Фгос до взаимодействие с семьей. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации фгос дошкольного образования

Сотрудничество с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

старший воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 ГО г. Уфа РБ

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка , порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Ориентация на узкую специализацию в современном обществе вообще также сказывается на подходах к воспитанию ребенка. Взрослый не чувствует уверенности в том, что он необходим ребенку, что он может и должен принимать активное участие в его развитии. Более 70% родителей считает, что образование ребенка должно быть осуществлено специалистами, также как и другие услуги, например, ремонт автомобиля, переводя, тем самым, образование в сферу потребления. При этом общество предлагает заинтересованному взрослому множество «образовательных подделок». Это «развивающие центры», «развивающие игры » и множество других «симулякров», создающих у родителей иллюзию заботы тех, кто предлагает товары или услуги, о развитии их ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 000, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – это объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:

Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности ;

Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Задача МАДОУ ЦРР – детский сад № 000, «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Наш детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур мы учитываем дифференцированный подход к каждой семье, учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов в МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Взаимоотношения с родителями МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 целесообразно выстраивает поэтапно:

«Давайте познакомимся!». На первом этапе родителей знакомим с детским садом, с образовательными программами , с педагогическим коллективом , раскрываем возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаем активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы », игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе мы говорим о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность , совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).

Для МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 существует правило: «Сотрудничество, а не наставничество!»

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Следующий этап «Готовимся серьезно».

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы тщательно и серьезно готовим. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Этап «Динамичность».

Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы с семьей.

Наш детский сад берет за основу еще одно правило: «Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников!»

Поэтому мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему правильно выстраиваем работу с родителями, делаем ее эффективной, подбираем интересные формы взаимодействия с семьей.

Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников (нехитрые подходы посредством эмоционального контакта):

I. Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, когда педагог ненавязчиво подводит родителей к мысли о том, что воспитание ребенка - это единое понимание цели и задач обучения детей.

II. Ежедневный контакт воспитателя, когда родители приводят и забирают детей.

III. Неформальные беседы педагога с родителями для того, чтобы обсудить успехи независимо от конкретных проблем (проявление ребенком интереса к чему-либо).

IV. Посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок (просмотр непосредственно-образовательной деятельности).

V. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ (участие родителей в мероприятиях, экскурсиях.

VI. Проявление педагогом интереса к традициям и опыту семейного воспитания и обучения.

VII. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях).

VIII. Установление правильных отношений между родителями воспитанников, на основе доброжелательной критики и самокритики (умение взаимодействовать с родительской средой, возникновение обоюдных симпатий).

Список литературы:

1.Богомолова, партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика№ 2.

2. , Данилюк ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.

3. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика.

4., Кудрявцева сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

5.Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?

7., Кротова педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.

Сотрудничество с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

Налимова Светлана Николаевна

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Кольчугино» Симферопольского района Республики Крым

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей , порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Пословица гласит «Что птенец увидел в гнезде, то он возьмет с собой в полет»

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте от « 17 » г. , который вступил в действие с 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании , и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), и иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – это объединение и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:

Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в ;

Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечить семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Основной образовательной программы дошкольного образования.

Задача МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Кольчугино», «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Наш детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур мы учитываем подход к каждой семье, учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Взаимоотношения с родителями МБДОУ «Детский сад» Тополек» с. Кольчугино» выстраиваются поэтапно:

«Давайте познакомимся!». На первом этапе родителей знакомим с детским садом, с Рабочими , с педагогическим , раскрываем возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаем активные методы взаимодействия: тренинги, « », игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе мы говорим о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).

Проектная деятельность в МБДОУ ведется по годовой задаче «Формирование у детей патриотического воспитания через приобщение к культуре, языку, национальным ценностям и природе родного края в тесном сотрудничестве с родителями при использовании метода проектных технологий».

Итогом работы за 2016-2017 учебный год станет парад проектов педагогов. Педагоги выбрали темы самообразования соответственно задачи и каждый запланировал проект по работе с детьми в сотрудничестве с родителями. Родители знают о работе педагога по проекту и привлекаются к сотрудничеству. Проект музыкального руководителя Людмилы Викторовны «Люби и знай родной край» был бы реализован в полной мере, если бы не помощь родителей в организации экскурсии в осенний лес, без предоставления костюмов и подготовки декораций к итогу проекта развлечению «Осень в Крымском лесу». А как же проект воспитателя Светланы Ивановны «Детский сад- наш дом родной» без активного сотрудничества с родителями. А группа у Светланы Ивановны разновозрастная, прием детей закончен 7 декабря 2016 года.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Следующий этап «Готовимся серьезно». Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы тщательно и серьезно готовим. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Этап «Динамичность».

Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы с семьей.

Наш детский сад берет за основу еще одно правило: «Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников!»

Поэтому мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему правильно выстраиваем работу с родителями, делаем ее эффективной, подбираем интересные формы взаимодействия с семьей.

Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников, основанные на эмоциональном контакте:

1. Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, когда педагог ненавязчиво подводит родителей к мысли о том, что воспитание ребенка - это единое понимание цели и задач обучения детей.

2. Ежедневный контакт воспитателя, во время утреннего приема и ухода ребенка домой.

3. Неформальные беседы педагога с родителями для того, чтобы обсудить успехи независимо от конкретных проблем (проявление ребенком интереса к чему-либо).

4. Посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок -это Дни открытых дверей. Во время их проведения родители «погружаются в жизнь ребенка в детском саду»

5. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ (участие родителей в мероприятиях, экскурсиях)

6. Проявление педагогом интереса к традициям и опыту семейного воспитания и обучения.

7. Просвещение родителей в области педагогики и детской (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях).

8. Установление правильных отношений между родителями воспитанников, на основе доброжелательной критики и самокритики (умение взаимодействовать с родительской средой, возникновение обоюдных симпатий).

Список :

1.Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика№ 2.

2. Дронь А. В., Данилюк О. Л.Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.

3.Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика.

4.Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

5.Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?

6.Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.

7.Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005 г.

Интернет ресурсы

Из опыта работы
«Взаимодействие детского сада и семьи
в условиях реализации ФГОС ДО»

Бутылина Ирина Валерьевна,
воспитатель МКДОУ д/сад «Улыбка»,
г. Бородино Красноярского края

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольное учреждение и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет её, выполняя свои особые функции. Их общие задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. В Словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
— установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
— объединение усилий для развития и воспитания детей;
— активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
— создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.

Система работы с родителями в нашем детском саду строится на следующих принципах:
— открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
— создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
— диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Работа начинается с изучения контингента родителей (возраст, образование, профессия, настроенность на взаимодействие с педколлективом ДОУ); образовательных запросов родителей, что дает возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, а также повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.

В структуре системы работы:
1. Педагогическое просвещение родителей – проводится с целью их ознакомления с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; формирования у родителей практических навыков воспитания детей. Данная работа проводится через семинары-практикумы, педагогические гостиные, родительские собрания, устные педагогические журналы и игры с педагогическим содержанием.
При проведении консультаций для родителей педагоги ДОУ активно используют такие методы общения как: ролевое проигрывание проблем воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в разной деятельности (познавательной, художественной, театрализованной, игровой, спортивной), моделирование способов родительского поведения, обмен опытом воспитания. Они применяются, чтобы предоставить родителям возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными исследователями собственного поведения, получить опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка.

2. Включение родителей в образовательный процесс через Дни открытых дверей, совместное участие в конкурсах, выставках, демонстрацию личностных достижений воспитанников, участие в детско-взрослых проектах. Широкое распространение среди родителей ДОУ получили праздники: День матери, 23 февраля, 8 Марта; игровой семейный конкурс «Спортивная семья»; творческие конкурсы. Такие праздники, конкурсы помогают создать эмоциональный комфорт в группах, сблизить участников педагогического процесса. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование данных форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения.

3. Выпуск ежеквартальной газеты «Непоседы», где представлены тематические материалы для родителей и детей.

4. Привлечение родителей к руководству ДОУ через их участие в работе Совета детского сада, родительских комитетов групп. В состав Совета детского входят по два-три человека от каждой группы, заведующий, заместитель заведующего.
В нашем ДОУ работают родительские клубы: «Семейная академия» для родителей детей младшего дошкольного возраста, куда приглашались родители, имеющие детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад; «На пороге школы» для родителей будущих выпускников ДОУ. Клубы являются дополнительным компонентом воспитательного процесса, когда родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Таким образом, от участия родителей в работе нашего дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Стремление педагогов нашего ДОУ к изменению формы общения с родителями, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Библиографический список:
1. Галеева Н.П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй: учебно-методическое пособие. СПб., 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Взаимодействие детского сада с семьей в соответствии с ФГОС ДО

Для всестороннего развития личности ребёнка необходимо взаимодействие двух важных институтов социализации детей - семьи и детского сада .

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями . Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

На сегодняшний день, в рамках реализации ФГОС ДО для педагогов дошкольного образования в данном направлении работы один выход : включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом и изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье .

Цель педагогов - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ , сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи . Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей является одной из главных задач ФГОС ДО . В связи с этим, с целью создания партнерских отношений « семья - детский сад » , возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями .

В соответствии с ФГОС ДОУ обязано :

информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье , но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

обеспечить открытость дошкольного образования;

создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи ;

создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Задача детского сада :

привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, оказать ей педагогическую помощь;

учитывать дифференцированный подход к каждой семье , учитывать социальный статус и микроклимат семьи , а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей;

создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ , сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Задачи педагогов : обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи , повысить компетентность родителей, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей .

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают , обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат : здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО :

Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает : общие и групповые собрания, консультации, семинары, индивидуальные беседы. Выставки детских работ и поделок , изготовленных вместе с родителями. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. Совместные экскурсии, пешие прогулки, походы. Открытые занятия, мастер-классы, совместное создание предметно-развивающей среды.

Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности, позволяет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду .

По данному направлению можно проводить : анкетирование, тестирование, личные беседы. Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы) . Содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей, его необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет.

Досуговое направление - это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Оно призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет .

По данному направлению можно организовать : праздники, развлечения, празднование дней рождения, выставки, конкурсы к традиционным праздникам, дни добрых дел и многое другое.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная , не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье .

Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы ( детский сад и семья ) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге» , то постепенно даст определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, тем самым создастся атмосфера взаимоуважения . А позиция родителей

как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.


ТРЕБОВАНИЯ ФГОС В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.


Ц ЕЛИ ДОО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ: - совместное воспитание и развитие дошкольников; - создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; - вовлечение родителей в единое образовательное пространство; - Установление доверительных, партнёрских отношений с родителями


ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.


ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для привлечения родителей в систему работы ДОУ мы повышаем компетентность родителей в вопросах образования и активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО с использованием различных форм.


О РГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОО В ДОО работают органы управления: Управляющий совет, Родительский комитет ДОО, Родительские комитеты групп, в состав которых входят представители родительской общественности. Родители непосредственно участвуют в управлении образовательным процессом учреждения через формирование совместно с администрацией и педагогическим коллективом образовательной политики учреждения.


Т РАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Беседы Посещение семей Проведение мастер-классов Дни открытых дверей Родительские конференции Выставки совместных работ Совместные праздники и развлечения Работа с родительским комитетомоформление папок-передвижек и стендов