может быть творчески интересно.

Мне кажется, что если между подростком и родителями все в порядке, если нет принуждения в «няньчении», то эти подростки, нагруженные школой и долго отсутствующие дома, они могут даже тянуться к малышам. Малыши – очень теплые существа, и если это не несчастный, отверженный подросток, то он сам бежит, чтобы погреться в этом малышовом тепле. Важно, чтобы он не был перегружен и чтобы был относительно хороший контакт с родителями.

Обычно отторжение младших коренится в отношении старших с родителями. Если старшего шпынять, давать ему только отрицательную энергию, ругать за его неуспехи, не уделять ему времени, потому что есть малыши, то конечно, будет обратный эффект в виде отторжения. Старшему не мешает то, что мама держит на руках ребенка, если мама при этом готова разговаривать с ним про фильм или про поездку. Я не вижу причин, чтобы не построились эти отношения.

– Любую проблему проще предотвратить, чем разрешить, когда она уже возникла. Конечно, совсем избежать ошибок невозможно, но есть, вероятно, ключевые моменты воспитания, на которые стоит обратить внимание родителям, чтобы избежать последующих серьезных трудностей?

– Существуют некоторые узловые моменты, . Первое – это, конечно, рождение младшего ребенка, и старшего нужно постараться подготовить к этому заранее и не сделать его «пупом земли».

Следующий момент – это кризис, когда старший видит, что младший начинает осваивать его территорию в доме. Сначала он пополз, потом пошел, потом заговорил… И это освоение разных ниш младшим требует особого внимания, тут нужно обозначить какую-то территорию старшего ребенка, физическую, моральную, потому что если старший потерял свое пространство в доме или занятие по возрасту (например, младший начал здесь ползать, поэтому ты здесь уже не можешь играть), это будет негативом для него. Важно определить территорию и следить, чтобы поползший малыш не съел пластилиновый замок старшего, чтобы пошедший малыш не разорвал его тетрадки, чтобы когда он заговорит, не начал обзываться…

К двум годам мы можем говорить о том, что дети переходят в одну и ту же категорию. Если до этого были «младенец» и «ребенок», то теперь – два ребенка. Тут нужно думать о том, как выстраивать отношения уже исходя из того, что маленький больше не младенец, что с него тоже какой-то спрос. И тут маме очень сложно изменить свое потворствующее отношение к младенцу на более требовательное. И в этом случае искривление характера младшего ребенка может привести к обострению его отношений со старшим.

А дальше – каждое следующее возрастное достижение младшего ребенка будет вызывать определенный дискомфорт у старшего. Если раньше, например, ему одному принадлежала роль ребенка, ходящего на занятия, то, как только младший начинает ходить в бассейн или в садик, старший теряет свою единственность и начинает тревожиться, и тут его надо как-то успокоить, дав ему возможность увидеть другие свои привилегии. Также важно не пытаться делать из детей близнецов, не делать все одинаковым – одежду, занятия, одни и те же гости в день рождения. То есть важно помогать им находить не только свое сходство, но и свои отличия. Это их сближает.

Есть ли научные формулы или способы выведения характера ребенка? Да есть, вот один из них. Порядок рождения ребенка в семье определяет его будущее. Итак, как порядок рождения детей в семье определяет будущее детей?

Психологами всего мира уже давно доказан факт того, что порядок рождения ребенка в семье (будь то первенец, средний ребенок или младший) влияет на его будущее, на то, каким человеком он будет. Целеустремленным или нерешительным, открытым к общению и налаживанию связей или застенчивым. Будет ли он заботливым мужем и главой семьи или типичным подкаблучником.

Наверняка вы замечали, как в одной семье растут совершенно разные личности. Старший ребенок великолепный бизнесмен или преуспевающий научный сотрудник, средний — манипулятор родителей и бунтарь, а младший очень скромный, замкнуты или наоборот — весельчак и творческая личность. Может вы сами из такой семьи?

Ни в коем случае не нужно вешать ярлыки на себя и думать, что если вы родились единственным ребенком в семье, ваша судьба предрешена. Очень полезно знать, на что вы способны, тенденции и особенности развития вашего характера, а также сильные и слабые стороны, чтобы избежать неприятных последствий в жизни.

Старший ребенок в семье, первенец

Чаше всего, это более эрудированные и интеллектуально развитые дети. Они целеустремленные, добивающиеся своего личности. Это приводит к тому, что первенцы чаще других занимают высокие посты, становятся ТОП-менеджерами, президентами, первооткрывателями и т.п.

Большинство американских президентов были старшими детьми в своих семьях.

Успешность старших детей связана с тем, что у них нет «соперников». Такой ребенок конкурирует только с родителями. Он изо всех сил старается повторять их модель поведения, а также оправдать возложенные на него ожидания.

По многочисленным исследованиям, первенцы чаще других попадают в списки самых выдающихся людей планеты, являются лауреатами многочисленных премий в различных областях.

А также чаще всего именно старшие дети получают высшее образование.

При рождении второго и третьего ребенка, у старшего возникает чувство, будто его «свергли с трона родительской любви». Рождение следующего ребенка в семье, может по разному повлиять на старшего. Возросшая ответственность, забота за младшим, умеренная опекаемость родителей, самостоятельность и ранее взросление, могут привести к невозможности адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Последствие этого является повышенная тревожность у ребенка. Это может привести к тому, что либо у старшего разовьется стремление к превосходству (к достижению целей, стремлении научить младшего тому, что знает он (и т.д.), быть примером ему), либо он будет бросать начатое на пол пути, если чувство конкуренции между ним и младшим ребенком будет доминировать.

Причина:

Первому ребенку в семье достаётся все внимание и забота родителей и родственников. Так как это первый ребенок к его воспитанию относятся с трепетом. Его больше контролируют, на него больше возлагают надежд и больше предоставляют возможности для реализации.

Поэтому, когда ребенок вырастает он чувствует ответственность за то, чтобы оправдать ожидания родителей. Вот откуда у них вырабатывается стремление ставить и достигать все поставленные перед собой цели. Отсюда и появляется высокая конкурентоспособность, амбициозность в достижении намеченного. При этом, они очень заботливые. Умеют опекать и наставлять других. Но самим им очень тяжело принимать помощь. Они могут долго скрывать свои проблемы, трудности, стараясь всё преодолевать самостоятельно, не обращаясь за помощью.

Старшего ребенка нужно чаще хвалить. Говорить ему какой он молодец, что он все правильно делает, и т.д. Но не вешать корону!

Не давите и не перекладывайте всю ответственность на старших. Не говорите им «Ты же старше, ты должен быть умнее!». Он ничего не должен вам, он такой же ребенок, который просто стал получать меньше внимания, после рождения сиблинга и теперь борется за это внимание.

Когда в брак вступают лица, которые были в семье старшими детьми, у них возникает борьба за власть. Они постоянно решают вопрос «кто главнее?».

Единственный ребенок

Единственный ребенок чувствует свою уникальность. Его поведение схоже со старшими детьми. Различие наступает только тогда, когда рождаются следующие дети.

Родитель единственного ребенка не делит свое внимание и любовь с кем-то еще. Согласитесь, когда в семье 2-е и более детей, физически невозможно уделить всем равное количество времени и своего внимания. Оно будет распределяться между детьми, в зависимости от их потребностей. В семье с единственным ребенком такой проблемы нет. Все ему, все для него.

Единственные дети, как и старшие, постоянно чувствуют на себе ответственность реализовать мечты родителей, оправдать их ожидания.

  • Личное пространство.

Повзрослев, такие дети требуют личное пространство. Им нужно время «для себя». Поэтому не нужно давить на них и тащить на всевозможные мероприятия, когда он хочет побыть один дома.

  • Помогите с друзьями .

Многие дети, которые были единственным ребенком в семье, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Бывает, что у таких детей либо все друзья на порядок младше их, либо наоборот намного старше. Это связано с тем, что у них не было примера взаимодействия внутри семьи с другими детьми, не было опыта общения.

  • Умеренное ЭГО .

Из-за высокой эгоцентричности, таким детям сложнее вступать в брак. Так как в браке нужно уметь принимать другую точку зрения и прислушиваться к мнению супруга.

Чтобы хоть как-то уменьшить эгоцентричность такого ребенка, его нужно отдавать в секции, где есть команда. Это научит его контактировать и выстраивать отношения в группе, научит делиться и прислушиваться к мнению других. Что благоприятно повлияет на умение выстраивать гармоничные, безконфликтные отношения в будущем.

Единственный ребенок редко придерживается чего-то среднего. Он либо полностью принимает семейные устои, либо категорически их отторгает, восстает против. Он либо становится рано самостоятельным, либо будет «маменькиным сынком». Последнее, возможно в силу поздней беременности, а также, если были тяжелые роды.

Для таких детей, характерно взаимовыгодное сотрудничество с окружающими: «ты мне — я тебе».

Такому ребенку нужно помогать. Например чаще брать его с собой, знакомить его со сверстниками, приглашать их домой.

Средний ребенок

Средние дети всегда будут конкурировать со своим старшим братом/сестрой. Стараясь привлечь к себе внимание.

Со средними детьми все очень сложно. До определенного времени они сами являются младшенькими. После появления еще одного ребенка их роль в семье раздваивается. Они выполняют функции и воспитателя и детей одновременно.

Причина:

Средний ребенок находится на перепутье. Он вроде не младший, но и не старший ребенок. В связи с чем, такие дети:

  • испытывают трудности в самоопределении;
  • ищут свое место в жизни;
  • часто меняют профессию, специальность;
  • рано уходят из семьи и начинают жить самостоятельно, предоставленные сами себе.

Со средним ребенком нужно быть осторожным, чтобы он не чувствовал себя покинутым и обделенным, после рождения младшего. А это он чувствует намного больше, чем старший ребенок, после рождения среднего.

Никогда не сравнивайте среднего ребенка со старшим. Это только стимулирует его к бунту.

Однако, ко всему прочему нужно учитывать и другие факторы. Например, если дети рождаются с разницей более 6 лет, то каждого из них будут воспринимать как единственного ребенка. Соответственно проявление личностных качеств, у таких детей будет, как у единственных детей в семье. Тоже самое наблюдается, когда двое детей разнополые.

Младший ребенок

Для такого ребенка характерен оптимизм, у них больше, чем у других
развито чувство юмора. Наверно и правда, только при наличии хорошего чувства юмора, можно выжить в семье, где все лавры достаются старшему ребенку. Младший всегда будет чувствовать, что он остается в тени старших детей. Не смотря на то, что он просто в силу возраста и малоопытности не может преуспеть за ними.

Младшие дети очень контактны, общительны и открыты. Они обладают творческой жилкой. Так например Марк Твен и Вольтер были младшими детьми в своих семьях.

Из таких детей получаются хорошие руководители. Но при этом, если сравнивать руководителей из числа старших детей и младших, младшие склонны принимать более кардинальные меры, они все рубят на корню. Им проще все сломать и выстроить заново, так как хотят они.

Младшие дети в большинстве своем ориентированы на себя. Они не гонятся за мнением окружающих и в поисках удовлетворения ожиданий родителей. Для них характерна импульсивность в поведении, драчливость, рискованность. Но при этом, они более эмоционально стабильны (в отличии от старших, которые испытывают тревожность).

Так например, в рамках одного исследования, американские ученые выявили такую тенденцию. Все арестованные участники, незаконно организованного пикета, были младшими детьми в своих семьях.

Статистика говорит нам о том, что младшие дети реже получаю высшее образование. Это связано и с тем, что младшие дети получают самые низкие оценки по тестам IQ, они менее усидчивые и не любят рутину. Они более заурядны, их не интересуют вопросы самореализации. Можно сказать, что они идут по жизни туда, куда дует ветер.

Младшие дети выбирают более травмирующий вид спорта, по сравнению со своими старшими братьями или сестрами. Если все же они выбрали один вид спорта, то игра младших зачастую более агрессивная и жесткая, чем у его сиблингов.

Это в очередной раз доказывает, что младшие дети более рискованные, более активны и менее продуктивны, чем их старшие братья и сестры.

Для младших детей характерны трудности в принятии решений. В браке такие дети, будут перекладывать ответственность друг с друга.

Известные личности и порядок их рождения

Из известных личностей можно вспомнить:

  • Элизабет Тейлор, Камерон Диаз, Бернарда Шоу, Джим Кэрри, Максим Галкин, Павел Воля — все они младшие дети в своих семьях . Для них характерно бунтарство, остроумие и естественно — творчество.
  • Авраам Линкольн, Джон Кеннеди, Дональд Трамп, Мадонна, принцесса Диана — все они средние дети в семье .
  • Уинстона Черчилля, Опра Уинфри, Андреа Юнг (CEO AVON), Сильвестр Сталоне — первенцы в своих семьях .
  • Мария Шарапова, Владимир Путин — единственные дети в своей семье .

Чувствуете закономерности?

Еще из истории: Эллиот Рузвельт, не смог жить в тени своего брата Тедди Рузвельта (американского президента). Эллиот лечился от алкоголизма, наркомании и депрессии, в итоге скончался в возрасте 34 лет, еще до того, как его брат стал президентом.

Или Нил Буш, младший брат своих знаменитых сиблингов, сидел в тюрьме за денежные махинации.

А как насчет известных Шерлоки и Майкрофта Холмс. Хоть это и вымышленные персонажи, но все же, здесь отчетливо прослеживается тенденция уравновешенного, педантичного и дипломатичного старшего брата Майкрофта и Шерлока: взбалмошного, творческого, старающегося превзойти во всем старшего брата.

Если вы знаете примеры других известных личностей, на которых повлиял порядок рождения, будем рады, если вы поделитесь их именами в комментариях к данной статье.

Конечно, порядок рождения это не приговор. Но родителям стоит знать об этом, чтобы учесть все тонкости и вырастить человека достойного, здорового, преуспевающего и счастливого.

Это глава из книги Первую часть статьи можно прочитать .
Проблемы старшего ребенка уже отличаются от тех, с которыми сталкивается единственный. Хотя какое-то время он был и единственным. Папа и мама принадлежали только ему, делиться ни с кем не нужно было. И тут рождается кто-то другой, кто отныне становится частью их мира. Более того, он становится центром того мира, в котором раньше был другой «пуп». Это больно. Это очень больно. Особенно, если родители этого не понимают не хотят видеть. Есть даже термин у психологов касательно старших детей– «детронизация», то есть свержение с трона.

Представляете, все что, раньше было только вашим, теперь еще чье-то. И этот кто-то не церемонится с вами, ему все прощается. И вообще он такой милый, а вы – совсем уже нет. К вам повышаются требования, от вас больше ждут, больше хотят. Все чаще вам говорят: «ну ты же взрослый!», «я от тебя такого не ожидала!»

А еще приходится бороться со своими чувствами. Любого захватчика своей собственности ты имеешь право ненавидеть и бить. А брата или сестру — уже нельзя. Они же маленькие! И более того, ты почему-то обязан их любить, даже если не хочется.

Если рождается ребенок другого пола, то смириться как-то проще. И любить проще. Это не совсем конкурент. Но в противном случае – может родиться нешуточная борьба. Брат или сестра может восприниматься исключительно как соперник за любовь родителей. Как досадная помеха, как попытка замены старшего.

Один мужчина как-то поделился тем, что всегда ненавидел младшего брата. В детстве старший много болел, и родители очень переживали. Поэтому они – на всякий случай – решили родить младшего. Который, к их счастью, был здоров. И однажды бабушка старшему семейную тайну и рассказала: «Мы думали, что ты не выживешь. Вот и родили тебе на замену брата». Представляете, как он себя чувствовал? Хотя, по его словам, после этого признания бабушки, ему стало легче. А то казалось, что он сам себе это все накрутил и придумал.

Очень часто мамы полагаются на помощь старшего ребенка, особенно если этот ребенок – девочка. И если сперва ребенок может сам хотеть помогать, чтобы чувствовать свою значимость, то постепенно забота о младших становится его обязанностью в любом случае. Помогая маме, старший ребенок перенимает ее качества – ответственность, навыки заботы о других, лидерство

На нем все еще много родительских ожиданий, хотя и не так много, как на единственном. Но они есть, и их достаточно. Как минимум ожидается помощь по дому, помощь с младшими, понимание и зрелость. Даже если ему всего два-три года.

«Он же маленький» — эта фраза родителей может всю жизнь преследовать старших детей. Не обижай, уступай, не отбирай, отдай все свое. Так и дальше по жизни старший ребенок может легко отдавать даже то, что ему самому нужно, стыдится просить о помощи, всегда и всем уступает во всем.

При этом у старших детей обычно очень развиты лидерские качества. Единственные дети тоже лидеры, но единоличные вожди-диктаторы. Старшие дети – лидеры демократические, народные. Часто их сами люди выдвигают на руководящие посты, потому что чувствую от них эту заботу.

Единственный человек, о котором старший ребенок заботиться не умеет, — это он сам. Его этому не научили. Что ты имеешь право тоже чего-то хотеть, иногда быть против и не делиться, иногда побыть одному без никого, право на личные границы, личное пространство, личные вещи. А для него это право очень важно. Если вы ему все это не разрешите, он может никогда не разрешить себе этого сам.

Многие характеристики старших детей отличаются в зависимости от того, какого они пола и какого пола их братья и сестры. Среди однополых детей конкуренция сильнее. Даже среди девочек. У мальчиков это даже обсуждать не стоит. Старший брат всегда будет тем, кого младший мечтает победить и обогнать. А значит, ему надо «бежать быстрее», чтобы не догнали. У девочек практически то же самое, только соперничество может идти за то, кто красивее, кто талантливее. Что не мешает им драться друг с другом.

Если у девочки рождается младший брат, то родителям нужно быть вдвойне внимательными. По иерархии семьи она старше. Но по половым признакам – главнее сын. Поэтому они могут очень сильно враждовать и делить пальму первенства. Необходимо очень тонко нащупать грань, где каждый будет чувствовать справедливость. Где главная сестра, а где – брат.

Когда у старшего брата младшая сестра – это наиболее простой для детей и родителей вариант. Она обычно естественным образом слушается и подчиняется, он учится защищать ее. И его никто не пытается с его пьедестала свергнуть.

Старшие дети чаще сталкиваются с несправедливостью. Младшие обычно умеют тонко манипулировать, провоцировать, доводить старших до ручки. А когда старший сорвался и побил младшего – попадет именно ему, а младшего снова пожалеют. Младшие дети специально создают такие ситуации и упиваются своим положением. На то они и младшие.

Старшие дети привыкают быть в команде. Привыкают тащить на себе тех, кто ничего не делает, защищая и оберегая их. Так они могут работать за себя и за «младшего» коллегу. Им очень неуютно, когда нужно сделать что-то самостоятельно, индивидуально. С одной стороны хочется – они ведь это могут, а с другой стороны – очень страшно и непривычно.

Как родители мы можем поощрять индивидуальные победы старших детей, отдавая их, например, в индивидуальные виды спорта. Теннис, бокс, борьба. Где результат зависит от тебя и только твой.

Старшие дети часто очень приятные в общении, потому что умеют заботиться. Они многого могут добиться в жизни, потому что от них всего этого ждут. Они гипер-ответственны, и это то место, в котором родителям важно помогать детям, не перегружая их. Как и не делать их взрослыми раньше времени. Позволить им оставаться детьми, даже если у них появился брат.

admin

В каждой второй семье как минимум двое детей, где дети делятся на старших и младших. И как раз это разделение во многом влияет на развитие, психологические и поведенческие особенности ребенка.

Помните, как начинаются многие сказки, где у отца было три сына? Старший умный, средний – и так, и сяк, ну а младший – совсем «не вышел». Верно ли утверждение авторов русских народных и мировых сказок? Как влияет наличие старших и младших детей в семье на особенности развития первого, второго ребенка?

Старшие дети в семье

Детям, рожденным в семье первыми, принадлежит вся родительская любовь, внимание и забота. Чаще всего родители еще молоды и обеспокоены каждым чихом, взволнованы каждым новым движениям, рады новым достижениям.

Сохраняются первые зубки, запечатлеются на пленку чуть ли не каждый день жизни. Все это в новинку и родители чувствуют невероятную .

Старший ребенок при появлении младшего ребенка

Но наступает момент, когда вдруг жизнь старшего ребенка в семье круто меняется, все вокруг говорят о новом члене семьи и, хотя его пока даже нет и не видно, внимание к старшему ребенку ослабевает. И мысли родителей уже не принадлежат только ему.

Взрослые выпытывают у старшего ребенка, кого он больше хочет – сестренку или братика, как он хотел бы назвать младшего члена семьи. А пока еще единственный ребенок в семье недоумевает, что происходит вокруг и почему вдруг все озабочены и говорят о каком-то еще ребенке.

Затем мама на несколько дней пропадает, а папа в это время все время куда-то озабоченный бегает. И наступает тот самый час, когда домой приносят того, о котором говорили на протяжении последних месяцев. Теперь ни у кого не остается на старшего ребенка время, все умиляются и восхищаются непонятным существом, который еще даже не умеет ни говорить, ни ходить.

Старший ребенок недоумевает, что случилось? Почему некогда принадлежавшие только ему родители вдруг игнорируют его, а если даже находятся рядом, в основном говорят и думают о новом члене семьи? Неужели родители перестали любить?

Как ведут себя родители со старшим при появлении младшего?

Так-то оно так, но вот почему-то мама и папа забывают подготовить «взрослого» малыша к такой жизни.

И при неправильной подготовке, старший подвергается , что в свою очередь еще больше усугубляет обстановку. Ребенок закатывает истерики, капризничает, всеми силами обращает на себя внимание. А родители нервничают, и сами того не осознавая отталкивают старшего ребенка еще дальше, что приводит ко всяким проблемам: энурезу, замедлению развития, нечеткой речи и прочим.

Как подготовить старшего ребенка к рождению младшего?

Для предупреждения развития кризиса уделяйте старшему ребенку особое внимание еще до рождения младшего. Вовлекайте в общие семейные дела, общайтесь на равных, говорите о предстоящем событии. Ребенок должен слышать эти обращения от вас именно ему, а не додумывать что-то сам, услышав разговоры взрослых.

После рождения младшего отделите для выросшего ребенка час в день на совместные игры, не отвлекаясь на маленького. Пусть в это время малышом займется второй родитель, после чего поменяйтесь ролями. Так старший ребенок будет знать, что есть его личное время, когда братишка или сестренка не помешают ему провести его с мамой или папой.

С рождением крохи, ему покупаются много новых вещей, мебели, игрушек. Важно в такие моменты не обделять старшего ребенка. Помните, что для ребенка не важен размер подарка, а важно ваше внимание. Пусть это будет просто конфетка, но лично для него.

Вовлечение старшего в жизнь младшего

Прежде чем поручать старшему какие-либо задания, помните, рождение младшего ребенка – это ваше желание, а не первого ребенка. Поэтому не говорите ему, что он обязан сделать то-то или то-то только потому, что он старший. Ребенок должен иметь желание помочь, завлекайте его в игровой форме, а не в приказном тоне. Так первый ребенок отнесется к «работе» с интересом, а значит и более ответственно.

Ребенок, которого не обязывают любить и лелеять младшего, заботится о братике или сестренке по собственному желанию, в итоге в нем просыпается истинная любовь к маленькому человеку, а не агрессия, ревность и иногда даже ненависть.

Поведенческие особенности старшего ребенка

При правильном подходе к ребенку, старшие дети, в силу обстоятельств, становятся ответственными людьми. Они умеют и желают заботиться об окружающих, и контролируют происходящее вокруг.

Недостатком такого воспитания становится неумение отпустить любую ситуацию из-под своего контроля, нежелание увидеть в выросшем младшем брате или сестре личность, вечное желание опекать и наставлять.

Характер человека, условия жизни и прочие факторы корректируют некоторые особенности старшего ребенка. Но, в основном, старшие дети в семье опытнее и успешнее.

Младшие дети в семье

Младший ребенок в семье всегда, сколько себя помнит, окружен заботой, опекой и вниманием и со стороны родителей, и со стороны старших детей. Они постоянно находятся под защитой, им всегда готовы прийти на помощь.

Кажется, живи да радуйся, но и тут не все так просто. Да, с них меньше спрашивают, да, от них меньше ожидают, больше балуют и сюсюкают. Но, в то же время, их постоянно поучают, называют маленькими и редко дают принимать решения самостоятельно.

Поведенческие особенности младшего ребенка

И не, потому что старший в этом возрасте был умнее или делал лучше. А потому что они просто забывают, что и первый ребенок был когда-то в таком возрасте, им кажется, что старший сразу был таким взрослым и ответственным.

Отсюда у младших детей зачастую заниженная самооценка, что в дальнейшем им мешает в жизни. Неуверенность в собственных силах, неумение проявлять себя – это оттого, что рядом всю их сознательную жизнь были люди, которые лучше него знали, как и что делать. Нередко младшие дети в уже взрослом возрасте не знают, что хотят.

Однако они, как никто другой умеют приспосабливаться к обстоятельствам, людям и условиям. Кроме того, они с легкостью манипулируют людьми так, что люди даже не замечая этого, покровительствуют ему, поддерживают его и дают нужные советы.

Но и здесь, многое определяет, и характер человека, и условия в котором воспитывался ребенок. Младший при сильной опеке в детстве может , которому все дозволено и ничего за это не будет. И такое поведение приводит к сложнейшим ударам судьбы, от которых порой очень сложно отправиться.

В заключение

Сколько бы детей в семье ни было, кто бы из детей ни был старшим или младшим, главное, что должны уяснить родители – каждый ребенок – это личность со своими переживаниями и потребностями. Старший ребенок в силу возраста при рождении младшего не становится в сию минуту взрослым, а младший не может оставаться маленьким всю жизнь.

Умейте находить взаимопонимание со своими детьми вне зависимости от их возраста и тогда они станут счастливыми членами семьи и общества.

26 февраля 2014